Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:32, курсовая работа
Актуальность темы сводится к тому, что оценка финансовых рисков позволит компании устоять на рынке своих услуг или товаров или работ. Также актуальность заявленной темы заключается в том, что возможное регулирование своих потерь в финансовой части, а в последующем и оценка финансовых рисков позволит эффективно вести работу по управлению персоналом в своей компании.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.
Цель настоящей работы определяется в выявлении понятия финансовых рисков и возможных способов оценки степени финансового риска на предприятии (в компании).
Введение 2
1. ПОНЯТИЕ РИСКА, ВИДЫ РИСКОВ. 4
1.1. Система рисков. 4
1.2. Классификация финансовых рисков. 9
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ 16
2.1. Методы оценки и анализ финансовых рисков 16
3. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ФИНАНСОВОГО РИСКА 20
Вывод 23
Список использованных источников 24
Финансовая деятельность компании во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты этой деятельности компании достаточно высока. Риски, сопутствующие финансовой деятельности компании, выделяются в особую группу рисков, которые носят название финансовых рисков. Финансовые риски играют наиболее значимую роль в общем портфеле предпринимательских рисков компании.
В процессе деятельности сотрудниками соответствующих организаций могут, например, допускаться различные ошибки (небрежности, упущения), приводящие к предъявлению претензий со стороны третьих лиц и (после их удовлетворения) - к убыткам в предпринимательской деятельности организации. Причины возможных ошибок могут быть самыми разнообразными. Здесь и человеческий фактор, и недостатки системы риск-менеджмента в организации, и недостатки ее кадровой политики, и неверные управленческие решения и т.д. Причем указанный комплекс причин совсем не сводится к нарушению своих обязательств контрагентами предпринимателя и изменению условий деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.
Предвидим
возможные возражения в том смысле,
что указанная причина
Отметим также, что и "изменение условий деятельности по обстоятельствам, не зависящим от предпринимателя" можно понимать по-разному. Если, например, убытки предпринимателя, возникшие от изменения той или иной рыночной конъюнктуры (которая может характеризоваться различными факторами), или различные стихийные бедствия, как представляется, бесспорно можно отнести к указанной категории, то примеры, подобные приведенному ниже, как показывает практика, очень часто вызывают различные споры.
Поскольку основная задача предпринимательской компании -рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство, следующий признак классификации финансовых рисков — по уровню финансовых потерь: допустимый риск, критический риск, катастрофический риск.
В
последнее время большой
По-своему трактуют понятие "налоговые риски" налоговые и таможенные органы. В их понимании налоговые риски - это вероятность несоблюдения налогоплательщиком налогового и таможенного законодательства. Установленная этими органами система управления налоговыми рисками используется при планировании контрольных мероприятий и выборе субъектов проверок. Тем не менее и в данном случае речь идет о возможностях финансовых потерь бюджетов всех уровней, то есть государства в широком понимании этого слова.
Таким образом, по нашему мнению, налоговые риски должны характеризоваться как вероятность финансовых потерь для всех участников налоговых правоотношений.
Таким образом, при проведении налоговой политики, при внесении изменений в налоговое законодательство государство обязано так же, как и налогоплательщики, оценивать степень налоговых рисков. Естественно, что при этом государственными органами должны оцениваться и налоговые риски налогоплательщиков, связанные с возможностью их финансовых потерь вследствие предполагаемого введения новых налогов, повышения налоговых ставок, отмены налоговых льгот. Поэтому, по нашему мнению, следует более взвешенно подойти к предполагаемой отмене с 2010 года единого социального налога с одновременным существенным повышением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Это как раз тот самый случай, когда не только может ухудшиться налоговый климат в стране, но и существенно возрастут налоговые риски как налогоплательщиков, так и государства. Не оспаривая необходимость кардинального решения проблем дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации, хотелось бы обратить внимание читателей журнала на следующие обстоятельства, связанные с налоговыми рисками. Как показывают расчеты, предполагаемое существенное повышение ставок отчислений во внебюджетные социальные фонды увеличит налоговую нагрузку на экономику в размере 400 млрд руб., при этом основная масса этого увеличения придется на организации малого и среднего бизнеса. Не в лучшей ситуации окажутся и те крупные налогоплательщики, производство которых не ориентировано на экспорт и которые не имеют возможности платить своим работникам относительно высокую заработную плату. Менее всего повышение налоговой нагрузки коснется организаций финансового сектора и экспортно ориентированных организаций. Наряду с этим усиливаются и налоговые риски государства, поскольку государственные внебюджетные социальные фонды и бюджеты всех уровней вряд ли смогут получить адекватный выигрыш от увеличения налоговой нагрузки на экономику. Мало того, это нововведение может дать обратный экономический эффект. Вполне вероятна ситуация абсолютного снижения поступлений доходов и в вышеуказанные фонды, и в бюджетную систему страны. Неизбежно увеличится размер выплачиваемой "серой зарплаты", а это серьезные потери и в отчислениях во внебюджетные социальные фонды, и в поступлениях налога на доходы физических лиц. Налоговые риски государства возрастают вследствие возможного замедления темпов роста экономики. Этих рисков можно в определенной мере избежать, если с одновременным повышением общего размера отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды компенсировать бизнес-сообществу выпадающие доходы путем снижения до 12-13% ставки НДС с одновременным введением НДС-счетов, которое позволит компенсировать потери бюджета от снижения ставки этого налога. В этих условиях резко снизятся налоговые риски и государства, и добросовестных налогоплательщиков, а потери понесут исключительно те налогоплательщики, которые сегодня зарабатывают огромные средства, незаконно получая из федерального бюджета неположенные им суммы возмещения по НДС.
