Необходимость и сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:32, доклад

Описание работы

Финансы - это одна из экономических категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Работа содержит 1 файл

Финансы Контрольная работа.docx

— 30.98 Кб (Скачать)

1.Необходимость  и сущность финансов.

Финансы - это одна из экономических  категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и  средства платежа, являются важнейшей  предпосылкой появления финансов как  самостоятельной сферы денежных отношений.

Роль и значение финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В  докапиталистических формациях, в  условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы соответственно носили фрагментарный характер. При  капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели  всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений  производственного распределения  над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи  с развитием в России отношений  рыночного типа, а значит, товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества.

«Финансы представляют собой  совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении  и использовании фондов финансовых ресурсов».

Финансы охватывают две группы отношений: 1) денежные отношения, связанные  с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций, а также домашних хозяйств. В первую группу включаются отношения по: а) уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и из государственных внебюджетных фондов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д. Вторая группа охватывает отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций, а также домашних хозяйств.

Финансы - это не все денежные отношения, существующие в обществе, а только их часть. Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы  денежных отношений по специфическим  признакам:

во-первых, это всегда денежные отношения;

во-вторых, распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления  общественного продукта, а на стадии его распределения;

в-третьих, безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной».

В-четвертых, динамика финансовых отношений, их движение происходит в  форме финансовых ресурсов, мобилизация  и использование которых осуществляются через денежные фонды. В настоящее  время к денежным фондам, через  которые осуществляется мобилизация  и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов  Федерации, муниципальных образований); Пенсионный фонд РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, денежные фонды организаций и т.д.

Роль финансов в социально-экономической  жизни страны выражается в их распределительной  и контрольной функциях.

Распределительная функция  заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного  продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами.

Контрольная функция финансов заключается в их способности  количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Контрольная  функция финансов реализуется через  деятельность финансовых, налоговых  органов и т.д., которые непосредственно  следят за использованием доходной и  расходной частей бюджетов в бюджетной  системе РФ, распределением доходов  предприятий и т.д.

2.Общее и оперативное управление финансовой системой.

Финансовые отношения  очень многообразны, и для дальнейшего  изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые  будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между основными  элементами. Во всей своей совокупности это многообразие финансовых отношений  образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих  между собой элементов, все структурные  подразделения которой связаны  между собой. Каждый элемент в  финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические  функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами.

 Первым классификационным  признаком, в соответствии с  котором все многообразие финансовых  отношений подразделяется на  составные части, является роль  субъекта в общественном воспроизводстве,  в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами финансовой системы, -  финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные финансы.

 Наличие именно этих  сфер в составе финансовой  системы объективно обусловлено,  поскольку в любом обществе  есть субъекты хозяйствования, обеспечивающие  рынок товарами и услугами, и  любому государству нужны финансовые  ресурсы для осуществления своих  функций. Каждая сфера финансовой  системы в свою очередь также  имеет структурные элементы и  подразделяется на звенья. Первая  сфера финансы субъектов хозяйствования  выступают исходной сферой финансовой  системы, именно в этой сфере  происходит формирование первичных  финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения. Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри сферы финансов субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств. Внутри сферы финансов субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъекта. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предприятий.

Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством.  Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также оказывают влияние на организацию финансов, например на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств.

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются:  финансы  акционерных обществ (открытых и  закрытых), финансы хозяйственных  товариществ, финансы обществ с  ограниченной ответственностью, финансы  производственных кооперативов, финансы  государственных и муниципальных  унитарных предприятий. Особое место  среди них занимают финансы государственных  и муниципальных унитарных предприятий.

В составе  финансов некоммерческих организаций в соответствии с  организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских  кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Отдельное  место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных  учреждений, прежде всего потому, что  именно бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными  услугами в сфере образования, здравоохранения.

Звено финансов индивидуальных предпринимателей появилось в составе  финансовой системе нашей страны сравнительно недавно, так как лишь с началом рыночных преобразований граждане РФ получили право заниматься предпринимательской деятельностью  в качестве индивидуальных предпринимателей.

