Курсовая
работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"Финансы"
на тему
Организация финансового
контроля в Российской
Федерации
Выполнила студентка
Финансового Факультета
Капель О.И.
Руководитель:
_____________________________________________
________________________
Ростов
– на – Дону
2009
год
Содержание
- Введение………………………………………………………………………3
- Сущность
государственного финансового контроля………………………4
- Цель и задачи
государственного финансового контроля……………4
- Функции государственного
финансового контроля………………..14
- Система органов
государственного финансового контроля:
принципы и задачи деятельности…………………………………………………………16
- Система органов
государственного финансового контроля:
принципы и задачи деятельности …………………………..……….16
- Развитие
нормативно-правовой базы государственного финансового
контроля ...……………………………………………..20
- Аудит эффективности
и его место в системе государственного
финансового контроля………………………………………………………24
- Заключение…………………………………………………………………..30
- Литература…………………………………………………………………...31
- Приложение………………………………………………………………….32
Введение.
Важным
элементом бюджетного процесса является
финансовый контроль, который обеспечивает
эффективность функционирования государственной
финансовой системы.
Значение
финансового контроля в России существенно
возросло в период перехода к рыночной
экономике. В рыночной системе велика
роль налогов, которые являются не только
основным источником поступлений в доходную
часть бюджета, но и регулятором хозяйственной
деятельности. Развитие налоговой системы
невозможно без создания эффективной
системы контроля за полнотой и своевременностью
уплаты налогов в бюджет государства.
Также велика значимость общественного
контроля за расходованием государственных
средств. Усложняется система бюджетного
федерализма, которая также требует создания
новых механизмов контроля за распределением
и использованием бюджетных ресурсов.
Эффективный
и действенный финансовый контроль
является необходимым условием сильной
власти, важнейшим фактором государственного
строительства.
Цель
работы – раскрыть цели, задачи, функции
государственного финансового контроля,
раскрыть деятельность органов государственного
финансового контроля, а также дать характеристику
одному из видов государственного контроля
- аудиту.
Работа
состоит из трех глав. В первой главе
рассмотрены теоретические основы государственного
финансового контроля, его цели, задачи,
функции. Во второй главе даётся характеристика
органам государственного финансового
контроля. В третьей главе раскрывается
сущность аудита и его место в системе
государственного финансового контроля.
В заключительной главе рассматриваются
роль финансового контроля в РФ.
2.Сущность
государственного финансового
контроля.
2.1.Цель
и задачи государственного
финансового контроля.
Государственный финансовый контроль
(ГФК) — это установленная законодательством
деятельность органов государственной
власти и управления всех уровней по выявлению,
предупреждению и пресечению:
- ошибок и злоупотреблений
в управлении государственными денежными
и материальными ресурсами (капиталами),
используемыми в хозяйственной деятельности
и отчуждаемыми нематериальными объектами
государственной собственности, а также
государственными имущественными правами,
влекущих прямой или косвенный финансовый
и/ или материальный ущерб государству;
- несоблюдения
финансово-хозяйственного, в том числе
бюджетного, законодательства;
- недостатков в
организации систем управления (в том
числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной
деятельностью государственных организаций
(в том числе бюджетных учреждений) и их
объединений, организаций с государственным
участием или особо связанных с деятельностью
государства;
- угроз финансовой
безопасности государства.
Современное толкование понятия "финансовый
контроль" отличают многоплановость
его целей и многогранность задач. В настоящее
время финансовый контроль - это не только
проверка правильности ведения финансовой
документации, соблюдения финансово-хозяйственного
законодательства, выявление нарушений
финансовой дисциплины. Это прежде всего
важнейшая функция управления финансовыми,
а через них и экономическими процессами,
имеющая специальную целевую направленность,
определенное содержание и специфические
способы осуществления.
Финансовый
контроль обычно рассматривают в
двух аспектах: 1) как регламентированную
деятельность специально созданных контролирующих
органов за соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины; 2) как неотъемлемый
элемент управления финансами и денежными
потоками на макро- и микроуровне с целью
обеспечения целесообразности и эффективности
финансовых операций.
Государственный
финансовый контроль распространяется
на все каналы движения денежных ресурсов,
так или иначе связанные с
формированием государственных
ресурсов, полнотой и своевременностью
их поступления и целенаправленностью
использования.