Неопределенность отдельных положений налогового законодательства может увеличивать также налоговые риски бюджетов всех уровней. Подобная ситуация возможна в условиях взыскания в бюджет доначисленных налогоплательщику налогов в результате проведения выездной налоговой проверки, результаты которой затем отменены решением арбитражного суда. Вследствие этого бюджет не только не получает определенную сумму налогов, но возникает риск дополнительного возмещения налогоплательщику причиненного ему действиями налоговых органов материального ущерба. В связи с этим весьма важно, чтобы НК РФ стал действительно законом прямого действия, чтобы каждое его положение было четко и недвусмысленно сформулировано.
К сожалению, в этой части российское налоговое законодательство все еще далеко от совершенства, что неизбежно усиливает налоговые риски всех участников налоговых правоотношений.
Из приведенного заключения непосредственно следуют, в частности, следующие выводы:
-
с одной стороны, если в
-
с другой стороны, автор,
Таким
образом, можно заключить, что в сфере
предпринимательской деятельности финансовый
и предпринимательский риски соотносятся
между собой как частное и общее.
Применение методов оценки финансовых рисков дает возможность количественно оценить потери при колебаниях рынка. Они также позволяют оценить объем капитала, который необходимо резервировать для покрытия этих потерь.
Одним из наиболее популярных методов оценки риска является метод VaR (мера риска). Вычисление величины VaR позволяет получить следующее утверждение: "С вероятностью Х% наши потери не превысят Y рублей в течение следующих N дней". Целью данного метода оценки риска является определение неизвестной величины Y, которая и представляет собой VaR. Она является функцией двух переменных: временного горизонта N и доверительного уровня Х.
Несмотря на свою популярность, метод VaR обладает рядом существенных недостатков, в частности, он:
-
не учитывает возможных
-
поощряет торговые стратегии,
которые дают хороший доход
при большинстве сценариев, но
иногда могут приводить к
Многих недостатков, свойственных VaR, лишен метод Shortfall. Этот метод является более консервативной мерой риска, так как рассматривает потери, вероятность наступления которых невелика, и требует резервировать больший капитал.
Рассмотрим простой пример, иллюстрирующий возможности методов VaR и Shortfall.
Предположим, у нас есть облигация номиналом 100 ед., которая завтра должна быть погашена. С вероятностью 99% она будет погашена полностью, а с вероятностью 1% заемщик откажется от 100%-ного исполнения своих обязательств и мы получим только половину номинала. В такой ситуации наши потери Y составят 0% с вероятностью 0,99 и 50% с вероятностью 0,01.
Произведя вычисления по VaR, мы получим результат, равный нулю, и рекомендацию не резервировать капитал вообще. В то же время Shortfall равен 50, что заставляет дополнительно разработать меры по снижению этого риска.
Таким
образом, Shortfall позволяет учитывать
большие потери, которые могут
произойти с небольшой
Кроме рассмотренных выше методов, существует биржевая система расчета гарантийных обязательств SPAR - метод анализа риска стандартного портфеля, на котором, по нашему мнению, также имеет смысл остановиться поподробнее.
Поскольку метод SPAR используется для установления объема гарантийных обязательств, его задача сводится к определению максимальных потерь, которые может понести портфель за один торговый день в большинстве случаев, например с вероятностью не менее чем 95 или 99%.