Оранизация финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 07:17, контрольная работа

Описание работы

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать содержание и значение финансового контроля;

• ознакомиться с классификацией финансового контроля;

• рассмотреть органы финансового контроля и их функции.

Содержание

Введение 2
1. Содержание и значение финансового контроля 3
1.1 Содержание финансового контроля 4
1.2 Объект и субъект финансового контроля 6
2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля 8
2.1 Формы финансового контроля 8
2.2 Виды финансового контроля 9
2.3 Методы финансового контроля 11
3. Функции органов государственного финансового контроля в РФ 14
Заключение 19
Список используемой литературы: 20

Работа содержит 1 файл

КОН РАБ ФИНАНСЫ.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Важным  элементом бюджетного процесса является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.

     Успешное  реформирование российской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

     Ни  одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

     Задачи  данной работы — рассмотрение понятия  государственный финансовый контроль, его видов, основных методов, а также  рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

     • проанализировать содержание и значение финансового контроля;

     • ознакомиться с классификацией финансового  контроля;

     • рассмотреть органы финансового  контроля и их функции.

     Работа  состоит из трех глав. В первой главе  раскрыто содержание и значение финансового  контроля. Во второй  главе дана полная характеристика видов, форм и методов финансового контроля. Третья глава посвящена работе органов государственного контроля в Российской Федерации. 
 

     1. Содержание и значение финансового контроля

     Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

     Контроль  осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с  этим выделяют виды контроля: экономический, технический, административный и др.

     Как форма реализации контрольной функции  финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, т.к. важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение её эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надёжное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

     Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью  контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной  власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

     1.1 Содержание финансового контроля

     Содержание  финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему  контроля; принципы организации.

     Цель  финансового контроля заключается  в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

     Основными задачами финансового контроля являются:

     - обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

     - выполнение субъектами хозяйствования  своих финансовых обязательств, в том числе перед органами  государственной власти и органами  местного самоуправления;

     - рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

     - соблюдение финансовых интересов  всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности  за результаты своей деятельности;

     - повышение эффективности финансовой политики государства.

     В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные  элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового  контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

     Основными принципами финансового контроля являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

     Принцип законности предусматривает наличие  правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его  целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

     Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов  хозяйствования, органов государственной власти местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями.

     1.2 Объект и субъект финансового  контроля

     В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения  и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость,, налоги и др.)

     Наиболее  важным элементом в системе финансового  контроля являются субъекты контроля, т.к. они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

     Субъектами  финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные  контрольные органы; структурные  подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

     2.1 Формы финансового контроля

     Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию  контрольных действий. Формы финансового  контроля можно классифицировать по различным критериям.

     В зависимости от соотношения времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основные формы  финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

     Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных  документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

     Последующему  контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и  целесообразность их расходования при  исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

     По  характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

     Источниками информации для документального (формального  контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

     Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

Информация о работе Оранизация финансового контроля