Второй сферой финансовой системы являются государственные  и муниципальные финансы в  их сфере выделяют следующие звенья: бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды.

В составе сферы государственных  и муниципальных финансов применительно  к России можно выделить следующие  организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и местные бюджеты.

С учетом изложенного финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовое регулирование.  Под финансовым регулированием понимается два аспекта установления обязательных правил: (1) внешнее, т.е. государственное  регулирование; (2) внутреннее, "корпоративное" регулирование. Внутреннее можно условно  разделить на два вида: (а) регулирование  со стороны хозяев (акционеров) предприятия; (б) его руководителей. Финансовое регулирование  со стороны акционеров. В учредительных  документах предприятия (будь то акционерное  общество либо общество с ограниченной ответственностью, полное товарищество или производственный кооператив) может  и должно быть зафиксировано правило  о том, учредители (для упрощения  будем именовать их акционерами) утверждают положение об учетной  политике, финансовую (публичную) отчетность предприятия, одобряют совершение крупных и особо крупных сделок, а также участвуют в финансовом регулировании иным образом. Так, законодательством закреплено, что только акционеры вправе принимать решение о внесении изменений в учредительные документы, изменении уставного капитала, размещении акций и т.д. Особо важным является то, что акционеры утверждают ревизора общества, счетную комиссию и финансовую отчетность. Дело в том, что контролировать не менее важно, чем непосредственно управлять, и финансовое регулирование в данном случае принимает форму контроля. Акционеры также утверждают аудитора общества, а сущность аудита заключается в проверке финансового состояния предприятия и представлении рекомендаций по возможным путям его улучшения. На основе этих рекомендаций акционеры смогут принять решение на ежегодном собрании о корректировке деятельности предприятия в ту или иную сторону, таким образом, контроль непосредственно переходит в управление. Финансовое регулирование со стороны руководства. Руководство предприятия (президент, директор, совет директоров и т.д.) осуществляет общее руководство деятельностью предприятия и, соответственно, функции финансового регулирования. Именно директору предприятия приходится выбирать, разрабатывать и рекомендовать акционерам утвердить положение об учетной политике, распоряжается средствами предприятия, в том числе денежными - на счетах, осуществляет руководство учетом и отчетностью. В этом отношении необходимо отметить основополагающее различие между видами учета предприятия: (1) финансовым; (2) управленческим. Финансовый учет предназначен для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, государственных органов и т.д.) и подлежит аудиторской проверке. Управленческий учет предназначен для самого руководства, является наиболее достоверным и может содержать информацию, составляющую коммерческую тайну. Однако именно этот вид учета теснее всего связан с финансовым регулированием, так как содержит планы расходования средств, "увязку" этих планов с календарем поступления средств на предприятие, наиболее подробные и точные данные по себестоимости продукции (работ, услуг), кредиторской и дебиторской задолженности и т.д. и т.п. Через управленческий учет и планирование в наибольшей степени проявляется финансовое регулирование деятельности предприятия его руководством.

Финансовое управление.  Управление финансами можно также  классифицировать по характеру и  периоду управления. В соответствии с которыми различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ) в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития экономики государства, государственного и муниципального сектора, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направлений совершенствования бюджетной системы РФ.  Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованным и децентрализованных уровнях.

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование  системы отношений, призванных нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для  социально-экономического развития общества.  Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости  национальной валюты, в сочетании  экономических интересов государства  и всех членов общества. В управление финансами выделяются объекты и  субъекты управления. Объектами выступают  разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое  устанавливает общие принципы, правила  и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной  политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной  политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

3. Расходы федерального бюджета их состав и структура.

Расходы бюджета – это  денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций  государственного и местного самоуправления. Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов: обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной  палаты, Центральной избирательной  комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное  управление; функционирование федеральной  судебной системы; осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (культурное, научное и  информационное сотрудничество, взносы в международные организации); национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; проведение выборов и референдумов; федеральная инвестиционная программа; финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; официальный статистический учет.

Информация о работе Необходимость и сущность финансов