Операционный риски и пути их снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Организация, которая будет в состоянии наиболее точно оценить свои операционные риски и продемонстрировать свою уверенность регулирующему органу, сможет резервировать меньшие объемы капитала под эти риски. Это в свою очередь позволит данному банку существенно повысить свою конкурентоспособность относительно менее продвинутых компаний.
Цель курсовой работы - выработать предложения по усовершенствованию системы управления операционным риском в коммерческом банке.

Содержание

1. Введение
2. Понятие операционного риска. Факторы возникновения операционного риска. Принципы и задачи управления
2.1 Понятия операционного риска и факторы его возникновения
2.2 Цель и задачи управления операционным риском
3. Выводы по главе
3. Методы определения величины операционных рисков в коммерческом банке
3.1 Сравнительный анализ методов расчета операционного риска в КБ (Базель II)
3.2 Российская практика оценки операционного риска в КБ
Выводы по главе 3
4. Организация управления операционным риском в коммерческом банке
4.1 Контроль операционных рисков и способы его минимизации в коммерческом банке
Выводы по главе 4
5. Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

опер риски.docx

— 131.34 Кб (Скачать)

 

В целях предупреждения возможности  повышения уровня операционного  риска, Базельский комитет предлагает регулярно проверять процессы управления и систем оценок операционных рисков, т.е. постоянно проводить мониторинг. Мониторинг проводится путем регулярного изучения системы статистических, финансовых показателей деятельности банка. Мониторинг операционного риска производится, как на уровне подразделений так и в целом по банку. Полученная в процессе мониторинга операционного риска информация о потенциальном изменении уровня риска, доводится до соответствующих органов управления, подразделений и работников банка для принятия необходимых мер.

 

Кроме мониторинга в банке  необходимо проводить риск-аудит  с целью идентификации и выработки  мер по минимизации операционных рисков наиболее критических бизне-процессов и направлений деятельности банка.

 

Риск-аудит является комплексной  проверкой и проводится совместными  усилиями управления внутреннего контроля, департамента анализа и контроля банковских рисков и управления (отдела) операционного риска. Задачами риск-аудиата являются:

 

· выявление значимых операционных рисков бизнес-направлений, отдельных  операций и сделок, включая операционные риски смежных подразделений;

 

· выявление ключевых элементов  бизнес-направлений и процессов, сопряженных с операционными  рисками;

 

· принятие решения о методе управления и оптимизации уровня всех значимых и выявленных операционных рисков;

 

· проверка правильности перечня  мероприятий и оптимизации уровня выявленных операционных рисков;

 

· оказание помощи подразделениям банка в оперативном управлении операционными рисками.

Выводы по главе 3

Оценка операционного  риска предполагает оценку вероятности  наступления рискового события  или обстоятельств, приводящих к  операционным убыткам, и оценку размера  потенциальных убытков. Банки могут  разрабатывать методы оценки операционного  риска самостоятельно либо использовать следующие методы, применяемые в  международной банковской практике:

o статистический анализ  распределения фактических убытков;

o балльно-весовой метод (метод оценочных карт);

o моделирование (сценарный  анализ).

Методы, основанные на применении статистического распределения  фактических убытков, позволяют  сделать прогноз потенциальных  операционных убытков, исходя из понесенных убытков прошлом. При применении этих методов в качестве исходных данных используется информация, накопленная  в аналитической базе данных по операционным рискам.

4. Организация управления  операционным риском в коммерческом  банке

Организация управления операционным риском представляет собой совокупность способов и методов работы по выполнению задач управления операционным риском. Она осуществляется на основе утвержденной политики об операционном риске в  банке и разработанных внутренних нормативных документов, регламентирующих процесс управления и внутреннего  контроля. Грамотная организация  управления операционным риском предполагает не только своевременное их выявление, но и сбор исчерпывающей информации и оценку влияния рисковых событий  на деятельность банка и другие мероприятия.

Организация управления операционным риском в банке включает в себя:

1. Выявление (идентификация)  операционного риска

2. Сбор информации

3. Оценку операционного  риска по направлению деятельности

4. Постановку задач и  согласование действий подразделений  по минимизации или предотвращению  ОР

5. Выработку предложений  по минимизации операционного  риска

6. Принятие решения по  определению методов управления  операционным риском

7. Контроль за операционным  риском

Значительные объемы операций, высокая сложность внутренних бизнес-процессов  и технологий, большое количество задействованных в процессах  структурных подразделений - далеко не полный перечень факторов, подвергающих современные финансовые учреждения операционным рискам. И хотя на текущий  момент у отечественных компаний, предоставляющих финансовые услуги, сформировалось четкое понимание необходимости  управления операционными рисками, зачастую в этом процессе возникают  проблемы, связанные с отсутствием  методологических и информационно-технологических  средств идентификации, контроля и  мониторинга операционных рисков. Одновременно, существующие рекомендации Базельского межбанковского комитета, касающиеся в первую очередь крупных финансовых учреждений, вынуждают их создавать системы управления операционными рисками для повышения "кредита доверия" и рейтинга надежности.

Необходимо отметить, что  процесс идентификации и классификации  операционных рисков может натолкнуться в крупных банках на серьезные  проблемы, связанные с отсутствием  моделей бизнес-процессов финансового  учреждения, без которых не возможно точно определить участки возникновения  рисков (функции, процедуры процессов), частоту возникновения (количество риска за период), оценить размеры  потерь и вероятность их наступления. Существующие подходы интеграции моделей  процессов организации и операционных рисков позволяют сегодня решать подобные проблемы.

Другой не менее важной проблемой, связанной с процессом  построения системы управления операционными  рисками является получение внутренней и внешней аналитической отчетности в различных информационных срезах данных (например, количестве риска  в технологическом процессе, размере  потерь на структурное подразделение  и т.д.). Решением подобной проблемы может служить применение систем моделирования и анализа процессов, поддерживающих функции описания и  контроля операционных рисков, а также  поддерживающих возможность интеграции с внешними системами (для импорта  расчетных данных и экспорта отчетной информации).

Одним из таких решений  на сегодняшний день является методология  и система моделирования ARIS, которая  позволяет не только описывать существующие бизнес-процессы, организационную структуру, продукты организации и т.д., но также  реализует возможность ведения  классификаторов операционных рисков с последующим расчетом возможных  потерь по каждой из категорий рисков. Также, средства моделирования ARIS позволяют  на этапе моделирования операционных рисков указать участки возникновения  рисков в бизнес-процессах (Рисунок 2), при этом частота возникновения  риска может быть как фиксированной  величиной (может выступать как  атрибут самого риска), так и быть расчетной величиной (например, зависеть от количества банковских продуктов, продаваемых  по данной технологии/процессу). Вероятность  наступления того или иного риска  также может являться либо фиксированной  величиной, либо расчетной (например, учитывая вероятности и сценарии в самих  процессах можно значительно  повысить качество оценки операционного  риска).

Таким образом, метод оценки операционных рисков в ARIS предлагает два  подхода анализа рисков: стандартный  метод (Рисунок 1), когда учитываются  вероятность риска (события потерь) и средний размер потерь на одно событие, и процессно-ориентированный  метод (Рисунок 2), когда учитываются частота выполнения процессов за период времени, вероятность появления данного события (риска) при выполнении данной функции, средний размер потерь на одно событие. Метод также не исключает возможность использования комбинированного подхода анализа рисков.

Одной из сложнейших проблем  для отечественных банков является выявление и оценка операционных рисков. Базельский комитет обращает особое внимание на необходимость предварительной оценки рисков по всем тем операциям, которые банк предполагает осуществить

4.1 Контроль операционных  рисков и способы его минимизации  в коммерческом банке

В управлении операционным риском СВК отводится ключевая роль. Регулярные проверки всех бизнес-процессов банка  помогут гарантировать, что эти  процессы соответствуют назначению (т.е. являются эффективными и способствуют достижению стратегических целей) и  организованы должным образом.

Было установлено, что  наиболее распространенные причины  операционных потерь являются следствием недостатков именно в системе  внутреннего контроля. В частности:

недостаточное внимание руководства  при организации и поддержании  системы внутреннего контроля, а  также отсутствие корпоративной  культуры в банке;

неверная оценка риска  при осуществлении банком балансовых и забалансовых операций;

отсутствие внутренних подразделений  и процедур контроля при осуществлении  бизнес-процессов, таких как разделение обязанностей, санкционирование, верификация, согласование и надзор за текущей  деятельностью;

неэффективная система передачи информации между различными уровнями управления, особенно при информировании вышестоящего руководства о возникающих  трудностях;

недостаточная или неэффективная  роль аудита в оценке эффективности  системы внутреннего контроля.

