Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:39, курсовая работа
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще во второй половине XIX веке, когда, наряду с городской и земской медициной, существовало фабрично-заводское страхование, возникшее в связи с ростом рабочего движения, и общественное добровольное страхование ремесленников и наемных рабочих через систему больничных касс
ВВЕДЕНИЕ.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
История развития страховой медицины в России, понятие медицинского страхования, обязательное медицинское страхование (ОМС)
Структура системы ОМС, типы организационных схем системы ОМС
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМУ ОМС.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОМС.
ТЕСТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Зарождение
элементов социального
Обязательное
медицинское страхование - главное
направление развития системы охраны
здоровья населения Российской Федерации
в условиях перехода России к рыночной
экономике. Долгое время единственным
источником финансирования отечественного
здравоохранения был
1.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская
помощь в государственных и
Зарождение
элементов социального
Начало XX века ознаменовано введением в царской России обязательного медицинского страхования. В 1912 году 3-я Государственная Дума приняла страховые законы об обеспечении рабочих по случаю болезни. Органом проведения страхования являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом работающих не менее 200 человек (мелкие предприятия могли организовать общие больничные кассы). Общее собрание, которое управляло больничной кассой, должно было состоять на 2/3 из рабочих и 1/3 из представителей предпринимателя. Взнос со стороны рабочего в полтора раза превышал взнос со стороны предпринимателя и в общей сложности составлял 3,3% по отношению к зарплате работников предприятия. Основная функция кассы — выдача пособий в случае болезни, увечий, родов, смерти.
Первая мировая война прервала работу по реализации закона 1912 года. Надо отметить, несовершенен был и сам закон, это и послужило причиной включения вопросов социального страхования в программы многочисленных политических партий. В январе 1912 года на Пражской конференции РСДРП была принята программа социального страхования, реализация которой началась после революции 1917 года. Декретами 1917-18 годов больничным кассам были переданы все учреждения, оказывавшие медицинскую помощь рабочим. Финансирование всей деятельности кассы возлагалось на предпринимателя, а права управления деятельностью касс предоставлялись рабочим. Однако уже через 2 года "рабочая страховая медицина" была ликвидирована и утверждена единая "советская медицина".
Появление
в период НЭПа различных видов
собственности на средства производства
потребовало новых подходов к
социальному страхованию и
После
ликвидации НЭПа произошло изменение
системы социального
С
началом перехода страны к рыночной
экономике и плюрализму форм собственности
на средства производства возникла необходимость
реформы социального страхования и возрождения
системы медицинского страхования. Важнейшим
нормативным правовым актом стал принятый
в 1991 году Закон Российской Федерации
«О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации», регулирующий
медицинское страхование в нашей стране
и в настоящее время. Согласно ему, медицинское
страхование является формой социальной
защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать
гражданам при возникновении страхового
случая получение медицинской помощи
за счет накопленных средств и финансировать
профилактические мероприятия. Медицинское
страхование осуществляется в двух видах:
обязательном и добровольном. Обязательное
медицинское страхование является составной
частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем гражданам
Российской Федерации равные возможности
в получении медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.2
В основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы:
В качестве субъектов медицинского страхования выступают:
-
для неработающего населения
– органы государственного
-
для работающего населения –
предприятия, учреждения, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой
Объектами обязательного медицинского страхования являются медицинские услуги, предусмотренные программами ОМС.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между сторонами медицинского страхования. Условия договора медицинского страхования регулируются ст.4 Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ».
Договор медицинского страхования должен содержать:
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.
Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.
Страховой
медицинский полис имеет силу
на всей территории Российской Федерации,
а также на территориях других
государств, с которыми Российской
Федерации имеет соглашения о
медицинском страховании
Структура
системы обязательного
-
Федеральным фондом
-
Территориальными фондами
В
зависимости от административно-
I тип — на территориях 21 субъекта Российской Федерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации .
Рис.
1 Организационная схема системы
ОМС I типа
II
тип — в 22 субъектах Российской Федерации
система ОМС представлена территориальным
фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав
страховщика) и страховыми медицинскими
организациями.
Рис.
2 Организационная схема системы ОМС II
типа
III тип — в 19 субъектах Российской Федерации имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.
Рис.
3 Организационная схема системы ОМС III
типа
IV тип — представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов Российской Федерации. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС .
Информация о работе Обязательное медицинское страхование в РФ