Государственный
финансовый контроль - регламентированная
нормами права деятельность по проверке
законности и целесообразности действий
в области образования, распределения
и использования централизованных
фондов государства и муниципальных образований.
В общем и целом цель государственного
финансового контроля — обеспечение соблюдения
принципов законности, целесообразности
и эффективности распорядительных и исполнительных
действий по:
- управлению (включая
стадии планирования, формирования, распределения
и использования) государственными финансовыми
и материальными (материальными продуктами
человеческой деятельности, природными
видами собственности) ресурсами, нематериальными
объектами государственной собственности
и государственными имущественными правами
(там, где такое управление опосредствуется
финансовыми, т.е. денежными, отношениями
— например, образование финансовых ресурсов
в процессе распоряжения материальными
и нематериальными объектами, имущественными
правами);
- обеспечению их
сохранности и приумножения для выполнения
функций государства, а также созданию
всех условий для этого;
- обеспечению законности
и оптимальности (в свете государственной
политики) функционирования различных
звеньев финансово-хозяйственной системы
государства;
- обеспечению финансовой
безопасности государства.
Достижение
цели ГФК обеспечивается реализацией
следующих основных задач:
- контроль за законностью,
целесообразностью, полнотой, своевременностью
и целевым назначением направления и использования
государственных финансовых ресурсов
(в том числе бюджетных дотаций, кредитов,
ссуд, субсидий, субвенций и т.д.);
- контроль за законностью
и целесообразностью предоставления государственных
финансовых и имущественных гарантий
(поручительств), выдаваемых в качестве
обеспечения сделок;
- вскрытие резервов
в формировании государственных финансовых
ресурсов, выработка предложений по сокращению
нерациональных расходов, снижению бюджетного
дефицита, дефицита платежного баланса;
- контроль за сохранностью,
правильностью хранения и обслуживания,
за законностью и правильностью пользования,
целесообразностью (рациональностью)
и эффективностью распоряжения материальными
ценностями (ресурсами) государства (например,
за законностью и целесообразностью сдачи
в аренду зданий и помещений; за эффективностью
использования топливно-энергетических
ресурсов; за сохранностью, законностью
и рациональностью использования материальных
ценностей мобилизационного резерва и
т.д.);
- контроль за законностью,
целесообразностью и эффективностью использования
и распоряжения государственными имущественными
правами (правами собственности на акции
предприятий и т.д.);
- оценка эффективности
организации и проведения преобразования
форм собственности (в частности, приватизации);
- контроль за законностью,
правильностью и эффективностью распоряжения
нематериальными объектами государственной
собственности (влекущего образование
финансовых ресурсов);
- контроль за состоянием
и использованием государственных запасов
и резервов;
- контроль за выполнением
плановых заданий по предоставлению государственных
услуг и соблюдением нормативов финансовых
затрат на предоставление государственных
услуг;
- контроль за обеспечением
финансовой безопасности государства
(в ходе бюджетного процесса и др.). В этом
плане, например, проводится оценка обоснованности
финансируемых государством программ
и проектов, проводится анализ заключенных
договоров по предоставлению бюджетных
инвестиций с точки зрения обеспечения
государственных интересов, осуществляется
оценка законности и обоснованности (в
плане влияния на финансовую безопасность)
принимаемых государственными органами
решений в рамках финансово-экономической
политики (например, оценивается: ценовая
политика, налоговая политика, политика
в отношении валютного курса рубля, решения
по проведению денежной эмиссии, изменению
учетной ставки или нормативов обязательных
резервов коммерческих банков, пополнению
золотовалютных резервов органов денежно-кредитного
регулирования, индексации заработной
платы и пенсий, выпуску государственных
ценных бумаг, приватизации государственных
предприятий, определенные приоритеты
в формировании структуры экономики и
т.д.), осуществляется проверка качества
представляемой для принятия данных решений
информации, осуществляется оценка обоснованности
размеров государственного долга, бюджетного
дефицита, дефицита платежного баланса
и т.д. Следует также добавить, что органы
ГФК должны заниматься самой постановкой
проблемы и разработкой концепции обеспечения
финансовой безопасности Российской Федерации;
- контроль за законностью
и правильностью квотирования и соблюдения
экспортных квот (квот на экспорт сырья
и т.д.);
