Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа
Банковская система в финансовой системе России выступает регулятором денежного обращения, операций, проводимых с использованием наличных и безналичных денежных средств. Взаимоотношения между предприятиями по поводу поставки продукции, выполнения работ или оказания услуг не всегда строятся на оплате в момент продажи, в отдельных случаях возникает отсрочка платежа, признание дебиторской задолженности (задолженности покупателей и заказчиков) и лишь потом – фактическая оплата (зачисление денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия).
Глава 1. Организация факторингового обслуживания в коммерческих банках
История развития факторинга
Виды и классификационные признаки факторинговых операций
Регулирование факторинга в РФ
Глава 2. Порядок осуществления, условия проведения и участники факторинговых операций
2.1. Порядок осуществления факторинговых операций и их участники, международный факторинг
2.2. Оформление факторинговых операций
2.2.1. Подготовительный этап и содержание договора
2.2.2. Комиссионное вознаграждение
2.2.3. Методы установления предельных сумм по факторингу
2.3. Анализ рынка факторинга в РФ
Глава 3. Перспективы развития факторинга в РФ на современном этапе
3.1. Проблемы развития факторинговых операций в РФ
3.2. Тенденции развития факторинга в РФ
Заключение
Библиографический список
Приложение
Аналитики так же считают, что финансовый кризис в большей мере отразился на региональных рынках. Более высокий уровень рисков на региональных рынках существенно повлиял на уменьшение доли регионов в структуре сделок. Так же оставляет желать лучшего и уровень прозрачности бизнеса в регионах как по операционной деятельности, так и по ведению отчетности и оформлению договорных отношений с покупателями. А там, где имеет место непрозрачность, затрудняется проведение адекватной оценки риска на возможность установления факторинговых лимитов и на их размеры. Региональными клиентами факторы занимаются по остаточному принципу. Из лидеров рынка в 2009г наибольшая доля регионов в структуре сделок была зафиксирована у ВТБ Факторинга (66%) и у ЮниКредит Банка (57%). В абсолютных значениях лидером региональных рынков с большим отрывом является Промсвязьбанк.
Весь 2010 год российский рынок факторинга рос за счет демпинга, однако к началу 2011 года этот ресурс практически исчерпан. Объем факторингового рынка в стране в прошлом году составил 484 млрд рублей.
В четвертом квартале 2010 года оборот российского рынка факторинга вырос на 104,52% по сравнению с третьим кварталом того же года, что более чем вдвое превышает динамику 2009 года (+45%). Таким образом, российский факторинг в прошлом году миновал стадию посткризисного восстановления и во втором полугодии вошел в фазу активного роста с традиционным пиком в конце года. В сравнении с первым годовым статистическим исследованием за 2009 год оборот участников рынка вырос в 2010 году на 165 млрд рублей или на 53,37%.
Главная причина восстановления рынка факторинга – это «пробуждение» российских предпринимателей. Большое количество заявок на факторинговое обслуживание говорит о востребованности привлеченного беззалогового финансирования. По окончании кризиса поставщики стали относиться к покупателям с большим доверием, увеличились отсрочки платежа, что, конечно же, стало решающим моментом для увеличения объемов рынка факторинга. Среди ключевых факторов роста рынка можно выделить - развитие системы разработки и предложения индивидуальных решений для нестандартных клиентов и быстрая переналадка основных бизнес-процессов для внедрения этой системы; успешные кросс-продажи за счет возможности предложить несколько продуктов диверсифицированной продуктовой линейки; снижение тарифов и более тонкая настройка системы риск-менеджмента.
По сравнению с 2009 годом общее число клиентов выросло на 19%, а число дебиторов снизилось на 17%. Таким образом, в прошлом году факторы продолжили курс на снижение рисков, наращивая операции с существующими клиентами и дебиторами, при этом круг дебиторов искусственно сужается. Но при общей лояльности к данному финансовому продукту дебиторы стали и более тщательно относиться к подписанию уведомлений о переуступке прав денежных требований, некоторые перешли к заключению трехсторонних соглашений. Причиной тому стали многочисленные судебные тяжбы по неисполненным обязательствам в период кризиса.
В 2010 году российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 370 млрд рублей, что на 62% выше показателя 2009 года. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований не изменилось и составляет 76%.
По-прежнему основной продукт – это факторинг с регрессом. Его доля в обороте рынка составляет 75%. Основными поставщиками факторинга без регресса являются факторинговые компании. Незначительно, на 2,11%, выросла доля внутреннего факторинга без регресса. Доля внутреннего факторинга без финансирования уменьшилась на 1,5%. Объем международного факторинга продолжает стагнировать на фоне роста внутреннего факторинга.
