Облигации Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

В течение всего периода рыночных преобразований основной проблемой оставался небольшой объем инвестиций в реальный сектор экономики. Притоку капитала в производственную сферу препятствовало отсутствие условий, обеспечивающих инвесторам эффективность прямых инвестиций не ниже, чем от операций на финансовом рынке. Механизм приватизации привел к тому, что конъюнктура рынка корпоративных

Работа содержит 1 файл

Облигации банка россии.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

 

 

Облигации Банка России впервые  появились на рынке в сентябре 1998 года вследствие того, что прекратил  существование рынок ГКО-ОФЗ 17 августа 1998 года.

В течение всего периода  рыночных преобразований основной проблемой  оставался небольшой объем инвестиций в реальный сектор экономики. Притоку  капитала в производственную сферу  препятствовало отсутствие условий, обеспечивающих инвесторам эффективность прямых инвестиций не ниже, чем от операций на финансовом рынке. Механизм приватизации привел к  тому, что конъюнктура рынка корпоративных  бумаг определялась не реальной эффективностью производства, а спекулятивными настроениями его участников. В свою очередь  невысокий уровень бюджетной  дисциплины и существующая система  налогообложения привели к тому, что доходность по государственным  ценным бумагам оказалась выше, чем  возможная прибыль от инвестиций в реальный сектор. Кризис 17 августа  стал причиной пересмотра отношения  к степени рискованности вложений в финансовые инструменты и кредитования производственной сферы. В настоящее  время в условиях благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и наметившегося роста производства можно было бы ожидать повышения  интереса к реальному сектору  и роста инвестиций в промышленность. Но для принятия решения инвесторы  должны иметь возможность оценить  эффективность своих вложений. Для  этого необходимы рыночные ориентиры  стоимости кредитов.

Ранее роль индикаторов рыночной стоимости кредитов выполняли ставки межбанковского рынка, но после замораживания  рынка ГКО—ОФЗ и девальвации  национальной валюты рынок МБК практически  перестал функционировать. Наиболее ликвидные  залоговые инструменты — государственные  облигации — не могли быть использованы в качестве обеспечения кредитов. Другие финансовые инструменты также  не могли быть использованы в качестве залога, поскольку в условиях финансового кризиса риск подобных активов многократно возрос. В то же время резко ухудшилось финансовое состояние банков, в особенности тех, которые имели значительные объемы пассивов в иностранной валюте. В результате снизился уровень доверия между участниками рынка и вырос риск проведения операций кредитования. Вследствие этого рынок межбанковского кредитования перестал выполнять функции механизма определения равновесной стоимости кредитов.

Одним из последствий кризиса  стало исчезновение большинства  инструментов, ранее использовавшихся банками для инвестирования свободных  ресурсов и регулирования собственной  ликвидности, — были полностью парализованы фондовый рынок, рынок МБК, вторичные  торги на рынке ГКО — ОФЗ  были приостановлены до окончания процесса реструктуризации. В результате банки  оказались лишенными возможности  оперативного управления своей ликвидностью.

Таким образом, экономический  рост, наметившийся в середине 1999 года, мог стать стимулом для инвестиций в реальный сектор при наличии  следующих условий:

должна существовать рыночная оценка стоимости кредитных ресурсов;

банки должны иметь возможность  гибкого управления срочностью своих  активов (с целью устранения необходимости  держать “про запас” активы в ликвидной, но не приносящей дохода форме).

Реализации данных условий  должно способствовать возобновление  выпуска ОБР.

ОБР выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Права собственности на облигации удовлетворяются сертификатом с указанием количества облигаций, приобретенных инвестором, и записью по счету ДЕПО в депозитарии.

Эмиссия облигаций Банка  России осуществляется на основании  принятого Советом директоров Банка  России решения о размещении облигаций  Банка России и утвержденного  Советом директоров Банка России решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России.

Объем каждого выпуска  облигаций Банка России определяется с учетом рассчитанного согласно статье 44 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предельного размера  общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом  директоров Банка России решения  об утверждении соответствующего решения  о выпуске облигаций Банка  России.

Обращение выпусков облигаций  Банка России осуществляется согласно положению «об особенностях процедуры  эмиссии облигаций» Центрального банка  Российской Федерации.