- контроль за обеспечением
конкурентных условий во всех сегментах
внутреннего рынка (конкурентной среды);
- оценка макроэкономической
ситуации в стране или регионе и перспектив
экономического роста (для подготовки
заключения по проектам бюджетов);
- контроль за обеспечением
оптимизации цен в высокомонополизированных
отраслях экономики и торговли;
- контроль за законностью
и правильностью предоставления и использования
налоговых, таможенных и иных финансовых
льгот и преимуществ субъектам хозяйствования;
- контроль за обращением
государственных средств в кредитной
системе (включая расчетно-кассовое обслуживание,
депозиты, размещение ценных бумаг, кредитование
через банки или банками под гарантии
органов исполнительной власти и т.д.);
- контроль за организацией
денежного обращения в целом;
- контроль за полнотой
и своевременностью исполнения банковской
системой соответствующих операций по
перечислению бюджетных средств (исполнением
платежных документов на перечисление
и зачисление средств и т.д.);
- проверка соблюдения
главными распорядителями, распорядителями
и получателями бюджетных средств условий
выделения, распределения, получения,
использования и возврата (при условии)
государственных средств (ассигнований);
- контроль за правильным
(законным) и экономически обоснованным
распределением всех видов платежей и
ассигнований утвержденного бюджета (осуществляемым
по бюджетной росписи доходов и расходов,
а также по кассовым планам исполнения
бюджета), правильностью и обоснованностью
расчетов сметных назначений;
- контроль за полнотой,
своевременностью, структурным соответствием
и целевым назначением исполнения доходных
и расходных статей федерального и территориальных
бюджетов и смет внебюджетных фондов;
проверка правильности учета исполнения
бюджетов (смет), а также полноты, точности
и достоверности соответствующей отчетности;
- выявление резервов
роста доходов государственного бюджета,
подготовка предложений по устранению
отклонений и совершенствованию бюджетного
процесса в целом;
- контроль за целесообразностью
привлечения государством, целевым направлением
и эффективностью использования внешних
и внутренних займов (финансовых и материальных
средств, привлекаемых государством из
внешних, или иностранных (иностранных
государств, их физических и юридических
лиц, международных организаций, межгосударственных
образований), и внутренних источников);
- контроль за состоянием,
обслуживанием и погашением государственного
внешнего и внутреннего долга (оптимальностью
системы управления долгом);
- контроль за своевременностью
и полнотой расчетов по исполненным государственным
заказам;
- контроль за своевременностью,
полнотой и порядком погашения иностранными
государствами, их юридическими лицами,
международными организациями и межгосударственными
образованиями своих задолженностей перед
Российской Федерацией;
- финансовая экспертиза
проектов международных договоров Российской
Федерации, нормативно-правовых актов
и иных документов, затрагивающих государственные
финансы (например, оценка проекта закона
«О федеральном бюджете на ... год» и сопутствующих
ему документов, т.е. различных прогнозов
социально-экономического развития, основных
направлений бюджетной, денежно-кредитной,
налоговой и иной финансовой политики
и т.д.), прямо либо косвенно влияющих на
формирование, объем и исполнение всех
уровней бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов (включая внебюджетные
фонды субъектов РФ — социальные, целевые,
отраслевые и т.д.);
- оценка финансового
состояния и эффективности систем управления
и контроля (в аспекте влияния на образование
и использование финансовых ресурсов)
в бюджетных (государственных) учреждениях,
государственных унитарных предприятиях,
организациях с государственным участием
или особо связанных с деятельностью государства
(использующих в своей деятельности госсобственность,
выполняющих государственные заказы и
задачи, в отношении которых предоставлены
государственные гарантии, поручительства
и прочие обеспечения, использующих предоставленные
государством финансовые и материальные
средства, имеющих предоставленные органами
государственной власти налоговые, таможенные
и иные льготы и преимущества и т.д.), определение
источников роста их стоимости. Разработка
вариантов оптимизации систем управления
и выявление резервов повышения эффективности
деятельности вышеуказанных субъектов
хозяйствования (например: механизмов
предотвращения нерациональных и необоснованных
затрат, снижения себестоимости и т.д.);
- контроль деятельности
органов государственной власти и управления
(и их должностных лиц), на которых в соответствии
с законодательством возложены функции
по разработке и реализации государственной
финансовой политики;
