Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью работы является анализ системы организации финансов бюджетных образовательных учреждений.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций;
2. Обосновать необходимость проведения финансово-хозяйственного анализа в государственных образовательных учреждениях;
3. Проанализировать хозяйственная деятельность бюджетной организации;
4. Дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации, финансируемой из бюджета;
5. Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового состояния бюджетных организаций.
Некоммерческие организации должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее в налоговые органы и органы статистики. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:
· бухгалтерского баланса (форма № 1);
· отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
· отчета о движении капитала (форма № 3)
· отчета о движении денежных средств (форма № 4)
· приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
· отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
· пояснительной записки.
В составе налоговой декларации по налогу на прибыль предоставляется «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе, денежных средств), полученного в рамках благотворительной деятельности»
Некоммерческие организации имеют право не предоставлять формы № 3, 4 и № 5 при отсутствии соответствующих данных.
На практике бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности. В настоящее время нехватка средств государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги. Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе.
Исходя из организационно-правовой формы, бюджетные учреждения имеют ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведения анализа финансового состояния бюджетного учреждения:
· имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;
· как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;
· деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.
Особенности ведения бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов от оказания платных услуг обусловлены следующим:
1. Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собственного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления.
2. Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять, приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. На отдельном бухгалтерском балансе, где учитываются доходы и имущество, полученные от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг, отражаются также другие внебюджетные активы и обязательства. Это могут быть целевые средства и безвозмездные поступления.
3. Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
4. Бюджетные учреждения в отличие от других организаций в бухгалтерском учете доход от оказания платных услуг или реализации произведенной продукции признают только после оплаты этих услуг или продукции заказчиком или покупателем.
5. В бухгалтерском учете бюджетных учреждений не предусмотрено начисление амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам.
Наряду с коммерческими предприятиями и организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности. Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:
· объем бюджетного финансирования;
· расходы по бюджету;
· объем реализации продукции (работ, услуг);
· расходы за счет средств внебюджетных источников;
· доходы от оказания платных услуг;
· расходы, связанные с оказанием платных услуг;
· прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Таким образом, опираясь на отчетность, можно получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия:
· имущественное и финансовое положение предприятия с позиции долгосрочной перспективы;
· финансовые результаты, регулярно генерируемые данным предприятием;
· изменения в капитале собственников;
· ликвидность предприятия.
Первый аспект деятельности находит отражение в балансе: активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия, пассивная – о структуре источников его средств.
Второй аспект представлен в отчете о прибылях и убытках – все доходы и расходы предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике, можно понять, насколько эффективно в среднем работает данное учреждение.
Третий аспект отражается в отчете о движении капитала, где дается движение всех компонентов собственного капитала.
Четвертый аспект определяется тем обстоятельством, что прибыль и денежные средства – не одно и то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах и в нужное время. Определенную характеристику этого аспекта дает отчет о движении денежных средств.
Анализ финансового состояния учреждения по данным отчетности может осуществляться с различной степенью детализации. Можно выделить 2 вида анализа: экспресс-анализ и углубленный анализ. В первом случае предполагается получить лишь самое общее представление о предприятии, во втором – проводимые аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны. Если экспресс-анализ по сути сводится к чтению годового отчета, то углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющей получить представление о следующих сторонах деятельности учреждения:
1. Оценка имущественного состояния;
2. Оценка деловой активности;
3. Оценка финансовой активности;
4. Оценка профильного использования средств.
Предварительную оценку финансового состояния государственного образовательного учреждения можно сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию (форма № 1) и баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 1-1)
Финансовая оценка имущественного потенциала учреждения представлена в активе баланса, а также в форме № 5. Показатели этого блока позволяют получить представление о «размерах» учреждения, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов.
Финансовое состояние учреждение с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным и долгосрочным обязательствам перед контрагентами.
Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:
· оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;
· оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации.
Результативность деятельности учреждения в финансовом смысле характеризуются показателями доходности
Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.