Банк России присваивает  выпуску облигаций Банка России идентификационный номер в соответствии с порядком, установленным федеральным  органом исполнительной власти по рынку  ценных бумаг.

Дополнительному выпуску  облигаций Банка России присваивается  идентификационный номер, присвоенный  выпуску облигаций, к которому он является дополнительным.

Выпуск облигаций Банка  России оформляется сертификатом облигаций  Банка России.

Размещение облигаций  Банка России производится в порядке, устанавливаемом Комитетом Банка  России по денежно-кредитной политике в соответствии с утвержденным Советом  директоров Банка России решением о  выпуске облигаций Банка России (в том числе в форме аукциона (аукционов)). Решением о выпуске  облигаций Банка России может  быть предусмотрено размещение облигаций  Банка России отдельными частями (траншами) в течение срока размещения облигаций Банка России этого выпуска.

Размещение облигаций  Банка России начинается не ранее 3 дней с даты раскрытия Банком России информации, содержащейся в решении о выпуске облигаций Банка России, путем опубликования ее на странице Банка России в сети "Интернет" и осуществляется в течение срока, установленного в решении о выпуске облигаций Банка России.

Информация о принятии Советом директоров Банка России решения о размещении облигаций  Банка России, об утверждении Советом  директоров

Банка России решения о  выпуске облигаций Банка России, о завершении размещения облигаций  Банка России, об исполнении обязательств по облигациям Банка России раскрывается Банком России не позднее 5 дней с даты наступления соответствующего события  путем опубликования официального сообщения Банка России в "Вестнике Банка России" и (или) на странице Банка России в сети "Интернет", а также может передаваться в  информационные агентства.

Информация, содержащаяся в  решении о выпуске облигаций  Банка России, размещается Банком России на странице Банка России в  сети "Интернет", а также может  быть опубликована в "Вестнике Банка  России" и (или) передана в информационные агентства. Дополнительная информация о размещении облигаций Банка  России может распространяться Банком России с использованием технических  возможностей уполномоченного Банком России организатора торговли на рынке  ценных бумаг.

 

Создание рынка ОБР  после августовского финансового  кризиса 1998 года стало экстренной мерой, призванной сгладить негативные последствия  замораживания государственных  облигаций.

В условиях обострения проблем ликвидности банковской системы облигации Банка России могли занять освободившуюся нишу на финансовом рынке как краткосрочный рублевый высоколиквидный безрисковый инструмент. Однако в период жесткой нехватки свободных денежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком России (60—80% годовых)1, не устраивала дилеров, и оборот рынка ОБР в течение сентября был незначительным.

Негативно на интерес участников рынка к ОБР повлияли также значительные колебания курса доллара, имевшие место в сентябре. Высокая волатильность валютного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным банком по вновь размещаемым инструментам.

Уже в начале октября кредитные  организации начали проявлять реальный интерес к рынку ОБР. Это было обусловлено преодолением кризиса  рублевых ресурсов и стабилизацией  обменного курса рубля в течение  второй половины сентября.

Число дилеров на рынке  ОБР постоянно увеличивалось. При этом наибольший прирост числа участников произошел во второй половине сентября, после того как рынок ОБР начал реально функционировать. Структура дилеров на рынке ОБР значительно отличалась от структуры, которая была присуща рынку ГКО - ОФЗ. Если на рынке государственных облигаций наиболее активно проявляли себя московские участники, то состав дилеров на рынке ОБР был более диверсифицирован по территориальной структуре. Наиболее активными участниками рынка облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие банки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом. Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они имели достаточный объем временно свободных ресурсов.

Хотя рынок ОБР был создан в начале сентября 1998 года, его реальное функционирование началось в конце сентября — начале октября. Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР, прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объявлял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако к началу октября процентные ставки несколько снизились, и проведение аукционов по размещению новых выпусков приобрело регулярный характер.

Средние обороты за октябрь (первый месяц, когда торги по облигациям стали приобретать заметный объем) составили 90 млн. рублей в день по номиналу. С увеличением активности участников в октябре — ноябре происходило  снижение доходности на вторичном рынке  с 80% годовых за сентябрь до 55% — в  октябре и 41% — в ноябре.

