Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:21, курсовая работа
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты вопроса;
2. определить роль и место лизинга и факторинга в линейке современных банковских продуктов и выделить их основные виды;
3. сформулировать принципиальные преимущества факторинга и лизинга перед другими формами краткосрочного финансирования;
Введение
Глава 1. Возникновение «новых» операций банков.
1.1. Операции банков и их характеристики
1.2. История появления лизинга
1.3. История появления факторинга
Глава 2. Особенности «новых» операций.
2.1. Лизинг. Виды лизинга и их особенности. Преимущества и недостатки
2.2. Факторинг. Виды факторинга и их преимущества
Глава 3. Тенденции и перспективы развития в России.
3.1. Перспективы развития лизинга. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России
3.2. Факторинг: перспективы и проблемы
Заключение
Список литературы
Таким образом, все вышеперечисленные виды лизинга обеспечивают ряд преимуществ данной услуги перед другими, а именно:
1. Лизинг не предполагает единовременное привлечение крупных сумм собственных средств для закупки предмета лизинга.
2. Лизинговые платежи распределяются наиболее удобным способом для лизингополучателя и соответствуют срокам, когда компания уже начала получать прибыль от использования предмета лизинга, и он уже окупается.
3. Лизинг позволяет экономить денежные средства за счет налоговых преференций (налог на прибыль, зачет НДС, налог на имущество).
4. Лизинг является единственным способом применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3.
5. График погашения задолженности отличается гибкостью. Лизингополучатель не производит выплат до ввода предмета лизинга в эксплуатацию.
6. Предмет лизинга может учитываться либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя.
7. Также, если предмет лизинга находится, на балансе лизинговой компании, у лизингополучателя отсутствует необходимость переоценки основных фондов (в части предмета лизинга).
8. По окончании срока лизингового договора, лизингополучатель имеет возможность получить предмет лизинга по нулевой стоимости.
9. Договор лизинга составляется, как правило, на 2-3 года, что примерно соответствует сроку окупаемости предмета лизинга.
10. Получение финансирования через лизинг, значительно проще и намного реже требуется залоговое обеспечение, так как лизинговая компания будет являться собственником имущества до окончания срока лизинга.
11. Лизинг позволяет лизингополучателям поддерживать фонд средств производства в соответствии с современными требованиями рынка, что дает значительные конкурентные преимущества.
Но лизинговым операциям присущи и недостатки:
арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности из-за инфляции);
если это финансовый лизинг, научно-технический прогресс делает
изделие устаревшим, тем не менее, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;
сложность организации;
стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя забывать, что риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, а потому он берет большую комиссию для компенсации.
2.2. Факторинг. Виды факторинга и их преимущества
Факторинг — разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками, их дочерними фактор-фирмами мелким и средним фирмам (клиентам). Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма приобретает у клиентов право на взыскание долгов и частично оплачивает клиентам требования к их должникам, возвращая долги в размере от 70 до 90% до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор-фирме.
Существует несколько классификаций деления факторинга на виды. Основное деление - регрессный и безрегрессный факторинг.
Регрессный факторинг – фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой "недоброкачественный" долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся фактору суммой, то излишек возвращается клиенту. Безрегрессный факторинг – фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.
В зависимости от страны нахождения участников факторинговой сделки факторинг делится на факторинг внутренний и факторинг международный.
Факторинг называется внутренним (domestic factoring), если стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны: Поставщик, Покупатель и Фактор.Если же Поставщик и Покупатель являются резидентами разных государств, то речь идет о международном факторинге (international factoring).
Основные преимущества факторинговых отношений:
1. Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию;
2. покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев);
3. увеличивает объем закупок;
4. сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;
5. банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов.
Факторинг помогает обеспечить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы. Кроме того, он открывает дополнительную возможность в работе с задолженностью мелких и средних предприятий. Существенное преимущество факторинга состоит в том, что факторинговые компании обеспечивают постоянный и тщательный учет положения дел у своих клиентов и всячески препятствуют возникновению денежных долгов.
Глава 3. Тенденции и перспективы развития в России.
3.1. Перспективы развития лизинга. Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России
Рынок лизинга по темпам роста опережает практически все основные финансовые секторы экономики. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, то к 2005 году эти показатели выросли в два с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно.
Россия становится одной из ведущих лизинговых стран: если по итогам 2004 года в мировом рейтинге она заняла одиннадцатое место, то по результатам 2005 года, по-видимому, уже войдет в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. [6]
2008 год был отмечен структурными сдвигами на рынке - как по его сегментам, так и по положению ведущих компаний в рейтинге.
В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки.
По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава.
Высокая ликвидность лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции и железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы. Прежде всего, это растущий спрос со стороны ОАО «РЖД», которое в 2003 году провело тендер на лизинг 1000 полувагонов. В 2004 году их число в этом тендере возросло до 4600, а в 2005 - до 7000. Это привело к значительному росту лизингового финансирования поставок подвижного состава.
Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота.
Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.
Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.
Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей. В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей наиболее высокие позиции у компаний, имеющих длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр-Капитал», «КамАЗ» и «Промсвязьлизинг». Второе место лизинговой компании «УРАЛСИБ», по-видимому, объясняется процессом консолидации одноименной финансовой группы, в ходе которой в одну лизинговую структуру были объединены «Регион Лизинг», «НИКОЙЛ-Лизинг» и «Капитал», что стало крупнейшим слиянием на российском рынке лизинга в минувшем году. [30]
Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2005 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Па-рекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными.
У новых компаний амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн долл. США, «ИНГ Лизинг» - до 1 млрд долл. США уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год нарастив портфель с нуля до 55 млн долл. США. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто- и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.
На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.
Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей - у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.
Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2005 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок автолизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес.
Перспективы лизингового рынка
Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.
Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию.
В 2007 году стоимость новых договоров лизинга коммерческого автотранспорта достигла $7549 млн. Почти две трети этой суммы приходилось на лизинг грузовиков, более четверти — на легковые автомобили и десятая часть — на автобусы и пассажирские микроавтобусы. Причем в течение пяти лет среднегодовые приросты составляли 81,7%. [6]
Финансовый кризис внес существенные коррективы в эту динамику. В первой половине текущего года прирост сократился почти втрое, а в целом за год ожидается еще более скромный результат. Действительно, ряд лизинговых компаний приостановил фондирование новых проектов, повысился объем неплатежей лизингополучателей, началось сокращение персонала лизингодателей, сужение филиальной сети. Оказались затронутыми интересы практически всех лизинговых компаний, а также поставщиков автотранспорта, лизингополучателей. То обстоятельство, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса в текущем году, несмотря на все проблемы, привнесенные кризисом, только отчасти скрашивают общую негативную картину.
Информация о работе «Новые» операции банков и их особенности