Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 11:37, контрольная работа
Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.
Введение 4
1. Федеральный бюджет, его значение, уровень расходов и их роль в проведении экономической политики государства. 7
§1. Уровень и структура расходов федерального бюджета. 8
1. Расходы федерального бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики (финансирование народного хозяйства). 11
2. Расходы бюджета на социально-культурные нужды. 15
3. Военные расходы государственного бюджета. 17
4. Расходы бюджета на управление. 19
Заключение. 21
Приложения. 25
Список литературы: 28
Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия.
Если
исследовать материалы
.
Федеральный бюджет, являясь центральным звеном системы государственных финансов, придает финансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих основных функций. Важнейшими из функций государства в современной экономике принято считать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления.
Как уже было сказано, федеральный бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.
Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов, а, как известно, сбор налогов в России вызывает множество нареканий.
Для выяснения роли того или иного типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями между данными группами расходов и связано большинство проблем в формировании расходной части бюджета, особенно расходов на социальную сферу. По большому счету все группы расходов важны для полноценного воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения, но определение размеров отдельных статей вызывает определенные трудности, а как показывает мировая практика, дефицит федерального бюджета одна из самых труднорешаемых проблем при переходе к рынку.
Исследуя динамику бюджетных показателей, легко заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция не получила необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция усиления социальной функции государства, но нехватка средств в бюджете, условия спада производства и инфляции, поэтому ощутимое увеличение средств, направляемых на социально-культурные нужды, вряд ли предвидится. К тому же при переходе к рыночным отношениям в федеральном бюджете Российской Федерации произошло резкое возрастание расходов, рост внутреннего и внешнего долга. Федеральный бюджет явно не справлялся с растущим количеством статей расходов и все возрастающих расходов на поддержку регионов.
«Разгрузка» федерального бюджета началась с реформирования межбюджетных отношений, доставшихся России от СССР. Федеральный бюджет освободили от ценовых дотаций, пособий незащищенным группам населения, капиталовложений местного значения, а в результате проведенной реорганизации на региональный уровень была возложена ответственность за осуществление крупных инвестиционных проектов. Еще одним примером реформы межбюджетных отношений может послужить передача в ведение муниципальных органов власти ведомственной сети социальных учреждений. Не трудно заключить, что процесс передачи части расходов федерального бюджета в региональные бюджеты продолжается до сих пор. В результате такой передачи изменились и принципы распределения расходов между уровнями бюджетной системы: теперь те расходы, которые ранее финансировались из центрального бюджета по принципу ведомственной принадлежности, государственной значимости и т.д., передаются в территориальные бюджеты, но уже в соответствии с принципом территориальной принадлежности.
Однако
этот процесс привел к нарушению
принципов распределения
Именно этим направлениям в первую очередь должна оказываться государственная поддержка. В сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Помимо социальных приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Поскольку ресурсы бюджета ограничены, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации. Таким образом, в связи со сказанным следует сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты. Реализации этой меры способствует введение новой бюджетной классификации17.
Не
следует осуществлять за счет средств
бюджета государственной
В сложившейся в настоящее время ситуации необходимо учитывать тот факт, что с развитием различных форм собственности должна происходить децентрализация инвестиционных процессов, целесообразно ориентироваться на финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств только объектов социального назначения18. При долевом участии (бюджетные средства и собственные средства отрасли), которое считается наиболее перспективным, финансирование инвестиций в объекты производственного назначения следует осуществлять только на возвратной и платной основе. Поддержка должна оказываться в основном тем инвестиционным проектам, которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке.
Подытоживая все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что в сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Кроме того, приоритетными должны стать расходы на поддержку жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную перестройку. Учитывая сложившуюся ситуацию с достаточно большим бюджетным дефицитом, предпочтение этим отраслям может быть оказано за счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех направлений, которые должны осуществляться за счет собственных источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов внутри основных направлений в целях их рационализации.
Таким образом, необходимо сделать акцент на том, что поддержка приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под эффективные проекты. Реализации этой меры способствует введение новой бюджетной классификации19.
В сложившейся в настоящее время ситуации необходимо учитывать тот факт, что с развитием различных форм собственности должна происходить децентрализация инвестиционных процессов, целесообразно ориентироваться на финансирование капитальных вложений за счет бюджетных средств только объектов социального назначения20. При долевом участии (бюджетные средства и собственные средства отрасли), которое считается наиболее перспективным в современных условиях, финансирование инвестиций в объекты производственного назначения следует осуществлять только на возвратной и платной основе. Поддержка должна оказываться в основном тем инвестиционным проектам, которые дают заказы отечественной промышленности, формируют спрос на ее продукцию. Использование бюджетных средств на приобретение импортной продукции возможно только в том случае, если это обеспечивает повышение качества отечественной продукции, расширяет возможности ее сбыта на внутреннем и внешнем рынке, получается, что необходима мудрая политика в формировании величины и, прежде всего структуры расходов федерального бюджета, а также жесткая экономия средств бюджетов всех уровней.
Приложение
1. Бюджетная система расширенного правительства
(по методологии МВФ) (в % к официальному
ВВП).
Показатели | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. |
Федеральный бюджет | |||||||
Доходы, |
15,6 | 13,7 | 11,8 | 12,2 | 13,0 | 11,6 | 10,6 |
в том числе: | |||||||
Налоги | 13,0 | 12,4 | 9,2 | 10,8 | 9,9 | 9,4 | 8,9 |
Расходы, | 38,0 | 24,3 | 23,2 | 17,6 | 22,1 | 18,4 | 15,5 |
в том числе: | |||||||
Трансферты | 1,7 | 2,8 | 4,2 | 2,1 | 3,1 | 3,8 | 1,5 |
Сальдо | -22,4 | -10,6 | -11,4 | -5,4 | -9,1 | -6,8 | -4,9 |
Региональные бюджеты | |||||||
Доходы, | 13,5 | 16,7 | 18,0 | 14,2 | 14,5 | 16,1 | 13,8 |
в том числе: | |||||||
Налоги | 12,0 | 13,5 | 14,4 | 11,9 | 11,6 | 12,6 | 11,0 |
Трансферты | 1,7 | 2,6 | 4,1 | 1,6 | 2,7 | 2,9 | 1,5 |
Расходы, | 12,0 | 16,1 | 17,5 | 14,5 | 14,8 | 16,9 | 14,7 |
Сальдо | 1,5 | 0,6 | 0,5 | -0,3 | -0,3 | -0,8 | -0,9 |
Внебюджетные фонды | |||||||
Доходы, | 10,9 | 8,6 | 9,1 | 7,6 | 7,7 | 9,1 | 9,9 |
В том числе: | |||||||
Трансферты | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 0,5 | 0,4 | 0,9 | 0,0 |
Расходы | 8,4 | 8,0 | 8,6 | 7,6 | 7,7 | 9,0 | 9,4 |
Сальдо | 2,5 | 0,6 | 0,5 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,5 |
Бюджет расширенного правительства | |||||||
Доходы, | 38,3 | 36,2 | 34,7 | 31,9 | 32,1 | 33,0 | 32,8 |
В том числе: | |||||||
Налоги | 35,8 | 34,5 | 32,6 | 30,3 | 29,2 | 31,1 | 29,7 |
Расходы | 56,7 | 45,6 | 45,1 | 37,6 | 41,5 | 40,5 | 38,1 |
Сальдо | -18,4 | -9,4 | -10,4 | -5,7 | -9,4 | -7,5 | -5,3 |
Информация о работе Описание уровня и структуры государственных расходов в РФ 90е годы XX века