4.Практическая часть. Анализ доходов и расходов сводного государственного бюджета Украины
Доходы сводного, государственного и местных бюджетов Украины на отчетный год (сокращенная форма), тыс. грн. | |||||||||||
Доходы согласно бюджетной классификации | Сводный бюджет | Государственный бюджет | Местные бюджеты | ||||||||
Вместе | Общий фонд | Специальный фонд | Вместе | % до сводного бюджета | Общий фонд | Специальный фонд | Вместе | % до сводного бюджета | Общий фонд | Специальный фонд | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Налоговые поступления | 38874959,5 | 37581103,4 | 1293856,2 | 25639645,4 | 66,0 | 25870267,8 | 522880,6 | 13235314,1 | 34,0 | 12464338,6 | 770975,5 |
Налоги на доходы, на прибыль ,налоги на увеличение рыночной стоимости | 16805402,0 | 16666626,5 | 138775,5 | 7051046,5 | 42,0 |
|
|
| 7051046,5 | 0,0 | 9754355,5 |
Налоги на собственность | 632200,0 | 0,0 | 632200,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 632200,0 | 100,0 | 0,0 | 632200,0 |
Сборы за использование природных ресурсов | 2127578,6 | 1725273,8 | 402304,8 | 717216,7 | 33,7 | 314911,9 | 402304,8 | 1410361,9 | 66,3 | 1410361,9 | 0,0 |
Внутренние налоги на товары и услуги | 16289999,9 | 16289999,9 | 0,0 | 15821485,2 | 97,1 | 14515124,0 | 0,0 | 468514,7 | 2,9 | 468514,7 | 0,0 |
Налоги на международную торговлю и внешние операции | 1881721,0 | 1866613,6 | 15107,4 | 1881721,0 | 100,0 | 1866613,6 | 15107,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Другие налоги | 2690804,5 | 2585336,1 | 105468,4 | 1720922,5 | 64,0 | 1615454,1 | 105468,4 | 969882,0 | 36,0 | 969882,0 | 0,0 |
Неналоговые поступления | 17967342,0 | 8786448,1 | 9180893,9 | 17081632,9 | 95,1 | 8266290,2 | 8815342,6 | 885709,1 | 4,9 | 520157,9 | 365551,2 |
Доходи от собственности и предпринимательской деятельности | 8614373,6 | 7202961,1 | 1411412,4 | 8500239,7 | 98,7 | 7088827,2 | 1411412,4 | 114133,9 | 1,3 | 114133,9 | 0,0 |
Административные сборы и платежи, доходи от некоммерческой и побочной продажи | 953258,5 | 953258,5 | 0,0 | 694875,0 | 72,9 | 694875,0 | 0,0 | 258383,5 | 27,1 | 258383,5 | 0,0 |
Поступления от штрафов и финансовых санкций | 179457,6 | 179457,6 | 0,0 | 109697,6 | 61,1 | 109697,6 | 0,0 | 69760,0 | 38,9 | 69760,0 | 0,0 |
Прочие неналоговые поступления | 8220252,3 | 450770,9 | 7769481,4 | 7776820,6 | 94,6 | 372890,4 | 7403930,2 | 443431,7 | 5,4 | 77880,5 | 365551,2 |
Доходы от операций с капиталом | 316754,0 | 316754,0 | 0,0 | 120554,0 | 38,1 | 120554,0 | 0,0 | 196200,0 | 61,9 | 196200,0 | 0,0 |
Поступления от продажи основного капитала | 44254,0 | 44254,0 | 0,0 | 44254,0 | 100,0 | 44254,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Поступления от продажи государственных запасов товаров | 54500,0 | 54500,0 | 0,0 | 54500,0 | 100,0 | 54500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Поступления от продажи земли и нематериальных активов | 218000,0 | 218000,0 | 0,0 | 21800,0 | 10,0 | 21800,0 | 0,0 | 196200,0 | 90,0 | 196200,0 | 0,0 |
Официальные трансферты | 56353,0 | 0,0 | 56353,0 | 56353,0 | 100,0 | 0,0 | 56353,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Поступления от секретариата ООН за украинский контингент | 56353,0 | 0,0 | 56353,0 | 56353,0 | 100,0 | 0,0 | 56353,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Целевые фонды | 460375,3 | 234350,0 | 226025,3 | 310290,3 | 67,4 | 234350,0 | 75940,3 | 150085,0 | 32,6 | 0,0 | 150085,0 |
Итого доходов (без учета межбюджетных трансфертов) | 59406057,4 | 48326215,2 | 11079842,2 | 44504729,9 | 74,9 | 35526205,8 | 9754632,1 | 14901327,5 | 25,1 | 13576117,4 | 1325210,2 |
Официальные трансферты от органов государственного управления других уровней | 7617480,0 | 4425833,6 | 3191646,4 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7617480,0 | 100,0 | 4425833,6 | 3191646,4 |
Всего доходов | 69 034 243,57 | 54 334 610,26 | 14 699 633,31 | 45 839 871,76 | 66,40 | 36 591 992,02 | 10 047 271,02 | 23 194 371,81 | 33,60 | 18 542 009,52 | 4 652 362,29 |
Расходы сводного, государственного и местных бюджетов Украины на отчетный год (сокращенная форма), тыс. грн | |||||||||||
Расходы согласно функциональной классификации | Сводный бюджет | Государственный бюджет | Местные бюджеты | ||||||||
