Организация деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является анализ деятельности коммерческих банков и разработка мероприятий по дальнейшему ее функционированию.
Для раскрытия поставленной цели решались следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы сущности и функций коммерческих банков, правового регулирования их деятельности;
2. проанализировать собственный и заемный капиталы коммерческих банков;
3. предложить мероприятия по совершенствованию деятельности коммерческих банков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и функции коммерческого банка
1.2 Правовое регулирование деятельности коммерческих банков
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2.1 Собственный капитал коммерческого банка, его значение
2.2 Заемный капитал коммерческого банка, его значение
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3.1 Пути увеличения собственного капитала коммерческих банков
3.2 Совершенствование услуг коммерческих банков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

деятельность коммерческих банков.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 

       На Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы и Россельхозбанк приходится примерно половина собственных средств и работающих активов 100 крупнейших кредитных организаций. Общий собственный капитал пяти указанных банков за последний год увеличился на 33%, или 164 млрд. рублей.

     Сейчас  большинство российских банков работают на пределе достаточности капитала. Для покрытия потенциальных убытков  в связи с ухудшением качества кредитных портфелей банки должны увеличивать резервы на возможные потери по кредитам. ЦБ РФ позволил сначала на 5, а затем еще на 3 месяца снизить норматив отчислений в фонд обязательных резервов с 3,5% до 0,5%. Основная цель – дать банкам возможность без потерь показателя достаточности капитала пойти навстречу заемщикам, реструктуризируя задолженность хороших клиентов, испытывающих временные трудности. В целом по первой сотне достаточность капитала сейчас находится на уровне 16,4%.

     Однако  как будет развиваться ситуация с собственным капиталом коммерческих банков в дальнейшем пока не известно.

     2.2. Заемный капитал коммерческого банка, его значение.

     Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия  состоит в том, что подавляющая  часть его ресурсов формируется  не за счет собственных, а за счет заемных средств. Возможности банков в привлечении средств регулируются ЦБ РФ и в настоящее время определяются исходя из размеров собственного капитала банка и его организационно- правовой формы.

     Привлекаемые  банками средства разнообразны по составу. В них входят:

     1. привлеченные средства физических  лиц;

     2. привлеченные средства юридических  лиц;

     3. средства, привлеченные путем выпуска  собственных долговых ценных  бумаг (облигаций, векселей, депозитных  и сберегательных сертификатов  и др.);

     4. межбанковские кредиты;

     5. кредиты Банка России;

     6. прочие займы.

     Главным видом заемных средств являются средства, привлеченные банками в  процессе работы с клиентурой (так  называемые депозиты).

     "Депозит"  в переводе с латинского обозначает  вещь, отданную на хранение, и,  следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства. Депозиты являются для вкладчиков потенциальными деньгами. [5, с. 361]

     Существуют  разнообразные депозитные счета. Наиболее часто в качестве критерия выступают категория вкладчика и формы изъятия вклада. Исходя из категории вкладчиков, различают:

     1. депозиты юридических лиц (предприятий,  организаций, других банков);

     2. депозиты физических лиц.

     В свою очередь депозиты как юридических, так и физических лиц по форме изъятия средств подразделяются на:

     1. депозиты до востребования (обязательства,  не имеющие конкретного срока);

     2. срочные депозиты (обязательства,  имеющие определенный срок);

     3. условные депозиты (средства, подлежащие  изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

     Основным  документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета  в банк различного рода депозитов, является "Депозитная политика банка". Это документ, который разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка.

     Объемы  привлекаемых банком средств в депозиты находятся в зависимости от состояния  спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

     Большое значение приобретают векселя банков. Вексель банка - это ценная бумага, содержащая безусловное долговое обязательство  векселедателя (банка) об уплате определенной суммы векселедержателю в конкретном месте в указанный срок. Банковский вексель может быть использован его владельцем в качестве платежного средства за товары и услуги, причем новый обладатель векселя также имеет право передачи его третьему лицу. [12, с.278]

     Для привлечения заемного капитала акционерные  коммерческие банки могут выпускать  собственные долговые обязательства - облигации. Облигации коммерческих банков - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа  между владельцем облигации (кредитором) и банком, выпустивших их.

     Все большую роль в формировании ресурсов коммерческих банков начинают играть межбанковские кредиты. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек кредитных ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в других банках-заемщиках. Кроме выгоды от помещения средств, банки-кредиторы получают возможность устанавливать деловые партнерские отношения. Причиной привлечения кредитных ресурсов банком-заемщиком из других банков является удовлетворение потребности своих клиентов в заемных средствах, то есть расширение своих кредитных вложений. Срок межбанковского кредита - 3-4 месяца. Процентная ставка зависит от учетной процентной ставки ЦБ РФ, но всегда ниже процентных ставок по кредитам, предоставляемым хозяйственникам.

     У межбанковских кредитов имеются  существенные недостатки - отсутствие оперативности в перераспределении  средств, ограниченность в размерах и сроках. Ликвидировать эти недостатки можно благодаря привлечению ресурсов ЦБ РФ как кредитора "в последней инстанции". Банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в нескольких случаях. Прежде всего для расширения кредитных вложений в приоритетные области хозяйства - кредитование конверсионных программ, оборонных отраслей промышленности, предпосевных затрат предприятий и организаций агропромышленных и фермерских хозяйств; досрочного завоза товаров в районы Крайнего Севера; затрат по строительству объектов социального значения (школ, больниц, жилья) и т.д. Условием предоставления коммерческому банку централизованных кредитных ресурсов является соблюдение им размера маржи, то есть разницы между ценой приобретения ресурсов и их дальнейшей перепродажей в виде ссуды клиентам. Размер маржи устанавливается ЦБ РФ. [15, с.245]

     Однако  из всех вышеперечисленных заемных  средств наибольшую долю составляют вклады физических и юридических  лиц.