Руководство несет ответственность  за внедрение адекватного внутреннего  контроля и систем оценок средств  контроля на предмет определения  экономического эффекта от них. При  этом необходимо учитывать эффективность  каждого средства контроля в процессе, денежный эквивалент объема потока средств, задействованных в данном процессе, а также стоимость самих средств  контроля.

В число базовых компонентов  внутреннего контроля за операционным риском должны входить:

средства контроля внутреннего  учета - используются для обеспечения  защиты активов и надежности финансовых записей. В число последних могут  входить записи о транзакциях  и промежуточные балансы;

средства операционного  контроля - используются для гарантии соответствия деловым целям. В их число могут быть включены операционные планы и бюджеты, чтобы сопоставить  реальное функционирование с запланированным;

средства административного  контроля - используются для гарантирования операционной эффективности, а также  соответствия политике и процедурам, принятым в банке. В их число могут  быть включены внутренний и внешний  аудит.

Средства внутреннего  контроля за операционным риском могут  быть разделены на три общих категории. Эти категории средств контроля могут быть включены в состав базовых  компонентов внутреннего контроля:

средства превентивного  контроля - предотвращают какие-либо события (часто - ошибки или незаконные деяния). Примером средств контроля такого типа является программное обеспечение  логического доступа, которое разрешает  доступ в компьютерную сеть только авторизованным лицам, использующее комбинацию идентификационного номера и пароля пользователя;

средства обнаружения - идентифицируют имевшее место действие. Примером могут быть способы обнаружения  ошибок, их идентификация;

средства коррекции - исправляют ситуацию после ее обнаружения. Примером может быть применение административных или дисциплинарных взысканий, программное  обеспечение резервирования, которым  можно воспользоваться для восстановления поврежденного файла или базы данных.

Банкам необходимо располагать  средствами контроля высокого уровня в помощь управлению банковским операционным риском.

В качестве примеров средств  контроля такого рода можно привести:

мониторинг операционной деятельности на предмет аномалий в  типах транзакций, объемах транзакций, суммах транзакций и времени предъявления;

мониторинг нарушений  корпоративной культуры, банковского  законодательства, подозрительных действий клиентов и сотрудников банка, нетипичные параметры сделок и прочее;

применение методов фиксации и прослеживания для идентификации  источника операционного риска  и сравнения его с данными  по известным случаям.

Регулярная отчетность и  постоянные проверки помогут идентифицировать события операционного риска  и принять меры по их нейтрализации  и недопущению в будущем.

К основному инструментарию внутреннего контроля операционных рисков относят многочисленные проверки различных сторон деятельности банка, в частности:

проверку и оценку эффективности  системы внутреннего контроля;

проверку полноты применения и эффективности методологии  оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками);

проверку надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности  баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие  планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;

проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности  бухгалтерского учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту  и объективность) и своевременности  сбора и представления информации и отчетности;

проверку достоверности, полноты, объективности и своевременности  представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти и Банк России;

проверку применяемых  способов (методов) обеспечения сохранности  имущества кредитной организации;

оценку экономической  целесообразности и эффективности  совершаемых кредитной организацией операций;

проверку соответствия внутренних документов кредитной организации  нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (для  профессиональных участников рынка  ценных бумаг);

проверку процессов и  процедур внутреннего контроля;

проверку систем, созданных  в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;

оценку работы службы управления персоналом кредитной организации  и другие вопросы, предусмотренные  внутренними документами кредитной  организации.

Основной функцией СВК  является минимизация рисков, которые  банк вынужден принимать на себя в  процессе своей деятельности. СВК  призвана обеспечить такой порядок  проведения банковских операций (сделок) в банке, который будет способствовать достижению поставленных ориентиров и  целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов  Банка России, а также внутренних процедур, стандартов, правил, установленных  для себя самим банком.

Информация о работе Операционный риски и пути их снижения