Вместе | Общий фонд | Специальный фонд | Вместе | % В сводный бюджет | Общий фонд | Специальный фонд | Вместе | % В сводный бюджет | Общий фонд | Специальный фонд | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Государственное управление | 3278198,2 | 3176003,3 | 102194,9 | 2967018,0 | 90,5 | 2864823,1 | 102194,9 | 311180,2 | 9,5 | 311180,2 | 13,1 |
Судебная власть | 310754,6 | 310754,6 | 0,0 | 310754,6 | 100,0 | 310754,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Международная деятельность | 843000,2 | 825791,5 | 17208,7 | 843000,2 | 100,0 | 825791,5 | 17208,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 838199,1 | 713218,8 | 124980,3 | 838199,1 | 100,0 | 713218,8 | 124980,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Национальная оборона | 2972508,7 | 2136381,4 | 836127,3 | 2972508,7 | 100,0 | 2136381,4 | 836127,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 3217330,0 | 2801981,8 | 415348,2 | 3135963,0 | 97,5 | 2720614,8 | 415348,2 | 81367,0 | 2,5 | 81367,0 | 0,0 |
Образование | 8971448,3 | 7504559,2 | 1466889,1 | 3507448,3 | 39,1 | 2166301,4 | 1341146,9 | 5464000,0 | 60,9 | 5338257,8 | 0,0 |
Здравоохранение | 6102531,3 | 5704408,5 | 398122,8 | 1328563,8 | 21,8 | 1124280,4 | 204283,4 | 4773967,5 | 78,2 | 4580128,1 | 125742,2 |
Социальная защита и социальное обеспечение | 9969576,7 | 5436134,9 | 4533441,8 | 4970192,0 | 49,9 | 3610962,0 | 1359230,0 | 4999384,6 | 50,1 | 1825172,8 | 193839,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1102389,9 | 113967,7 | 988422,2 | 3963,3 | 0,4 | 3963,3 | 0,0 | 1098426,6 | 99,6 | 110004,3 | 3174211,8 |
Культура и искусство | 541317,5 | 511044,3 | 30273,2 | 207632,9 | 38,4 | 201624,9 | 6008,0 | 333684,6 | 61,6 | 309419,4 | 988422,2 |
СМИ | 222753,8 | 195362,1 | 27391,7 | 215882,9 | 96,9 | 188491,2 | 27391,7 | 6870,9 | 3,1 | 6870,9 | 24265,3 |
Физическая культура и спорт | 197826,3 | 194859,5 | 2966,8 | 107854,3 | 54,5 | 107854,3 | 0,0 | 89972,0 | 45,5 | 87005,2 | 0,0 |
Промышленность и энергетика | 2950397,8 | 2548093,0 | 402304,8 | 2950397,8 | 100,0 | 2548093,0 | 402304,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2966,8 |
Строительство | 1085510,9 | 946571,4 | 138939,6 | 496565,4 | 45,7 | 496401,4 | 164,0 | 588945,5 | 54,3 | 450170,0 | 0,0 |
Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота | 1231836,1 | 996388,0 | 235448,2 | 1231836,1 | 100,0 | 996388,0 | 235448,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 138775,5 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь, телекоммуникации и информатика | 1712109,2 | 848783,7 | 863325,6 | 825006,5 | 48,2 | 593880,9 | 231125,6 | 887102,7 | 51,8 | 254902,7 | 0,0 |
Другие услуги, связанные с экономической деятельностью | 761240,6 | 486104,1 | 275136,5 | 579047,1 | 76,1 | 338463,6 | 240583,5 | 182193,5 | 23,9 | 147640,5 | 632200,0 |
Мероприятия, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения | 2009958,9 | 2009740,9 | 218,0 | 2009958,9 | 100,0 | 2009740,9 | 218,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 34553,0 |
Охрана окружающей природной среды и ядерная безопасность | 152274,1 | 128803,9 | 21532,3*O4 | 152194,2 | 99,9 | 128724,3 | 23469,9 | 79,9 | 0,1 | 79,6 | 0,0 |
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий | 217549,2 | 214159,8 | 3389,4 | 150579,6 | 69,2 | 147190,2 | 3389,4 | 66969,6 | 30,8 | 66969,6 | 0,3 |
Пополнение государственных запасов и резервов | 31890,9 | 19603,1 | 12287,8 | 31890,9 | 100,0 | 19603,1 | 12287,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Обслуживание государственного долга | 6583885,5 | 6367888,7 | 215996,8 | 6583885,5 | 100,0 | 6367888,7 | 215996,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Целевые фонды | 150085,0 | 114079,4 | 36005,6 | 138789,7 | 92,5 | 114079,4 | 24710,3 | 11295,3 | 7,5 | 0,0 | 0,0 |
Расходы, не отнесенные к основным группам | 2196500,5 | 1005830,1 | 1190670,4 | 1709044,7 | 77,8 | 518374,2 | 1190670,4 | 487455,8 | 22,2 | 487455,8 | 11295,3 |
Итого затраты | 57651073,6 | 45310513,7 | 12340559,9 | 38268177,8 | 66,4 | 31253889,7 | 7014288,1 | 19382895,8 | 33,6 | 14056624,0 | 0,0 |
Средства, подлежащие передаче в бюджеты других уровней | 5753129,2 | 2561483,9 | 3191645,4 | 3191645,4 | 55,5 | 0,0 | 3191645,4 | 2561483,9 | 44,5 | 2561483,9 | 0,0 |
Всего расходов | 63404202,8 | 47871997,5 | 15532205,3 | 41459823,2 | 65,4 | 31253889,7 | 10205933,5 | 21944379,7 | 34,6 | 16618107,8 | 5326271,8 |
Информация о работе Организация финансов в государственных учреждениях