Организация финансов в государственных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы организации финансов бюджетных образовательных учреждений.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций;
2. Обосновать необходимость проведения финансово-хозяйственного анализа в государственных образовательных учреждениях;
3. Проанализировать хозяйственная деятельность бюджетной организации;
4. Дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации, финансируемой из бюджета;
5. Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового состояния бюджетных организаций.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 312.50 Кб (Скачать)

·   необходимость полной текущей оплаты потребляемых коммунальных услуг и др

4.      Министерства и ведомства во взаимодействии с подведомственными учреждениями разрабатывают проекты «своих» бюджетов и представляют их Минфину Украины (пройдя процедуру согласования и рассмотрения разногласий). Практически каждое министерство (ведомство) имеет достаточную информацию по каждому подведомственному учреждению, позволяющую рассчитать расходы этого учреждения в центре, даже не обращаясь на места.

5.      Минфин Украины представляет проект федерального бюджета Правительству Украины.

6.      Правительство вносит проект государственного бюджета законодателю.

7.     Законодатель принимает закон о государственном бюджете на очередной финансовый год.

8.     Президент Украины подписывает государственный закон «О государственном бюджете…».

Следует иметь в виду, что бюджет по расходам, как правило, утверждается в разрезе статей функциональной классификации, т.е. с указанием раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.

Раздел — это отнесение тех или иных расходов к основным функциям государства: оборона, здравоохранение, образование, культура и т.д.

Подраздел — можно считать, что это более детальная расшифровка функций государства по их содержанию путем выделения внутри функций отдельных направлений расходов, имеющих выраженный обособленный характер.

Целевая статья — третий уровень классификации. Характеризует внутри «подфункций» направления расходов, по которым осуществляют свою деятельность главные распорядители бюджетных средств. Например, Минобразования Украины как главный распорядитель бюджетных средств расходует их на дошкольное образование, общее образование и т.д

Ключевым словом здесь является определение «ведомственные». Поэтому целевая статья отражает в первую очередь характер ведомственных расходов.

Виды расходов — это уровень классификации, характеризующий конкретный тип учреждения или вид деятельности, на который расходуются средства бюджета. Это может быть конкретная программа, расходы на содержание учреждений определенного вида и т.п. В частности, к образованию относятся следующие виды расходов:

      детские дошкольные учреждения;

      школы-детские сады, школы начальные, неполные средние и средние;

      высшие учебные заведения;

      прочие учреждения и мероприятия в области образования.

Таким образом, расходы бюджета (как и доходы, впрочем) классифицированы, и нужно этой классификацией не только пользоваться, но и строго придерживаться.

После принятия законодателем закона (или иного акта, муниципального, например) о бюджете на соответствующий год происходит доведение бюджетных показателей до непосредственных бюджетополучателей. Схема эта состоит из следующих основных этапов:

- Министерство финансов (орган, исполняющий бюджет, финансовое управление, отдел) доводит до главных распорядителей кредитов (государственные министерства и ведомства, региональные управления образованием, районные отделы образования) роспись бюджетных средств на соответствующий год в разрезе статей экономической классификации.

- Главные распорядители бюджетных средств во взаимодействии с подведомственными учреждениями составляют и утверждают сметы расходов бюджетных средств для образовательных учреждений и доводят утвержденные сметы до получателей бюджетных средств.

- Копия утвержденной сметы (в отдельных регионах требуется подлинник) представляется получателем бюджетных средств в областное отделение государственного казначейства (соответственно областное казначейство или банк).

Процесс расходования бюджетных средств:

·        Министерство (ведомство) рассылает подведомственным учреждениям утвержденные сметы, т.е. годовой план финансирования с разбивкой на кварталы. Эти сметы учреждения представляют в отделения казначейства по месту своего нахождения для осуществления по ним расходования бюджетных средств.

·        На основе получаемых от Министерства финансов лимитов (контрольных цифр финансирования на предстоящий месяц или иной период, означающих, что указанная сумма будет обязательно выделена из бюджета и под эту сумму можно готовить документы по расходам, брать определенные обязательства) министерства и ведомства производят их распределение по подведомственным учебным заведениям и в виде реестров представляют это распределение казначейству.

