Организация и порядок осуществления денежных расчетов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Максимально эффективное использование всех возможностей различных форм безналичных расчетов между юридическими лицами – вероятно одна из самых актуальных практических проблем бизнеса. Анализу преимуществ и недостатков, а также уместности основных форм безналичных расчетов посвящен третий вопрос настоящей работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии……….5
2. Виды и формы расчетов, применяемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности………………………………………………7
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия…...…………………………………………………………………15
4. Достоинства и недостатки применяемых форм расчетов…………….23
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Женя КР финансы предприятий.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Неделимый аккредитив защищает интересы покупателя.

Возобновляемый аккредитив предполагает, что в пределах общего срока использования аккредитива его сумма восстанавливается, как только покупатель возместит банку, открывшему аккредитив, произведенные по нему платежи плательщику. Такой аккредитив используется обычно, когда покупатель производит регулярные закупки продукции у данного поставщика или когда осуществляется периодическая поставка определенных партий товаров через согласованные промежутки времени.

Для уменьшения сложности и расходов, имеющихся при использовании аккредитива, используется чековая форма расчетов. Она осуществляется путем выдачи чекодателем распоряжения своему банку произвести из имеющихся средств чекодателя выплату определенной суммы чекодержателю или перечисление этой суммы на его счет. Чек может передаваться одним лицом другому путем внесения в него передаточной надписи (индоссамента).

Чек является ценной бумагой. Чеки сброшюрованы в книжке установленного образца по 10, 25 и 50 листов. Для получения чековой книжки предприятие представляет в обслуживающий его банк заявление. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки.

В международной коммерческой практике применяются следующие виды чеков: именные - выписанные в пользу определенного лица и не подлежащие передаче по индоссаменту; ордерные - выписанные по индоссаменту; на предъявителя - передаваемые путем простой передачи или по индоссаменту. В России возможности использования чеков имеют следующие ограничения:

* чекодателю запрещен индоссамент чека;

* чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента;

* необходимо обязательное предварительное депонирование чекодателем средств на отдельном счете.

Автоматически возникает вопрос: а чем отличаются такие инструменты расчетов как чек и переводной вексель? Сущность чека заключается в том, что он служит именно формой безналичных расчетов и его оборачиваемость призвана обеспечить максимально быструю доставку чека к счету плательщика для непосредственного совершения платежа. Переводной вексель же является, как правило, инструментом оформления коммерческого кредита или займа вообще. Таким образом, чек не предполагает отсрочки совершения платежа по нему, для векселя это основа. Именно по этому, непосредственным плательщиком по чеку может выступать только банк, а оговорка в чеке о процентах считается недействительной.

 

Рис. 3. Схема движения денежного потока при расчетах чеками

 



 

1 - заявление на выдачу чековой книжки;

2 - получение чековой книжки;

3 - отгрузка продукции;

4 - выписка чека поставщику продукции;

5 - предъявление чека для оплаты;

6 - передача требования на оплату;

7 - перечисление средств на счет поставщика.

 

При поставках на условиях последующей оплаты используется инкассовая форма расчетов, или инкассо товарных документов, которая осуществляется платежными требованиями-поручениями, т. е. поставщик предъявляет платежное требование к покупателю оплатить поставленную продукцию на основании направленных в обслуживающий банк плательщика (покупателя) расчетных и отгрузочных документов.

Поставщик выписывает платежные требования-поручения и вместе с коммерческими документами отправляет в банк покупателя, который передает требования-поручения плательщику. Плательщик обязан представить платежное требование-поручение в банк в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. В этом случае требование-поручение вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.

Отдельные виды расчетов предприятия производят наличными денежными средствами. Сюда относятся выплаты заработной платы, закупка сырья у физических лиц, оплата сотрудниками предприятия различного вида услуг и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия.

 

 

Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала административно-командным методам управления экономикой.

Действовавшая система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение которых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприятий за выполнение своих договорных обязательств.

Эти принципы, в частности, строго регламентировали: место платежа — банк (он выступал организатором и контролером безналичных расчетов) ; время платежа — после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита) ; согласие плательщика (акцепт) — как основание платежа; источник платежа — собственные средства покупателя или банковский кредит при наличии права на его получение; форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обороте.

Указанные принципы расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов, возможность использования на практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

Названный принцип отличается от первого принципа безналичных расчетов плановой системы хозяйствования, суть которого заключалась в проведении всех расчетов предприятий и организаций через учреждения банка. Последнее вытекало из требования обязательности хранения денег на счетах в банке всеми предприятиями и организациями, что соответствовало административно-командным методам управления экономикой.

В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение, как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка — участнику расчетов, — это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип — принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых; договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж) ; немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции — на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж— это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства) .

Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю) .

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков) .

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке, только один основной счет — расчетный или текущий.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

Информация о работе Организация и порядок осуществления денежных расчетов на предприятии