Организация финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть цели, задачи, функции государственного финансового контроля, раскрыть деятельность органов государственного финансового контроля, а также дать характеристику одному из видов государственного контроля - аудиту.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его цели, задачи, функции. Во второй главе даётся характеристика органам государственного финансового контроля. В третьей главе раскрывается сущность аудита и его место в системе государственного финансового контроля. В заключительной главе рассматриваются роль финансового контроля в РФ.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Сущность государственного финансового контроля………………………4
1. Цель и задачи государственного финансового контроля……………4
2. Функции государственного финансового контроля………………..14
3. Система органов государственного финансового контроля: принципы и задачи деятельности…………………………………………………………16
1. Система органов государственного финансового контроля: принципы и задачи деятельности …………………………..……….16
2. Развитие нормативно-правовой базы государственного финансового контроля ...……………………………………………..20
4. Аудит эффективности и его место в системе государственного финансового контроля………………………………………………………24
5. Заключение…………………………………………………………………..30
6. Литература…………………………………………………………………...31
7. Приложение………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Контроль - неотъемлемая часть деятельности государственных и коммерческих структур по управлению экономикой в условиях рынка и обеспечению нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов. Осуществляя контрольные функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что способствует повышению ответственности перед народом органов законодательной и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата. При помощи контроля администрация каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры добиваются более экономичного и рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли. Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает современность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Контроль стоит на страже законности, социальной справедливости. Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Система  органов государственного  финансового контроля: принципы и задачи деятельности.

3.1.Система  органов государственного  финансового контроля.

     Весьма важный вопрос теории  государственного финансового контроля — параметры его объектов, т.е. нормы их состояния или функционирования. Основные параметры объектов государственного финансового контроля следующие: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность организационной структуры. При этом указанные параметры выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность и т.д. так или иначе в конечном счете включены в вышеприведенные). Так, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов и т.д. устанавливается соблюдение и полноты, и точности, и своевременности, и иных моментов, установленных законодательством. В конечном итоге проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного характера позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от заданных нормотворческими органами правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию (в плане оптимизации их самих). Целесообразность — категория, охватывающая не только целевое расходование государственных средств и использование приобретенного за счет этих средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам и т.д. Также с точки зрения эффективности проверяется не только экономное и оптимальное управление и использование государственных финансовых средств и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения различного рода государственных программ, проведения различного рода государственных (или с участием государства) мероприятий с наименьшими затратами и наибольшим эффектом. И последнее из основных направлений — оптимизация организационной структуры управления государственными финансами и иной собственностью. Здесь оценивается и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между ответственными работниками государственных органов и их взаимодействие, анализируются процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти на предмет способности принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры информационных потоков и т.д. Причем эта область государственного финансового контроля тесно связана с административным контролем (в общем виде — контролем исполнения). Следует отметить, что оптимальность организационной структуры непосредственно влияет (можно сказать, является началом) как на целесообразность, так и на эффективность финансового управления (впрочем, как и в любой организации), но в силу своей специфичности эта область выделена в самостоятельное направление контроля.

В России государственный финансовый контроль осуществляется в установленном порядке (тем или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных контрольных органов. Такие органы целесообразно разграничивать в соответствии с их компетенцией (см. рис 1). В данном аспекте можно различать:

  1. Органы государственного финансового контроля общей компетенции. Они осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга объектов и вопросов согласно сферам своей деятельности. Такими органами, в частности, являются: Счетная палата РФ, счетные (контрольно-счетные) палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, территориальные КРУ Минфина России, Главное контрольное управление Президента РФ (а также региональные отделения указанных органов), созданные при администрациях (правительствах) субъектов РФ, органы государственного финансового контроля, осуществляющие отдельные функции финансового контроля, подразделения парламента РФ и законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ (например, бюджетно-финансовые комиссии, комитеты, рабочие группы, созданные для проработки тех или иных вопросов, связанных с государственными финансами) и др.
  2. Органы государственного финансового контроля отраслевой компетенции. Они осуществляют контроль в конкретных отраслях (в некотором смысле термин «отраслевой контроль» синонимичен термину «ведомственный контроль»). В большинстве своем — это органы государственного финансового контроля в составе федеральных и республиканских министерств, ведомств и иных органов государственной власти и управления, осуществляющие государственный финансовый контроль в определенных отраслях или видах деятельности (например: Департамент страхового надзора Минфина России, Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России и др.).
  3. Органы государственного финансового контроля межотраслевой компетенции. Они контролируют определенные сферы финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля вне зависимости от их отраслевой принадлежности (например: МНС России, ФСНП России, органы Федерального казначейства России, ГТК России, иные государственные комитеты и комиссии и др.).
  4. Органы государственного финансового контроля специальной компетенции. В принципе они также осуществляют контроль вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов контроля, но их контроль ограничен достаточно узкими вопросами, т.е. их контроль носит достаточно узконаправленный характер (например, Минимущество России, ФКЦБ России, ВЭК России, МАП России, ФСФО России, ФЦПФ России и др.).

     Следует отметить, что в современных условиях государственный финансовый контроль можно охарактеризовать как довольно сложную систему, состоящую из следующих элементов:

  • организационные структуры (включая их звенья — центры ответственности (ЦО), статус и порядок взаимосвязей последних);
  • методологическая основа (определения понятий, цели, задачи, принципы, требования, виды государственного финансового контроля и т.д.);
  • нормативно-правовая база, методическое обеспечение;
  • научно-исследовательская и учебная базы, кадровое обеспечение;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение (в том числе финансовые ресурсы, соответствующие условиям работы, техника, помещения);
  • информационно-коммуникационная инфраструктура (информационное обеспечение, система коммуникаций).

Все взаимосвязи  элементов системы государственного финансового контроля наглядно представлены на рис. 2. и на рис.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2.Развитие  нормативно-правовой базы государственного финансового контроля.

     В целом система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля (или его нормативно-правовая база) нам представляется 4-уровневой. Наглядно это показано на рис. 4. Как видно, в принципе можно говорить об отдельной подотрасли финансового права — контрольном праве, или праве государственного финансового контроля (отрасль — финансовое право).

     В принципе законодательство о государственном финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного финансового контроля, но данные акты, имеющие, по сути, локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы государственного финансового контроля (объединяющую и справедливую для органов ГФК всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Конечно, логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. Но так как создание отдельных контрольных органов в стране в основном происходило, можно сказать, стихийно, т.е. без четкой и глубоко продуманной концепции всей системы, то и начинать придется «от достигнутого». При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов государственного финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).

При формировании нормативной базы государственного финансового контроля следует решить несколько важных задач, например, таких как:

  • определить терминологию и понятийный аппарат ГФК;
  • разработать методологию ГФК (цели, задачи, принципы и т.д.);
  • определить организационную структуру системы ГФК;
  • определить органы правового регулирования ГФК, их права и обязанности;
  • определить субъектов права ГФК;
  • определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) ГФК;
  • определить основные источники права ГФК (нормативно-правовые акты) и уровни нормативно-правового регулирования;
  • определить порядок построения системы нормативно-правовых актов ГФК, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д., их расположение в определенной последовательности) и содержание;
  • разработать порядок систематизации нормативно-правовых актов ГФК;
  • обозначить основные направления взаимодействия правовых актов ГФК с актами иных подотраслей (сфер) финансового права, а также с другими отраслями права.

При этом система  нормативно-правовых актов государственного финансового контроля должна строиться при учете следующих основных требований:

  • нормативно-правовые акты ГФК не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга (то же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа в общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования ГФК;
  • должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования (см. рис. 3), как он взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень;
  • должна быть четко определена обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.

Рассмотрим  вопрос основополагающего правового  акта, являющегося своего рода системообразующим  звеном общей системы нормативно-правовых актов государственного финансового контроля. В качестве такого системообразующего звена мы предлагаем Закон о системе государственного финансового контроля (далее Закон).

Принятие  Закона по сути ознаменует собой начало формирования комплексной системы  законодательных и нормативных актов государственного финансового контроля в современных условиях построения развитого демократического правового государства. Принятие Закона как минимум обеспечит «уравнивание в правах» норм государственного финансового контроля с нормами других отраслей права (например, финансового права), повысит статус норм государственного финансового контроля, поставит правовые акты государственного финансового контроля на одну ступень с иным законодательством (т.е. правовыми актами иных сфер государственного управления, которые изначально формировались на основе федеральных законов). Это обстоятельство имеет очень важное значение и при разрешении правовых коллизий, противоречий действующего законодательства, споров с участием органов государственного финансового контроля (например, в отношении вынесенных ими решений по проверкам). Но следует особо подчеркнуть, что данный Закон, очерчивая в достаточной степени концептуально правовое пространство государственного финансового контроля, должен в полной мере учитывать все экономические и социально-политические условия, сложившиеся в стране в настоящий момент, он должен полностью отвечать требованиям нынешнего этапа государственного строительства и проводимой политике в области финансово-экономической стабилизации в обществе.

     Итак, представляется необходимой скорейшая разработка Закона, который положит правовое начало развитию отечественного государственного финансового контроля, переходу его на качественно иной уровень, отвечающий потребностям современного государственного управления, установкам государственной политики. При этом основная цель Закона — установление нормативно-правовой основы (фундамента) функционирования, развития и совершенствования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации и ее субъектах, обеспечивающей сохранение и эффективное использование национальной собственности и рост благосостояния граждан. Какие же вопросы ждут своего решения и соответственно должны быть отражены в Законе? В табл. 1 представлена структура предполагаемого Закона. В Законе должны учитываться особенности финансового контроля как за федеральной собственностью (в том числе передаваемой субъектам РФ и муниципальным образованиям), так за собственностью субъектов РФ. В приложениях к данному Закону целесообразно привести «Перечень терминов и определений», где будут интерпретированы основные понятия ГФК (например, определение понятия «целевое использование государственных финансовых средств и материальной собственности» и т.д.). Кроме того, нормативно-правовая база ГФК (существующие акты, предлагаемый Закон и обеспечивающие его нормативные акты ГФК) должна будет своевременно корректироваться в соответствии с изменяющимися условиями и современным законодательством.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация финансового контроля в Российской Федерации