Облигационный займ как источник финансирования инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Для повышения эффективности производства в условиях развитой экономикиособое значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы в процессе финансирования своей хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА И КРИТЕРИИ ЕГО ВЫПУСКА 4
2 ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА 7
3 НЕДОСТАТКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Работа содержит 1 файл

облиг. займ.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
 

                                                  

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Для повышения эффективности производства в условиях развитой экономикиособое значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночные инструменты и механизмы в процессе финансирования своей хозяйственной деятельности.

      На практике не только крупные,  но и мелкие и средние предприятия прибегают к различным источникам внешнего инвестирования, в том числе к банковским кредитам, заимствованию средств на финансовых рынках, использованию рисковых капиталов и т.д. Выбор источников финансирования зависит от многочисленных факторов, среди которых – размер предприятия, природа его рынков, отрасль и сфера деятельности, технологические особенности, спецификавыпускаемой продукции, характер государственного регулирования иналогообложения бизнеса, связи с рынками и др.

      Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимают эмиссии ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10—15до 60—65% общих объемов эмиссий корпоративных ценных бумаг1, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций.

1 ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА  И КРИТЕРИИ ЕГО ВЫПУСКА

 Облигацией (согласно ч.2 ст.816 ГК) признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.

    Облигационный займ - займ, осуществляемый путем выпуска  заемщиком облигаций.

        Основными преимуществами облигационного займа с точки зрения предприятия-эмитента являются:

     возможность мобилизации значительных объемов денежных средств и финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов без угрозы вмешательства инвесторов (владельцев облигаций) в управление текущей финансово-хозяйственной деятельностью;

     возможность аккумулирования денежных средств частных инвесторов (населения), привлечения финансовых ресурсов юридических лиц на достаточно длительный срок и на более выгодных условиях с учетом реальной экономической обстановки и состояния финансового рынка;

            по сравнению с кредитом: низкая стоимость заимствования, срок привлечения инвестиций посредством облигаций превышает срок предоставления кредита, отсутствие необходимости предоставления залога, низкая степень зависимости от кредитора за счет привлечения широкого круга инвесторов, возможность привлечения значительной суммы инвестиций.

             Основные параметры выпуска корпоративного  облигационного займа зависят  от объема необходимых инвестиций, финансового состояния предприятия,  текущей рыночной ситуации, способа размещения облигаций, параметров инвестиционного проекта.

             Выпуск незначительных сумм облигационных  займов (до 100 млн.рублей) осуществляется, как правило, посредством закрытой  подписки среди небольшого круга  инвесторов. Это способ выпуска облигационного займа позволит предприятию-эмитенту размещать облигации в пределах Краснодарского края среди частных инвесторов и предприятий, имеющих свободные ресурсы. Положительным моментом данного размещения является заранее определенный круг инвесторов, гарантированное размещение всей суммы облигационного займа, низкие затраты на выпуск. Отрицательным является фиксация доходности облигации, процентной ставки по купонным выплатам доходности облигации, процентной ставки по купонным выплатам до момента выпуска облигационного займа.

            Выпуск значительных сумм облигационных  займов осуществляется на фондовой  бирже. К таким облигационным  займам предъявляются особые  критерии:

     оптимальный размер облигационного займа более 200 млн.рублей;

     чистые  активы эмитента должны быть больше его уставного капитала;

     наличие реального инвестиционного проекта, на который пойдут полученные заемные  средства;

     годовые выплаты по облигационному займу (планируемые) не должны превышать размер годовой  бухгалтерской прибыли эмитента до налогообложения.

           Положительной стороной данного  способа размещения является  возможность в процессе размещения  корпоративного облигационного  займа на фондовой бирже определить  оптимальную для эмитента доходность  облигации, определить оптимальный процент ставки по купонным выплатам, привлечь большее число инвесторов. Отрицательным моментом является возможность неполного размещения облигаций на первичных торгах, в случае низкого спроса - увеличение уровня доходности облигации и, соответственно, ставки купона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЛИГАЦИОННОГО  ЗАЙМА

 

1. Сохранение  контроля над компанией. 

       В отличие от прямого финансирования, подразумевающего предоставление  инвестору доли в компании, данный  инструмент обеспечивает возможность привлечения дополнительных сторонних инвестиций, не размывая тем самым доли владельцев, благодаря чему сохраняется контроль над предприятием.

2. Формирование  публичной кредитной истории  и позитивного имиджа на фондовом  рынке.

         Облигация по своей сути - публичный инструмент, что подразумевает необходимость раскрытия информации об эмитенте (его финансово-хозяйственной деятельности и исполнении обязательств по облигациям). Данный фактор служит предпосылкой формирования публичной кредитной истории. Позитивная кредитная история, о которой, благодаря публичности, станет известно широкому кругу потенциальных инвесторов, позволит в будущем привлечь инвесторов на более выгодных для компании условиях.

