Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:32, доклад
Финансы - это одна из экономических категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.
1.Необходимость и сущность финансов.
Финансы - это одна из экономических категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.
Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и средства платежа, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.
Роль и значение финансов
в жизни общества зависит от того,
какое место в экономике страны
отводится денежным отношениям. В
докапиталистических формациях, в
условиях фрагментарности товарно-
«Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов».
Финансы охватывают две группы
отношений: 1) денежные отношения, связанные
с формированием и
Финансы - это не все денежные отношения, существующие в обществе, а только их часть. Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам:
во-первых, это всегда денежные отношения;
во-вторых, распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;
в-третьих, безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».
В-четвертых, динамика финансовых
отношений, их движение происходит в
форме финансовых ресурсов, мобилизация
и использование которых
Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.
Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.
Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых, налоговых органов и т.д., которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д.
2.Общее и оперативное управление финансовой системой.
Финансовые отношения
очень многообразны, и для дальнейшего
изучения необходимо их классифицировать,
разделив на отдельные группы, которые
будут иметь сходные свойства,
отличаться однородностью, и систематизировать,
выявив взаимосвязи между основными
элементами. Во всей своей совокупности
это многообразие финансовых отношений
образует не простое слагаемое элементов,
а систему, являющуюся органической
совокупностью
Первым классификационным
признаком, в соответствии с
котором все многообразие
Наличие именно этих
сфер в составе финансовой
системы объективно
Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств.
В соответствии с организационно-правовой
формой в составе финансов коммерческих
организаций выделяются: финансы
акционерных обществ (открытых и
закрытых), финансы хозяйственных
товариществ, финансы обществ с
ограниченной ответственностью, финансы
производственных кооперативов, финансы
государственных и
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений, прежде всего потому, что именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения.
Звено финансов индивидуальных
предпринимателей появилось в составе
финансовой системе нашей страны
сравнительно недавно, так как лишь
с началом рыночных преобразований
граждане РФ получили право заниматься
предпринимательской
Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы в их сфере выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.
В составе сферы государственных
и муниципальных финансов применительно
к России можно выделить следующие
организационные формы
С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.
Финансовое регулирование. Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: (1) внешнее, т.е. государственное регулирование; (2) внутреннее, "корпоративное" регулирование. Внутреннее можно условно разделить на два вида: (а) регулирование со стороны хозяев (акционеров) предприятия; (б) его руководителей. Финансовое регулирование со стороны акционеров. В учредительных документах предприятия (будь то акционерное общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может и должно быть зафиксировано правило о том, учредители (для упрощения будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом. Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом, контроль непосредственно переходит в управление. Финансовое регулирование со стороны руководства. Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: (1) финансовым; (2) управленческим. Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.
Финансовое управление. Управление финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального сектора, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ. Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованным и децентрализованных уровнях.
Управление финансами
является составной частью общей
системы управления социально-экономическими
процессами. Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать
финансовые ресурсы, необходимые для
социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами - финансовая
устойчивость и финансовая независимость,
проявляющиеся в
3. Расходы федерального бюджета их состав и структура.
Расходы бюджета – это
денежные средства, направленные на финансовое
обеспечение задач и функций
государственного и местного самоуправления.
Поскольку государству