Некоторое увеличение процентных ставок на рынке ОБР произошло в конце ноября — начале декабря, что было вызвано резким увеличением курса доллара в связи с завершением моратория по внешним долгам и оттоком средств с рублевого рынка на валютный. Ко второй половине декабря ситуация на валютном рынке стабилизировалась, что повлияло на некоторое снижение доходности к середине месяца с 54 до 44% годовых. Начиная с середины месяца на рынке снова наметился рост доходности, вызванный сезонными факторами: в конце года перед банками встала необходимость закрытия балансов, и в связи с этим банки стали продавать часть имеющихся у них ОБР. Одновременно в декабре наблюдалась наибольшая активность участников на вторичном рынке ОБР — средние обороты за месяц составили более 152 млн. рублей по номиналу.

С середины января 1999 года возобновил функционирование рынок государственных  ценных бумаг. Но возобновление обращения  ГКО—ОФЗ практически не сказалось  на объеме торгов по облигациям Банка  России. Средний оборот рынка ОБР за январь составил 145 млн. рублей в день. При этом на облигации Банка России сохранялся достаточно высокий спрос со стороны участников, благодаря чему Центральный банк смог на вторичных торгах реализовать практически весь объем ОБР, не размещенный в ходе аукционов.

17 февраля 1999 года был  погашен последний выпуск облигаций  Банка России. Размещение новых  выпусков было временно приостановлено  в связи с возникшими вопросами  о правомерности выпуска Центральным  банком собственных облигаций. Законодательство, действовавшее на тот момент, не содержало четкого описания процедуры эмиссии Банком России своих облигаций. Применение же к ОБР порядка, описанного в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» и регламентирующего выпуск корпоративных ценных бумаг, было бы необоснованным по следующим причинам.

Федеральный закон «О рынке  ценных бумаг» регулирует обращение  обязательств, выпущенных эмитентами для финансирования своих расходов. В целях защиты интересов инвесторов и предотвращения выпуска обязательств с высоким риском дефолта предприятия, эмитирующие ценные бумаги с целью  привлечения заемных средств, должны пройти через предусмотренные законом  процедуры. Однако соблюдение данных процедур в отношении ОБР является нецелесообразным в связи с тем, что Банк России эмитирует свои облигации не с целью привлечения средств для финансирования своих расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. Поскольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк России должен иметь возможность гибкого принятия решений о выпуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.

Однако к июлю 1999 года существовавшие ранее проблемы были устранены: 8 июля 1999 года вступил в  силу закон «О внесении дополнений в Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» и Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг», разрешавший  банку осуществлять эмиссию собственных  облигаций.

Размещение двух выпусков ОБР номинальным объемом 2 млрд. руб. каждый состоялось на аукционе 6 сентября 2001 года. На аукционе по размещению 14-дневных ОБР было продано бумаг на сумму 420 млн. руб. по номиналу, средневзвешенная цена составила 99,6% от номинала, доходность по средневзвешенной цене - 9,7% годовых. На аукционе по размещению 21-дневных ОБР было продано бумаг на сумму 435 млн. руб. по номиналу, средневзвешенная цена равнялась 99,4% от номинала, доходность по средневзвешенной цене - 10,3% годовых.

Спрос на размещаемые бумаги был невысоким: размещено 21% эмиссии 14-дневных облигаций и 22% эмиссии 21-дневных облигаций, то есть незначительно  превышен уровень, необходимый для  признания аукциона состоявшимся. В  аукционе приняли участие 24 кредитные  организации, в основном региональные банки. По сравнению с 2-недельными депозитами в Банке России премия по доходности исходя из средневзвешенной аукционной цены по 14-дневному выпуску ОБР составила 0,68 процентного пункта, а 21-дневный выпуск ОБР был размещен с доходностью на 0,32 процентного пункта выше, чем депозиты в Банке России на 1 месяц. Значительный интерес к ОБР со стороны региональных банков объясняется наличием избыточной ликвидности в регионах и отсутствием там более привлекательных краткосрочных финансовых инструментов. У московских банков проблема нехватки краткосрочных инструментов для вложения свободных средств не была в этот период столь острой, и они выставили заявки по неприемлемой для Банка России доходности. Следует учесть также необходимость предварительного однодневного депонирования средств для участия в аукционах, что соответственно снижает фактическую доходность вложений в ОБР. Результаты эмиссии ОБР могли быть более значительными, если бы участники рынка были уверены в регулярном размещении этих бумаг и поддержке Банком России вторичного рынка.

Информация о работе Облигации Банка России