- контроль хозяйствующих
субъектов (физических и юридических лиц),
организаций любых организационно-правовых
форм, форм собственности и видов деятельности
(а также их работников) на предмет соблюдения
ими финансово-хозяйственного законодательства
(нормативно-правовых актов) и правовых
актов индивидуального характера (приказов,
распоряжений и т.п.) в своей деятельности
(здесь очень много аспектов, например,
контроль за исполнением смет на содержание
бюджетных организаций (по объемам и целевым
направлениям ассигнований); контроль
за правильностью определения (расчета)
стоимостных показателей деятельности
(выручки от реализации, себестоимости,
цен и тарифов и т.д.); контроль за законностью
операций с денежными средствами и ценными
бумагами, расчетных и кредитных операций;
контроль за полнотой оприходования продукции,
достоверностью объемов выполненных работ
и оказанных услуг; контроль за правильностью
ведения бухгалтерского учета (эффективностью
систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля); контроль за достоверностью
и полнотой финансовой отчетности; контроль
за соблюдением установленного порядка
при экспортно-импортных и валютных операциях,
в платежно-расчетных отношениях и т.д.);
установление полноты, своевременности
и соответствия определенному порядку
расчетов субъектов хозяйствования с
бюджетом и внебюд- жетными фондами (в
том числе по налогам, сборам, средствам
от управления государственной собственностью,
включая поступившим от приватизации,
продажи, сдачи в аренду и наем, от управления
принадлежащими государству паями и пакетами
акций предприятий различного профиля
и т.д. и иным бюджетным доходам; по оплате
за предоставление государством прав
пользователя своими правами собственности
— лицензирование, сертификация, конкурсная
передача прав с помощью тендеров, аукционов
на производство определенных видов продукции
и т.д.; по средствам, выданным на возвратной
основе, включая проценты; и др.), включая
оценку реальной и потенциальной задолженности
и возможностей погашения этой задолженности
(вскрытие краткосрочных и долгосрочных
резервов снижения задолженности, оценку
последствий их использования субъектом
хозяйствования) и т.д.
В целом
эти основные задачи и должны реализовываться
субъектами ГФК в соответствии с
их компетенцией.
Очевидно, что
данные задачи представлены в весьма
агрегированном виде, т.е. их можно детализировать
или конкретизировать при их распределении
между исполнителями — субъектами ГФК.
Например, контроль в отношении обычной
секторальной (региональной, отраслевой,
научной и т.п.) целевой государственной
программы в общем и целом, кроме определения
ее законности, целесообразности и эффективности
на стадии принятия решений, включает
в основном следующие важнейшие аспекты:
- контроль государственных
заказчиков (включая координатора программы),
осуществляемый как ими (как субъектами
контроля), так и в отношении их самих (как
объектов контроля со стороны органов
внешнего контроля). Например, следующие
аспекты их деятельности (как объектов
контроля) могут быть подвержены внешнему
контролю: проведение конкурсов, определяющих
основных исполнителей программы, распределение
выделяемых на программу из государственного
бюджета средств среди организаций, выигравших
конкурс, контроль (внутренний) за целевым
их использованием и ходом работ по выполнению
договоров (в рамках реализации программы);
- контроль органов
исполнительной власти субъектов РФ и
местных органов власти (проводимый аналогично
как ими, так и в отношении их самих), распределяющих
ежегодно выделяемые средства соответствующих
бюджетов и осуществляющих контроль за
их целевым использованием;
- контроль исполнителей
программных мероприятий (проводимый
аналогично как ими, так и в отношении
их самих), использующих выделенные средства
(по всем источникам финансирования) в
соответствии с поставленными целями;
- контроль органов
текущего управления государственной
программой (например, дирекции программы,
ее региональных отделений и т.д.).
Естественно,
приведенный в качестве примера
перечень аспектов контроля государственных
программ далеко не полный.
2.2.
Функции государственного
финансового контроля.
Особое
место финансового контроля в общей системе
контроля как элемента в системе управления
определяется его спецификой, выражающейся
в контролирующей функции самих финансов.
Объективно присущая финансам способность
выражать специфическую сторону производственно
хозяйственной деятельности в любой сфере
делает финансовый контроль всеохватывающим,
всеобъемлющим. Если контрольная функция
является свойством самих финансов, то
финансовый контроль является деятельностью
соответствующих органов, организующих
и осуществляющих этот контроль.