·        Имея утвержденную смету и получив лимиты, казначейство в случае их сопряжения (лимиты не превышают сметных назначений и соответствуют постатейному распределению) подтверждает возможность расходования бюджетных средств

·        Образовательные учреждения представляют в казначейство документы на расходование бюджетных средств (ведомости на выплату заработной платы, поручения на перечисление средств в фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоговые платежи и т.п.)

·        Если документы оформлены правильно и находятся в пределах подтвержденных обязательств, казначейство производит списание бюджетных средств с бюджетного счета.

Для этих целей, безусловно, необходимо точно знать, сколько средств будет получено из бюджета в том или ином квартале Для этого орган, исполняющий бюджет, в свою очередь принимает на себя определенные обязательства по выделению бюджетных средств конкретному бюджетополучателю в конкретном квартале. Эти обязательства и оформляются в виде лимитов бюджетных обязательств.

Лимиты разрабатываются органом, исполняющим бюджет, и доводятся до главных распорядителей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств распределяют лимиты между бюджетополучателями в виде реестров и направляют эти реестры органу, исполняющему бюджет (Государственному казначейству например) и бюджетополучателям. В соответствии с лимитами осуществляется расходование бюджетных средств, что называется, «под гарантии» финансирующего органа.

Только получив утвержденные лимиты, бюджетополучатель (образовательное учреждение) может заключать договора, принимать на себя определенные обязательства в пределах этих лимитов, зная, что эти расходы будут обеспечены бюджетными средствами.

При таком построении бюджетного процесса, по мнению его создателей, очевидно, не должны возникать задолженности по принятым обязательствам за счет бюджета и, соответственно, государство не будет ставиться перед необходимостью нести субсидиарную ответственность по обязательствам своих учреждений.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5—7% от ВВП (с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны). В качестве примера можно рассмотреть значения этого показателя по ряду развитых стран (табл. 1)

 

Таблица 1 Расходы на образование в 2010г. (в процентах к ВВП)

Страны

Расходы на образование, % от ВВП

Китай             

1.9%

Россия

3.8%

Греция

4.4%

Канада

5.2%

Нидерланды

5.3%

США

5.3%

Португалия

5.5%

Великобритания

5.6%

Франция

5.7%

Бельгия

6.0%

Украина

6.3%


 

 

Бюджетные расходы на образование в Украине за 2010 год (миллионы гривен):

     подготовка кадров в профессионально-технических училищах (ПТУ): 2 948 (~3 миллиарда гривен)

     подготовка рабочих кадров в ПТУ социальной реабилитации: 53

     подготовка кадров высшими учебными заведениями I и II уровней аккредитации: 1 670

     подготовка кадров высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации: 5 672

     изготовление выпускных документов: 34

     проведение всеукраинских и международных олимпиад в сфере образования: 1,5

     информатизация общеобразовательных школ, ПТУ и вузов: 1,2

     льготный проезд студентов: 38,2

     изготовление, приобретение, хранение и доставка учебников: 161,3

     функционирование музеев: 2

     финансовая поддержка научно-образовательной прессы: 0,05 (54 тысячи гривен)

     физическая и спортивная подготовка школьной и студенческой молодёжи: 46,8

     финансовая поддержка развития инфраструктуры в сфере научной деятельности: 4,9

     подготовка специалистов Национальной юридической академией им. Ярослава Мудрого: 127

     подготовка кадров Национальным техническим университетом Украины «КПИ»: 482,8

     проведение внешнего тестирования и мониторинг качества образования: 80

     подготовка кадров Национальным авиационным университетом (НАУ) : 214,5

     фундаментальные исследования в сфере государственного управления: 2,1

     мероприятия, направленные на модернизацию системы общего среднего образования: 3,6

     подготовка кадров Киевским национальным университетом им. Тараса Шевченко: 410

 

Такова общая характеристика состояния бюджетного финансирования образования.

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае — на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. 

Финансирование предполагает:

·        целевое использование средств — расходование средств на установленные заранее определенные цели;

·        безвозвратность — предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются.

Государственные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются государственным законом, принимаемым одновременно с государственным законом о государственном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми. Областные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

 

3.Особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:

- имущественное состояние предприятия;

- степень предпринимательского риска;

- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

- потребность в дополнительных источниках финансирования;

- способность к наращиванию капитала;

- рациональность привлечения заемных средств;

- обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.

Некоммерческие организации предоставляют отчетность, установленную законодательством и нормативными актами для юридических лиц, в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, в налоговые органы.

Информация о работе Организация финансов в государственных учреждениях