     В 2009 г. лучшими депозитными банками  по вкладам в рублях стали. 

Название банка Вклады от (руб.) – до (руб.) Годовая процентная ставка (%)
1 Восточный - 13,43
2 МБРР 3000 - 12,50
3 Возрождение 3000-100000 11,95
4 Совкомбанк 0-150000 13,25
5 Россельхозбанк 300 - 11,00
6 Промсвязьбанк 5000-50000 11,00
7 Банк "Санкт-Петербург" 5000-1500000 11,00
8 НБ Траст 3000 - 11,25
9 УРСА Банк 10000 - 10,80
10 Балтийский  Банк 10000 - 11,50
 

     По  данным ЦБ РФ объем вкладов населения  в 2009 г. снизился на 1,47% и составил 5,89 трлн. руб. Как сообщается в материалах Центрального банка РФ, в абсолютном выражении отток вкладов населения составил 87,9 млрд. руб. Однако, в целом банковская система РФ в 2009 г. развивалась стабильно.

 

      ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

     3.1. Пути увеличения собственного капитала коммерческих банков.

     С 1 января 2007г. вступили в силу поправки в банковское законодательство, согласно которым кредитные организации  с капиталом менее 5 млн. евро (их в России около 40%) не имеют права  уменьшать размер собственных средств, с которым они встретили нынешний год. Если регулятор зафиксирует уменьшение собственного капитала ниже 5-миллионной отметки и кредитная организация не исправит положение в течение трех месяцев, то лицензия будет отозвана.

     В связи с этим у банков появилась  необходимость увеличивать собственный капитал. Выделяют следующие источники наращивания капитала:

     1. Дополнительные взносы в уставный  капитал, которые могут делать прежние и (или) новые участники (акционеры или пайщики) банка. Это один из основных источников роста собственных средств российских банков на современном этапе.

     Этот  источник привлекателен, в частности, тем, что не связан с необходимостью платить дополнительные налоги. Однако он весьма сложен: банк должен убедить  участников, включая потенциальных, в том, что отвлечение их средств на пополнение капитала банка оправдано, и доказательством тому может служить обеспечение участникам приемлемого уровня доходов в виде дивидендов.

     С уставным капиталом связана и  другая важная проблема: в случае его  увеличения рассматриваемым способом могут измениться доли участников в собственности банка, что в зависимости от обстоятельств может иметь как положительные, так и отрицательные последствия либо для развития банка в целом, либо для отдельных групп его участников.

     После того как банку удалось найти состоятельных лиц, готовых внести средства в его уставный капитал, и все вопросы с ними в предварительном порядке согласованы, предстоит преодолеть многочисленные ограничения, установленные как в законодательстве, так и Центральным банком, пройти процедуры обоснований и согласований.

     Имеет значение и скорость увеличения банком своего уставного капитала. Дело в  том, что новый размер уставного  капитала - это и новые проблемы с его размещением, с количеством  обслуживаемой клиентуры и ее запросами, новыми банковскими продуктами, с планированием всей деятельности организации, с квалификацией и умением ответственных сотрудников и т.д. С учетом этого уставный капитал (как и весь собственный капитал целиком) неосмотрительно было бы наращивать чрезмерно высокими, скачкообразными темпами, т.е. такими, которые будут существенно обгонять темпы развития других сторон жизнедеятельности банка. [13, с.282]

     2. Прибыль также является важным  источником увеличения собственных  капиталов банков, значение которого  в последнее время усиливается. В состав основного капитала банков включается только прибыль, подтвержденная аудиторским заключением. Если банк хочет включать в состав основного капитала прибыль и фонды текущего финансового года, то ему придется проводить промежуточные аудиторские проверки, что недешево стоит. Прибыль и фонды, не подтвержденные аудитором, можно включать только в состав дополнительного капитала.

     3. Привлечение субординированных  кредитов (займов). Этот способ не  получил широкого развития. Для  банка такая форма увеличения капитала может быть привлекательна тем, что ее применение равнозначно получению долгосрочного кредита и не влечет изменения структуры собственности.

     Субординированный кредит, полученный на срок более пяти лет, включается в расчет собственных средств банка-заемщика как элемент его дополнительного капитала. Величина субординированного кредита, включаемая в состав дополнительного капитала, не может превышать 50% основного капитала. [14, с. 122]

     В случае ликвидации банка-заемщика требования кредитора по предоставленному им субординированному кредиту могут быть удовлетворены  только после полного удовлетворения требований иных кредиторов. Это условие  подсказывает, что немного найдется желающих выдавать такие кредиты.

     К способам увеличения собственного капитала коммерческих банков можно отнести  консолидацию нескольких банков. Некрупные  кредитные организация могут  объединяться между собой или  присоединяться к крупным игрокам, превращаясь в их филиалы.

     Таким образом, можно сказать, что способов увеличения собственного капитала коммерческих банков достаточно много, но ни один из них не является достаточно простым  и быстрым.

Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка