Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа
Максимально эффективное использование всех возможностей различных форм безналичных расчетов между юридическими лицами – вероятно одна из самых актуальных практических проблем бизнеса. Анализу преимуществ и недостатков, а также уместности основных форм безналичных расчетов посвящен третий вопрос настоящей работы.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии……….5
2. Виды и формы расчетов, применяемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности………………………………………………7
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия…...…………………………………………………………………15
4. Достоинства и недостатки применяемых форм расчетов…………….23
Заключение…………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………28
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии……….5
2. Виды и формы расчетов, применяемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности………………………………………………
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия…...………………………………………
4. Достоинства и недостатки применяемых форм расчетов…………….23
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Очевидно, что именно организация эффективного обмена результатами труда лежит в основе успеха любой экономической системы. Неизбежность и актуальность организации товарного обмена исторически предопределили появление такой категории как «деньги». Деньги, после их появления «обросли» целым «веером» прочих функций, но именно способность денег, быть средством обращения полностью предопределяет степень их прочей функциональности. Насколько деньги способны быть мерой стоимости, средством накопления и платежа? Ровно настолько, насколько они способны оплачивать приобретение товаров.
Изначально деньги обладали собственной стоимостью, поскольку их материальной основой являлись драгоценные металлы. Однако деньги, обладающие собственной стоимостью именно из-за наличия этой стоимости и ограниченности ресурса – их материальной основы, препятствовали проведению необходимой кредитно-денежной политики государства.
Вместо денег обладающих собственной стоимостью, стали применятся деньги, собственной стоимости не имеющие, но платежеспособность, которых обеспечивается государством. Условность платежеспособности таких денег требует определенной государственной организации денежной системы на основе Центрального Банка и законодательной базы.
Организация денежных расчетов отражает «техническую» сторону денежной системы и предопределяет ее динамические качества. Именно эта сторона требует «минимума политики» и «максимума исполнительности», иными словами четкой нормативной регламентации и государственного контроля. Эффективность организации денежных расчетов во многом определяет эффективность денежной системы государства в целом.
В первом вопросе данной работы сделана попытка рассмотреть в целом порядок осуществления денежных расчетов на предприятии. Рассмотрена необходимость открытия расчетных и текущих счетов в банках для осуществления безналичного денежного оборота.
Второй вопрос данной работы посвящен видам и формам денежных расчетов предприятия. В этой главе мною даны определения наиболее распространенным видам денежных расчетов.
Максимально эффективное использование всех возможностей различных форм безналичных расчетов между юридическими лицами – вероятно одна из самых актуальных практических проблем бизнеса. Анализу преимуществ и недостатков, а также уместности основных форм безналичных расчетов посвящен третий вопрос настоящей работы.
В четвертом вопросе мной раскрыты достоинства и недостатки форм расчетов, о которых я упоминала во второй главе этой работы.
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии.
В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет расчеты с участниками хозяйственных отношений как внутри предприятия, так и вне его.
Расчеты внутри предприятия и некоторые из внешних расчетов осуществляются через кассу предприятия наличными деньгами. При этом на расчеты наличными с юридическими лицами имеются ограничения, которые регламентируются ЦБ РФ.
Расчеты с внешними контрагентами, как правило, производятся в безналичной форме.
Так расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами безналичных платежей:
- платежными поручениями;
- платежными требованиями – поручениями;
- платежными требованиями;
- аккредитивами;
- расчетными чеками;
- векселями.
По некоторым операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.
Расчеты с контрагентами предприятие осуществляет через банк. Предприятие для осуществления хозяйственной деятельности пользуется услугами банков, где ему открывают расчетные или текущие счета.
Расчетный счет предназначается для зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия и осуществления текущих платежей, связанных с его деятельностью. Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целями деятельности предприятия согласно его учредительным документам. Количество расчетных счетов, в том числе валютных, открываемых предприятию законом не ограничено. Открытие расчетного счета в банке оформляется договором банковского счета, в котором определены права и обязательства по комплексному расчетно-кассовому обслуживанию клиента: проведение расчетов клиента и выдача выписок с лицевых счетов; выдача ему денежных и расчетных чековых книжек; обеспечение сохранности денежных средств клиента и выдача их по его требованию; оказание почтово-телеграфных услуг, связанных с ведением счета; сохранение тайны по операциям клиента и др. Клиент со своей стороны обязан оформлять платежно-расчетные документы в соответствии с правилами, установленными законодательством и в соответствующие сроки предоставлять в банк необходимую бухгалтерскую и статистическую отчетность; уведомлять банк об изменении своего юридического статуса, адреса, лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и т.д.
В договоре предусматривается оплата услуг банка за открытие счета и за проведение операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиента. За пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает суммы по процентам в соответствии с условиями договора. За ненадлежащее совершение операций по счету клиента банк несет ответственность, в основном, в виде выплат штрафов, предусмотренных в процентах к сумме убытков нанесенных клиенту.
Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. По заявлению банка договор банковского счета может быть расторгнут только через суд.
Текущие счета открываются для некоммерческих организаций; обособленных подразделений юридического лица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица; учреждений и организаций, состоящих на бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов. Перечень операций по текущему счету ограничен и распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в пределах утвержденной сметы.
