Обоснование цены внешнеторгового контракта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:43, доклад

Описание работы

Методология формирования внешнеторговых цен постоянно находится в центре внимания экономистов-международников и практических работников. Интерес к этим вопросам, с одной стороны, связан с ростом значения внешнеэкономических связей в экономике суверенной республики, а с другой, с нестабильностью цен мирового рынка, обслуживающего такие связи. Последнее обусловливает высокую степень зависимости экономики государств от изменения цен на мировом рынке. Сложность проблемы заключается также и в том, что формирование внешнеторговых цен имеет особенности во взаимоотношениях со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Работа содержит 1 файл

555.docx

— 36.42 Кб (Скачать)

 

 Выбор отражения валютно-финансовых условий сделки в цене зависит от многих факторов, среди которых характер экономических и политических отношений между странами, наличие режимов наибольшего благоприятствования, таможенных и других ограничений, меж­правительственных соглашений, конъюнктуры рынка и перспектив его развития, традиций и обычаев в торговле определенными товарами, особенностей национальных законодательств, международных правил и конвенций и др. Валютные условия внешнеторгового контракта включают определение валюты цены, валюты платежа, курса пересчета валюты цены в валюту платежа, если они не совпадают, а также защитные оговорки, используемые для страхования валютных рисков при значительных изменениях курсов валют. При заключении внешнеторгового контракта цена может быть зафиксирована в любой свободно конвертируемой валюте, как продавца, так и покупателя или третьей страны. При клиринговых поставках цена товара определяется в той валюте, которая принята для расчетов взаимосогласованных поставок. Валюта платежа, в которой оплачивается обязательство импортера, может совпадать или не совпадать с валютой цены. Несовпадение валюты цены и валюты платежа связано с тем, что цена в контракте выражается в общепризнанной свободно конвертируемой валюте, а платеж чаще всего производится в валюте страны-импортера. При этом в контракте должно быть оговорено, по какому курсу будет производиться пересчет валюты цены в валюту платежа. В качестве курса пересчета, как правило, используется текущий рыночный курс на день платежа на рынке страны валюты платежа, где ее котировки фиксируются несколько выше, чем на других валютных рынках. Для пересчета используется средний курс между курсом продавца и курсом покупателя на момент открытия или закрытия биржи.

 

 Установление различных валют  цены и платежа используется  для страхования валютных рисков. В некоторых случаях, когда  затруднительно определение перспектив  движения валютных курсов, в этих  же целях применяются специальные  защитные оговорки. Такие оговорки, включаемые в специальные или  долгосрочные контракты и соглашения, предусматривают возможность пересмотра  суммы платежа в процессе их  исполнения. Валютные оговорки могут  быть односторонними и двусторонними,  одновалютными и мультивалютными. Односторонние оговорки действуют в интересах одной из сторон: экспортера — в случае обесценения валюты платежа или импортера — в случае повышения курса валюты платежа. Поскольку страхование от рисков валютных потерь обычно важно для обеих сторон, часто применяются двусторонние валютные оговорки, по которым пересчет сумм платежа осуществляется как при повышении, так и при понижении курса валюты. Одновалютные оговорки означают, что курс валюты контракта соотносится с курсом другой, более устойчивой валюты. При изменении курса валюты цены соответственно изменяется сумма платежа. Мультивалютная оговорка основывается на изменениях курсов нескольких валют — валютных корзин по отношению к валюте платежа. В качестве валютных корзин может выступать среднеарифметическая величина из курсов нескольких валют с разной степенью стабильности, а также СДР, которая ежедневно котируется Международным валютным фондом или евро. Использование мультивалютных оговорок снижает вероятность резкого изменения суммы платежа и в наибольшей степени отвечает интересам обеих сторон-участников сделки.

 

 Платежный режим на мировом  рынке включает различные способы  платежа по торговым сделкам  между экспортерами и импортерами.  Они сводятся к следующим основным  видам: платеж за наличный расчет, авансовый платеж, платеж в кредит, расчеты по сделке эквивалентной  поставкой товаров. Способ платежа  влияет на уровень цены. Цены  по сделкам за наличный расчет  относительно ниже, поскольку не  включают ряда дополнительных  финансовых расходов, таких, как  гарантийная плата, плата за  поручительство, комиссионные сборы,  проценты и др.

 

^ Основными формами расчетов  по международным торговым сделкам  являются аккредитивная и инкассо различных видов. Аккредитивная форма расчетов основывается на открытии импортером в банке аккредитива, представляющего собой документ, содержащий распоряжение банку об оплате отгруженного товара за счет специально забронированных средств. Инкассовая форма расчетов заключается в перечислении банком денежных средств за отгруженный товар со счета импортера на счет экспортера на основе товарно-транспортных документов.

 

 Формы расчетов отражают  различную степень риска сторон  при совершении торговой сделки, которая оказывает влияние на  уровень цены. При аккредитивной  форме расчетов наибольший риск  несет импортер, так как он  еще до отгрузки товара выделяет  денежные средства на открытие  аккредитива. В случае задержки  в отправке товара импортер  вынужден продлевать срок действия  аккредитива. При этом у импортера  нет полной уверенности в том,  что после открытия и пролонгации  аккредитива товар будет отгружен. Поэтому при прочих равных  условиях импортер заинтересован  в снижении цены получаемого  товара для компенсации возможных  дополнительных расходов и потерь.

