Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще во второй половине XIX веке, когда, наряду с городской и земской медициной, существовало фабрично-заводское страхование, возникшее в связи с ростом рабочего движения, и общественное добровольное страхование ремесленников и наемных рабочих через систему больничных касс
ВВЕДЕНИЕ.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
История развития страховой медицины в России, понятие медицинского страхования, обязательное медицинское страхование (ОМС)
Структура системы ОМС, типы организационных схем системы ОМС
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМУ ОМС.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОМС.
ТЕСТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Вариант 1
Вариант
2
Вариант
3
Рис.
4 Организационная схема системы
ОМС IV типа
Рассмотрим более подробно каждый из структурных элементов системы ОМС.
Фонды
обязательного медицинского страхования
- неотъемлемая часть системы, созданной
в 1993 году. Фонды обязательного
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Нормативным документом, регулирующим деятельность ФФОМС, является Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 №857 (ред. от 30.12.2006) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
ФФОМС
не осуществляет страховые операции
и не финансирует систему ОМС
граждан. Фонд был создан для реализации
государственной политики в области
медицинского страхования, а его
роль в ОМС сводится к общему регулированию
системы, что достигается как
за счет нормативного регулирования
основных положений ОМС на территории
РФ, так и за счет финансового
регулирования осуществления
Федеральный
ФОМС выравнивает условия
Территориальные
фонды обязательного
Территориальные
ФОМС создаются на территориях субъектов
РФ, являются самостоятельными государственными
некоммерческими финансово-
Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.
ТФОМС
собирают страховые взносы на ОМС, осуществляют
финансирование территориальных программ
ОМС, заключают договоры со страховыми
медицинскими организациями на финансирование
проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым
ТФОМС дифференцированным душевым
нормативам, осуществляют инвестиционную
и иную финансово-кредитную
Для выполнения своих функций ТФОМС могут создавать в городах и районах филиалы. Филиалы выполняют задачи ТФОМС по сбору страховых взносов и финансированию страховых медицинских организаций. При отсутствии на данной территории страховых медицинских организаций (СМО) филиалам разрешено самим осуществлять обязательное медицинское страхование граждан, т.е. и аккумулировать страховые взносы, и вести расчеты с медицинскими учреждениями.
Страховые медицинские организации (СМО) – это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование по государственным лицензиям. Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика.
СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.
Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
Основными функциями СМО являются:
Лечебно-профилактические
(медицинские) учреждения (ЛПУ) - следующее
звено в цепи ОМС. Медицинскими учреждениями
в системе обязательного
2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМУ ОМС.
Важная
роль страхового рынка в создании
условий устойчивого
Выбранную
Россией рыночную модель трудно представить
без разветвленной финансово-
Особенностью российской экономики является исключительно сильная региональная асимметрия, проявляющаяся в диспропорциях развития различных территорий. Необходимо отметить, что региональные вопросы страхования в России практически не исследованы. Более распространены исследования региональных процессов в сфере государственных и муниципальных финансов, банковской деятельности, налоговой, экономической политики. Вместе с тем, является необходимым в силу следующих причин:
Во-первых, по мере
развития национального рынка повышается
экономическая
Во-вторых, в силу естественных различий (природно-климатические условия, половозрастной состав населения, культура и традиции, соотношение городского и сельского населения и т.д.) в каждом регионе формируется своя структура страховых рисков и соответственно видов страхования. В зависимости от территории страховые портфели имеют свои региональные особенности [3].
В-третьих, страховые
рынки регионов различаются в
зависимости от экономического развития
регионов. В промышленно развитых
экономических районах более
актуальны такие отрасли
страхование ответственности. В то же время для регионов, где идёт реструктуризация отраслей, закрываются предприятия, происходит спад производства, особенно актуально страхование финансовых рисков.
В-четвертых, страховые
организации региона
Несмотря на то, что
страховой рынок весьма динамично
развивающаяся система, в Российской
Федерации региональная составляющая
не относится к эффективным
Следует
отметить, что в период 2004 – 2008 гг.
удельный вес Республики Мордовия в
общем объеме собранных премий
в Приволжском Федеральном
Необходимо
выделить ряд основных
факторов, влияющих
на данную ситуацию:
- низкий
платежеспособный спрос
- нехватка
опыта в использовании
- низкая
страховая культура населения;
- плохо
развитая инфраструктура
- отсутствие
региональных страховщиков на
рынке страховых услуг РМ.
В то же время, нельзя не отметить положительные тенденции. Соотношение страховой премии (за исключением премии по ОМС) и ВРП в Республике Мордовия за 2004 – 2009 гг. увеличилось на 23,89 процентных пункта (с 2,01% до 2,49%). На российском страховом рынке наблюдается обратная ситуация – соотношение премий (без ОМС) к ВВП снизилась за аналогичный период в 2,74 раза.[2]
В 2004
–2008 гг. темп прироста страховых премий
(без ОМС) по Республике Мордовия составил
99,6% (или 633 647 тыс. руб.). В целом по
России данный показатель равен 100,6%, в
ПФО – 113,4%. По итогам 1-го полугодия
2009 г. страховые компании, осуществляющие
свою деятельность на территории республики
собрали 586 614 тыс. руб. по прямому страхованию
(без ОМС), что на 15, 18% (или на 100
986 тыс. руб.) меньше, чем за аналогичный
период предыдущего года. Крупнейшими
сегментами регионального страхового
рынка Республики Мордовия по-прежнему
остаются имущественное страхование
(кроме страхования
По данным исследовательской компании Profi Online Research, которая проводит ежеквартальное синдикативное исследование российского рынка страховых продуктов, для большинства клиентов российских страховых компаний самым важным является то, насколько оперативно производятся выплаты в случае наступления страхового случая, длительность существования организации и стоимость ее услуг. Для получения более объективной информации о качестве работы той или иной компании половина опрошенных учитывает мнения и рекомендации своих друзей и знакомых. Для трети респондентов оказался важным уровень обслуживания. Его, в первую очередь, оценивают по работе агентов организации: насколько они приветливы и дружелюбны. Видимо, россияне начали постепенно приходить к осознанию того, что сервис – важный показатель качества услуг, который иногда оказывается главнее их стоимости [6].
Информация о работе Обязательное медицинское страхование в РФ