3. Формирование  процентной ставки на рыночных условиях.

         Благодаря размещению облигаций  среди большого числа инвесторов  и конкуренции между ними, эмитент  получает рыночную оценку рисков, связанных с инвестированием  в его облигации, что положительно  отражается на размере требуемой  доходности (особенно по сравнению с банковскими кредитами).

4. Отсутствие  зависимости от отдельного инвестора.

         Распыленность ценных бумаг выпуска  среди значительного числа инвесторов  снижает риск обращения кредитора  в суд и предъявления исковых  требований на весь объем эмиссии одновременно, также снижает риск сговора кредиторов с целью банкротства компании-должника. Отсутствуют жесткие требования к возможности досрочного исполнения обязательств по требованию кредитора, поскольку все условия облигационного выпуска отражены в зарегистрированном решении о выпуске облигаций, которое чаще всего не содержит жестких условий, изменяющихся в зависимости от изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности эмитента или конъюнктуры рынка. Указанные факторы снижают зависимость эмитента от специфических требований конкретного инвестора.

5. Отсутствие  необходимости предоставления залогового  обеспечения.

        Получение банковского кредита  зачастую связано с необходимостью  предоставления обеспечения в  форме залога, стоимость которого составляет более 100 %  от займа. Расходы по оценке и оформлению залога, требования по правоустанавливающим документам усложняют реализацию данной процедуры. При формировании заемного капитала через облигационный заем эти затраты отсутствуют, так как необходимость залога не предусмотрена действующим законодательством.

6. Возможность  оперативного управления долгом.

        Эмитент имеет широкие возможности  по оперативному управлению долговыми  обязательствами. Например, путем  купли-продажи собственных облигаций на вторичном рынке, в том числе выкуп облигаций в случае снижения процентных ставок на рынке. В то время как обязательства по кредитным договорам и векселям фиксированы и не предоставляют такой возможности. Благодаря разработке и реализации грамотной стратегии управления долгом, компания может получить источник дополнительного дохода, играя на курсе собственных ценных бумаг.

7. Долгосрочность  привлечения (от 3-х лет).

        Как правило, даже впервые выходящие  на рынок корпоративных облигаций эмитенты размещают свои облигации на больший срок, чем средняя срочность его текущих обязательств (кредиты, векселя и тому подобное). При повторном выпуске благоприятная конъюнктура рынка, а также хорошая публичная кредитная история эмитента может положительно повлиять на срок финансирования.

8. Субсидирование  купонных выплат.

       Одним из механизмов стимулирования  развития системы корпоративных облигационных займов являться предоставление субсидий краевым бюджетом. Анализ современного состояния фондового рынка и альтернативных механизмов размещения денежных средств инвесторами позволил определить объём субсидирования на уровне ½ ставки рефинансирования Центрального банка. При этом для предприятия - эмитента стоимость заимствования снизится до 7-9% годовых. Режим субсидирования определен постановлением главы администрации Краснодарского края от 17 мая 2005 г. № 433 «О порядке субсидирования (возмещения) за счет средств краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенным инвесторами для реализации инвестиционных проектов». 

 

 

Схема  субсидирования  за счет краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам

 

3 НЕДОСТАТКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБЛИГАЦИОННОГО  ЗАЙМА

 Прежде всего, в качестве одной из ключевых проблем, сдерживавших до недавнего времени развитие рынка корпоративных облигацийв России, следует назвать нерациональный порядок  налогообложения операций.

       Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачиваемые эмитентами проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа. Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета,согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения.

      Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 6965  стало возможным отнесение процентов по облигациям,выплачиваемых эмитентами, на себестоимость.Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнемубудет невысокой.

       Еще один аспект нерациональности налогообложения корпоративных облигаций связан с существованием налога на операции с ценными бумагами, который уплачивается эмитентами при государственной регистрации выпусков ценных бумаг в размере 0,8% от их номинальной стоимости,при чем независимо от срока обращения облигаций. Данное обстоятельство вынуждает эмитентов выпускать облигации на длительный срок (год и более), что в условиях нестабильности существенно ограничивает их привлекательность для инвесторов. В случае выпуска облигаций с короткими сроками обращения уплата налога на операции с ценными бумагами автоматически приводит к ощутимому увеличению стоимости привлекаемых денежных ресурсов (например, для эмитента трехмесячных облигаций уплата указанного налога увеличивает фактическую стоимость заимствований не на 0,8%, а на 3,2% годовых).

      Другим сдерживающим развитие облигационного рынка в России фактором выступает то, что облигации, удостоверяя отношения займа, являются более «строгими и обязательными» бумагами.Тяжелое финансовое состояние и неудовлетворительная структура капитала большинства российских предприятий в случае эмиссии ими долговых обязательств (облигаций) может привести к дальнейшему ухудшению их финансовых показателей.

Информация о работе Облигационный займ как источник финансирования инвестиционных проектов