2. Виды и формы расчетов, применяемых предприятием в процессе своей деятельности
В сфере коммерческой деятельности предприятия движение финансовых потоков обеспечивается применяемыми формами расчета за передаваемые и приобретаемые товарно-материальные ценности (в общем случае - за товары и услуги).
Основной формой расчетов является денежная. Она может осуществляться наличными деньгами и в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся с участием банка путем списания денежных сумм со счета плательщика и зачисления их на счет получателя.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденным Центральным банком России 9 июля 1992 года, допускается использование следующих форм безналичных расчетов:
* платежными поручениями;
* аккредитивами;
* чеками;
* платежными требованиями-поручениями;
* векселями.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором. Выбор той или иной формы расчета определяется характером хозяйственных связей между договаривающимися сторонами, их финансовым положением и местонахождением, особенностью поставляемой продукции, способом ее транспортировки и условиями приемки.
Одной из самых распространенных в настоящее время в России форм безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении определенной денежной суммы со своего счета.
В соответствии с договоренностью сторон и Положением о безналичных расчетах платежные поручения могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. Срочные платежи осуществляются при авансовых платежах до отгрузки продукции, либо после отгрузки продукции (прямой акцепт товара), либо при частичных платежах при крупных сделках. Долгосрочные и отсроченные платежи могут оговариваться сторонами в договоре.
Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки и принимаются к исполнению только при наличии средств на счете плательщика. Для обеспечения гарантии платежа поставщик может внести в условие сделки акцепт платежного поручения. В этом случае банк депонирует сумму поручения на отдельном балансовом счете, и на акцептованном поручении делается отметка о подтверждении депонирования средств.
Рис.1. Схема движения финансового потока при расчетах платежными поручениями
1 - поставка продукции;
2 - оформление и передача платежного поручения покупателем в банк;
3 - списание средств со счета покупателя, перевод средств и передача платежного поручения в банк поставщика, зачисление средств на счет поставщика;
4 - сообщение покупателю о списании средств с его расчетного счета;
5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его расчетный счет.
При длительных равномерных поставках продукции расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в виде плановых платежей.
По условиям договора поставщик обязуется отгрузить продукцию покупателю в определенных размерах по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в определенные сроки производить соответствующие плановые платежи. В этом случае договаривающиеся стороны направляют в обслуживающие их банки копии соглашений с указанием длительности расчетных периодов, сроков платежей, реквизитами счетов, сроков выверки и порядка завершения расчетов. Платежное поручение выписывается и передается банку на каждый плановый платеж. Контролирует расчетные отношения одна из сторон, определенная условиями договора. В зависимости от результатов уточнения расчетов производятся перерасчеты, которые при недоплате осуществляются отдельными платежными поручениями. Плановые платежи упрощают технику расчетов и дают возможность договаривающимся сторонам более четко регулировать денежный оборот.
В случае когда поставщик и покупатель не уверены в надежности и платежеспособности друг друга, применяется аккредитивная форма расчетов. При расчетах аккредитивами покупатель поручает обслуживающему его банку произвести оплату продукции за счет средств, предварительно депонированных на счете для этой цели, либо под гарантию банка. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. В случае когда банк плательщика (банк-эмитент) по поручению покупателя переводит средства в банк поставщика для осуществления данного платежа, в банке поставщика открывается отдельный банковский счет "Аккредитивы".
Аккредитивы бывают следующих видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные, делимые и неделимые, возобновляемые.
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
Рис. 2. Схема движения финансового потока при аккредитивных расчетах с предварительным депонированием средств
1 - заключение договора;
2 - заявление на открытие аккредитива, передача платежного поручения о депонировании средств;
3 - депонирование средств;
4 - сообщение об открытии аккредитива;
5 - поставка продукции;
6 - направление документов, подтверждающих отгрузку продукции;
7 - зачисление средств со счета "Аккредитивы" на расчетный счет, сообщение об использовании аккредитива в банк-эмитент;
8 - сообщение покупателю об использовании аккредитива.
Непокрытый (гарантированный) аккредитив открывается в исполняющем банке, и ему предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Этот вид аккредитива используется при наличии между банками корреспондентских отношений.
Отзывный аккредитив может быть аннулирован (отозван) досрочно и притом не только по указанию покупателя, но и самостоятельно банком, его открывшим, в случае ухудшения финансового положения покупателя и досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву, а также при несоблюдении условий договора или опасения в отношении уплаты покупателем товарных документов.
Безотзывный аккредитив не может быть аннулирован (отозван) или изменен банком-эмитентом до наступления срока без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Безотзывный аккредитив является обязательством банка, его открывшего, и гарантирует поставщику выплату причитающихся ему средств.
Делимый аккредитив предусматривает выплату поставщику определенных согласованных в договоре сумм после каждой частичной поставки.
Неделимый аккредитив предполагает, что вся причитающаяся поставщику сумма будет выплачена после завершения всех поставок или после последней частичной поставки. Такой аккредитив используется обычно при поставках отдельными партиями оборудования, технологически тесно связанного, когда непоставка одной или нескольких партий делает невозможным использование ранее поставленного оборудования.
Информация о работе Организация и порядок осуществления денежных расчетов на предприятии