 

 При инкассовой форме расчетов  значительную долю риска несет  экспортер. Отгружая товар, он  в течение определенного периода  времени ожидает поступления  денег от импортера. При этом  экспортер как бы предоставляет  импортеру своеобразный беспроцентный  кредит или рискует недополучить указанную в контракте сумму и поэтому заинтересован в увеличении цены товара для компенсации возможных дополнительных расходов или потерь.

 

 В настоящее время в практике  международной торговли используется  много различных видов скидок. Общая (простая) скидка предоставляется  с прейскурантной или справочной  цены товара. Простая скидка составляет 20—30 %, а в некоторых случаях  40 % цены. Такие скидки широко практикуются  при заключении сделок на машины  и оборудование, в частности, на  стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены  используются при поставках промышленного  сырья и составляют в среднем  2—5 %.К простой скидке можно  отнести также скидку, предоставляемую  при покупке товара за наличный  расчет (сконто). Она делается продавцом  в тех случаях, когда справочная  цена предусматривает краткосрочный  кредит, а покупатель согласен  оплатить наличными. Эта скидка  составляет 2—5 % справочной цены  или соответствует размеру ссудного  процента, существующего на денежном  рынке. Скидка за количество  или серийность (прогрессивная) предоставляется  покупателю при условии покупки  им определенного заранее и  увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют  большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин  одного и того же типа и  размера снижаются издержки их  производства. Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям  на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае  устанавливается шкала скидок  в течение определенного срока  (обычно один год), а также порядок  выплаты сумм на основе этих  скидок. По некоторым видам оборудования  бонусные скидки достигают 15—30 % оборота. Дилерские скидки предоставляются  производителями своим постоянным  покупателям или посредникам  по сбыту, в том числе загранич­ным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов. Дилерские скидки составляют в среднем 15—20 % рознич­ной цены. Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы. Экспортные скидки предоставляются продавцам при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке. Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. Например, по сельскохозяйственным удобрениям они составляют около 15%. Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера. Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25—30 % прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у фирмы товара устаревшей модели. Такие скидки широко применяются при продаже автомобилей, электрооборудования.

 

^ Цена международного контракта  (контрактная цена) с учетом возможных  надбавок и скидок является  базой для установления внешнеторговых  цен, формируемых в рамках внешнеторговой  и таможенной политики государства.  Основными задачами внешнеторговой  политики является обеспечение  конкурентоспособности отечественной  продукции на внешнем рынке,  защита отечественных товароп­роизводителей, проведение эффективной фискальной политики.

 

 При составлении текста договора  международной купли-продажи цена  поставляемого товара должна  быть определена предельно точно.

 

Основные инструменты  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности представляет внешнеэкономическую  политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и  развитие экономических отношений  с другими странами.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической  политикой государства. Поэтому  ее содержание обусловлено, с одной  стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

- обеспечение взаимовыгодного  сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности  отечественных производителей на  мировом рынке; 

- обеспечение экономической безопасности  страны;

- обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов  страны.

Активизация внешнеэкономической  политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим  процессом. В этом же направлении  действуют и такие факторы, как-то:

- обострение конкурентной борьбы  на мировом рынке; 

- дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных  балансов;

- внешние долги, особенно развивающихся  стран. 

Действие указанных выше процессов  порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической  политике двух тенденций: либерализации  и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению  коллективного протекционизма, проводимого  интеграционными группировками  по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для  ЕС. Основные торговые партнеры его  опасаются появления “Европейской крепости”.

В конечном счете протекционизм может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом.

 

Для 50-60-х годов был характерен отход от протекционизма основных участников международной торговли, с одновременным  стимулированием экспорта. Однако в 70-80-е годы в условиях обострения разногласий между странами усилилась  тенденция к протекционизму. Этому  способствовал не только рост несбалансированности международных расчетов, но и дальнейшее стимулирование экспорта, вызывавшее ответную реакцию по защите внутреннего  рынка. В результате протекционизм  стал вновь одной из основных проблем  международной торговли. В условиях переходной экономики ключевым моментом внешнеэкономической деятельности российского правительства на 1995-1997 гг. объявлена ее либерализация.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью  широкого круга мер, число которых  постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика. Торговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с  иностранными государствами. Внешняя  торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и  ВНП. Подобно другим составляющим совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом.

Регулирование внешнеторговых отношений  осуществляется административными  и экономическими методами. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить  акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.

В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования  каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру  и функции таможенных органов, порядок  разработки и утверждение таможенных тарифов и др.

Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.

Обычно таможенный тариф применяется  на национальном уровне. Но в тех  случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку  и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран  был относительно низок - около 6% от стоимости товара. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки  товара с целью защиты национальной промышленности.

В числе административных мер регулирования  внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового  оборота. Лицензирование применяется  в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения  на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с  целью ответных мер на дискриминационные  действия иностранных государств.

Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется субсидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно развитых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.

Косвенное финансирование экспортного  производства происходит путем льготного  налогообложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров  осуществляется разными методами. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в  зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено  право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного  производства от необлагаемой налогом  прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность политики протекционизма и фритредерства

 

Ключевые слова: международная  торговля, торговля между странами, протекционизм, фритредерство

Информация о работе Обоснование цены внешнеторгового контракта