Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа
Организация, которая будет в состоянии наиболее точно оценить свои операционные риски и продемонстрировать свою уверенность регулирующему органу, сможет резервировать меньшие объемы капитала под эти риски. Это в свою очередь позволит данному банку существенно повысить свою конкурентоспособность относительно менее продвинутых компаний.
Цель курсовой работы - выработать предложения по усовершенствованию системы управления операционным риском в коммерческом банке.
1. Введение
2. Понятие операционного риска. Факторы возникновения операционного риска. Принципы и задачи управления
2.1 Понятия операционного риска и факторы его возникновения
2.2 Цель и задачи управления операционным риском
3. Выводы по главе
3. Методы определения величины операционных рисков в коммерческом банке
3.1 Сравнительный анализ методов расчета операционного риска в КБ (Базель II)
3.2 Российская практика оценки операционного риска в КБ
Выводы по главе 3
4. Организация управления операционным риском в коммерческом банке
4.1 Контроль операционных рисков и способы его минимизации в коммерческом банке
Выводы по главе 4
5. Заключение
Список литературы
Как показывает изучение данных
таблицы источники
Анализ данной классификации
показывает, что большая часть
операционных рисков связана с деятельностью
человека. В большинстве случаев
убытки по операционным рискам возникают
из-за ошибок сотрудников. Даже в случаях,
когда убытки вызваны сбоями в
работе оборудования и систем в их
основе лежат ошибки человека. В
приведенной таблице четыре из пяти
факторов, так или иначе, связаны
с деятельностью сотрудников: человеческий
фактор, ошибки в управлении, технический
фактор и бизнес-процессы. Поэтому
в процессе управления основное внимание
должно быть уделено сотрудникам
структурных подразделений
2.2 Цель и задачи управления операционным риском
Целью управления операционным риском, как составной частью общего процесса управления рисками, присущими деятельности, является предотвращение данного риска или максимально возможное снижение угрозы потенциальных убытков (прямых и/или косвенных), связанных с организацией внутренних процессов и с внешними факторами (событиями).
Оценка и прогнозирование
уровня консолидированного (совокупного)
операционного риска
На первоначальном этапе одновременно с формированием базы данных производится комплексная оценка, ранжирование по уровню потерь и определение степени значимости идентифицированных операционных рисков фирмы.
Управление операционным риском нацелено на максимально возможное его предотвращение и вследствие этого основано как на применении качественных и количественных методов анализа, так и на создании адекватной системы внутреннего контроля.
Эффективное управление операционными
рисками в коммерческом банке
успешно реализуется через
Рис 4. Задачи управления операционным риском.
Задачами коммерческого банка в области управления операционными рисками являются:
создание и поддержание (совершенствование) эффективного механизма своевременной идентификации и предотвращения возможных (потенциальных) негативных событий;
определение приемлемого уровня конкретных видов операционных рисков, с точки зрения экономической целесообразности затрат на их оценку, анализ и мониторинг;
создание культуры операционного контроля на локальном уровне;
совершенствование системы внутреннего контроля за операционными рисками;
принятие адекватных мер для снижения/избежания потерь (убытков) или передачи рисков третьим лицам (страхования).
Признавая особую значимость управления операционными рисками на первичном (низовом) уровне, коммерческий банк определяет следующие подходы к оценке и управлению операционными рисками:
"снизу вверх" - при котором выявляются и оцениваются источники, причины и последствия (потенциальные и реализованные) возникновения риска в подразделениях предприятие и бизнес-процессах. Осуществляется на постоянной основе сотрудниками и руководителями структурных подразделений предприятие - в соответствии с функциональными обязанностями, положениями о подразделениях, в рамках операционных регламентов, других внутренних нормативных документов;
"сверху вниз" - при котором оцениваются последствия реализации риска (прямые и косвенные потери/затраты, их влияние на конечные результаты деятельности фирмы). В целях принятия адекватных мер, направленных на совершенствование системы управления операционными рисками, руководство предприятие (филиала), коллегиальные органы на регулярной основе рассматривают подготовленные подразделениями службы внутреннего контроля и подразделениями рисков (филиала) отчеты об уровне реализованных операционных рисков, фактах нарушений операционных регламентов и процедур, установленных полномочий, лимитов и ограничений.
Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления операционным риском в среднем и крупном банке целесообразно создавать систему по управлению операционным риском, которая представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных, функциональных элементов организующих и обеспечивающих эффективный процесс управления операционным риском. При создании системы управления операционным риском в коммерческом банке необходимо учитывать следующие факторы (рис 5).
Комплекс факторов формирования системы управления ОР
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис.5. Факторы формирования системы управления операционным риском.
Эффективность функционирования системы управления операционным риском зависит от подхода к созданию системы управления с учетом анализа вышеизложенных факторов. Система управления операционным риском должна представляет собой совокупность следующих элементов:
· орган в структуре банка, ответственного за функционирование системы управления операционным риском на постоянной основе;
· объект управления (факторы
и источники возникновения
· систему сбора управленческой информации и документооборота по вопросам идентификации, оценки, анализа рисковых событий и их учета для создания базы данных;
· высоконадежные средства управления, связи и программного обеспечения;
· подсистему контролинга для обеспечения эффективности функционирования системы управления и своевременного реагирования на появление факторов операционного риска.
Вариант основных элементов системы управления операционным риском в коммерческом банке представлен на рис 6.
Рис 6. Основные элементы системы управления операционным риском в коммерческом банке.
Под органами управления операционным риском понимается высшее руководство банка (совет директоров, наблюдательный совет), правление банка, а также специальное подразделение (сотрудник), отвечающие за координацию и централизацию управления операционным риском.
В случае создания такого подразделения разрабатывается и утверждается положение о новом структурном подразделении банка, в котором определяется его полномочия, порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, отвечающими за управление другими рисками, а также со службами внутреннего контроля и безопасности.
На это подразделение
возлагается разработка методик
по оценке операционного риска, разработка
и внедрение процедур, механизмов
и технологий по ограничению или
снижению операционного риска. В
случае отказа руководства банка
от создания подразделения по управлению
операционными рисками, выполнение
задач по управлению операционными
рисками и координация
Коммерческий банк определяет следующие основные принципы управления операционными рисками.
Осведомленность о риске
Все направления деятельности несут в себе потенциальные операционные риски. Проведение операций осуществляется в соответствии с утвержденными фирмой регламентами и процедурами, в пределах установленных полномочий, лимитов и ограничений. Не допускается проведение новых операций при отсутствии нормативных документов или соответствующих решений коллегиальных органов, регламентирующих порядок их совершения.
Разделение полномочий
В целях формирования управленческой структуры, в которой отсутствует конфликт интересов, не допускается совмещение полномочий (обязанностей) по выполнению операций, с их оформлением (по операциям, требующим сопровождения со стороны бэк-офиса) и бухгалтерским учетом, а также управлением и контролем за операционными рисками.
В исключительных случаях вопрос о возможности временного совмещения должен решаться с учетом социальной значимости таких операций, их числа и объема, степени существенности возможных потерь, а также введения дополнительных ограничений и методов контроля сопутствующих операционных рисков (дополнительной авторизации операций, дистанционного контроля и т.п.).
Подразделения, совершающие
операции, подразделения, отражающие операции
в бухгалтерском учете и
В подразделениях банка сотрудники, осуществляющие операции, подверженные риску, организационно разделены (независимы) от сотрудников, учитывающих и контролирующих эти операции.
Контроль операционных рисков
Целью контроля операционных рисков является получение объективной информации об уровне операционных рисков, выполнении операционных регламентов и процедур, соблюдении установленных полномочий и операционных лимитов для оценки эффективности политики и адекватности системы управления операционными рисками и их совершенствования.
Операционный контроль (нижний уровень)
Система контроля операционных
рисков реализуется в соответствии
с принципами, определенными внутренними
нормативными документами фирмы, и
предполагает осуществление
Уполномоченные структурные подразделения осуществляют контроль операционных рисков на всех / отдельных этапах проведения операций / реализации процедур - в соответствии с функциями, определенными положениями о подразделениях, и нормативными документами фирмы.
При идентификации операционных рисков, носящих существенный или системный характер, руководитель соответствующего структурного подразделения в установленном порядке информирует об этом руководство предприятие (филиала), а также подразделение рисков и подразделение службы внутреннего контроля (филиала).
Управленческий контроль операционных рисков (верхний уровень)
Руководство банка (филиала), его коллегиальные органы на регулярной основе рассматривают отчеты об идентифицированных операционных рисках, уровне реализованных операционных рисков, фактах, причинах и последствиях нарушений установленных процедур, лимитов и ограничений.
Использование информационных технологий
Процесс управления операционными рисками строится на принципе использования современных информационных технологий. В общественная организация е разрабатываются и внедряются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски.
Постоянное совершенствование системы управления операционными рисками общественная организация постоянно совершенствует элементы системы управления операционными рисками, включая информационные системы, процедуры и технологии на основе информации о реализованных рисках, с учетом поставленных стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в мировой практике управления данными рисками.
Сочетание централизованного и децентрализованного подходов к управлению операционными рисками
Управление операционными рисками в коммерческих банках осуществляется в соответствии с внутренними документами, разработанными на основании и в развитие утвержденных Правлением банка.
Коммерческий банк определяет следующие основные этапы процесса управления операционными рисками:
идентификация:
источников возникновения операционных рисков;
типов операционных рисков;
причин возникновения выявленных рисков;
измерение (прогнозная оценка), анализ и оценка идентифицированных рисков;
принятие управленческого
решения в отношении
контроль соблюдения установленных регламентов и процедур, лимитов и ограничений в отношении операционных рисков;
постоянный мониторинг (наблюдение) (и обратное тестирование) эффективности системы управления операционными рисками;
составление отчетности по операционному риску.
Специфика системы управления
операционными рисками