Отраслевая структура российского факторинга характеризуется повышением концентрации в сравнении с 2009 годом. Так, доля оптовой торговли в обороте рынка факторинга выросла на 5% и составила 66%, доля обрабатывающих производств – 31% (против 27% в 2009 году). В структуре оптовой торговли наиболее «факторабельными» товарными группами в прошлом году являлись электроника, бытовая техника и электрооборудование (42%) и продукты питания (21%). На непродовольственные товары приходится 8%, а на алкогольные напитки – 4%.
Региональная структура оборота российского рынка факторинга не претерпела за год существенных изменений. В Москве осуществлялось 64% всех операций, в Санкт-Петербурге – 12%. Доля Центрального федерального округа (кроме столицы) во втором полугодии 2010 года выросла до 7%. Уральский округ прибавил 1%, а вот доля Приволжского округа, напротив, на столько же снизилась. Причем оба округа по итогам прошлого года формируют по 5% оборота рынка. Не изменились по сравнению с первым полугодием 2010 года доли Сибирского округа (3%), Южного (2%), Северо-Западного и Северо-Кавказского округов (по 1%). Доля Дальневосточного федерального округа по-прежнему составляет менее процента (0,17%).
Положительно то, что регионы постепенно начинают осознавать преимущества факторингового обслуживания, страхи в использовании продукта, нежелание поддерживать трехсторонние отношения постепенно отступают. Факторинг помогает компаниям развивать рынки сбыта в удаленных от себя регионах. Спрос на услуги растет среди тех региональных компаний, у которых отсутствует необремененный залог, есть потребность в оборотных средствах, и постоянно возникает необходимость предоставлять покупателям более длинную отсрочку.
Что касается перспектив на этот год в целом по рынку факторинга, то, по прогнозу, темпы роста снизятся, а оборот достигнет 675 млрд рублей, что превысит показатель докризисного 2008 года.
Рост оборотов может стать следствием выхода на проектную мощность факторов, появившихся в 2010 году и обладающих значительной ресурсной базой, что неминуемо послужит причиной активизации и старожилов рынка. Однако надо понимать, что объем российского рынка факторинга все еще относительно невелик, и вышедшие на рынок в 2010 году крупные банковские игроки («ВТБ Факторинг», Альфа-банк) легко могут удвоить объемные показатели рынка за счет привлечения крупных и очень крупных клиентов, в том числе госкомпаний.
В этом году ожидается появление еще 10-15 новых факторов – как банков, так и специализированных факторинговых компаний. Возможен выход на рынок государственных банков, которые еще не включили факторинг в свою продуктовую линейку (Сбербанк, Россельхозбанк). Их появление, естественно, внесет существенные коррективы в развитие отрасли, но, по мнению экспертов, негативно отразится на маржинальности факторинговых услуг.
Предстоит факторингу в этом году выдержать конкуренцию за ресурсы и клиентов с традиционным кредитованием, что несколько снизит темпы роста – до 23-35% по сравнению с прошлым годом.
Как
считают участники рынка, на смену
ценовой конкуренции придет конкуренция
продуктовая: российские факторы ожидают
роста стоимости фондирования и соответственно
ставок факторинговых комиссий и ищут
пути удержания клиентов за счет предложения
более сложных продуктов и повышения значимости
сервисной составляющей факторинга.
Глава 3. Перспективы развития факторинга в РФ на современном этапе
3.1. Проблемы
развития факторинговых
Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов.
В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». То есть одна сторона (финансовый агент) обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику).
Так же факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения.
Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности российских компаний. Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов.
Факторинговая операция отлична от кредитных операций и требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу для более оперативного решения конкретных задач.
Одной из основных проблем является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.
Запуск
факторинга требует немалых
Несмотря
на сложность проведения факторинговых
операций, они пользуются большой
популярностью, а спрос на факторинговые
услуг со стороны компаний превышает
предложение. Поэтому, существующие проблемы,
связанные с оказанием факторинговых
услуг, будут преодолеваться, а уровень
качества их оказания повышаться.
3.2. Тенденции развития факторинга в РФ
В перспективе в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Сам тот факт, что факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как «банковского», так и «самостоятельного» факторинга. «Уступка и взыскание долгов в России всегда, так или иначе, связаны с риском мошенничества, криминала, — комментирует Антон Мальков, юрист из компании «Эрнст энд Янг» — Поэтому все участники рынка должны знать, что их деятельность проверяется, лицензируется, что рядом всегда есть регулятор, который дышит им в затылок». Антон Мальков приводит и еще один довод в пользу необходимости лицензирования: «Дело в том, что факторинг всегда будет конкурировать с кредитом, неважно, будет он выделен в отдельную структуру или будет оставлен в банках. И поскольку это конкурирующий продукт, то раз кредитование у нас подлежит лицензированию, то было бы логично применить аналогичное регулирование и к факторингу».
В конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько «выбор пути» — развиваться в банках или вне их, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам.
Информация о работе Организация факторингового обслуживания в коммерческих банках