Направления инновационной деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:58, доклад

Описание работы

В современных условиях хозяйствования актуальной проблемой является обеспечение конкурентоспособности банковской системы. Одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений.

Работа содержит 1 файл

Доклад2.docx

— 37.43 Кб (Скачать)
 

     Один  из примеров банковских инноваций - так  называемый интернет-банкинг. Он пришел на смену электронного банкинга. При этой схеме связь с банком клиент осуществлял с помощью индивидуального канала при помощи компьютера и модема, что позволяло осуществлять банковские операции в режиме реального времени. На его место пришел интернет-банкинг.

     В результате к настоящему времени  сложилась еще одна модель интернет-банкинга: традиционные банки, предоставляющие банковский сервис по многим каналам, включая Интернет. Такие банки, сочетающие дистанционное обслуживание с обслуживанием через розничную сеть, принято называть «многоканальными».

     Интернет-банки обычно предлагают интерактивное банковское обслуживание, возможность провести основные банковские операции и оплачивать счета через Интернет. Крупные банки также предоставляют клиентам информацию о своих инвестиционных подразделениях и исследовательских возможностях.

     Мы  согласны с А. Семеновым в том, что целесообразно классифицировать системы интернет-банкинга следующим образом:

     По  уровню предоставляемых услуг они  делятся на две категории:

  • информационные – системы, предоставляющие клиентам банка информацию индивидуального и общего порядка (запрос выписки; загрузка информации о транзакциях и т.д.);
  • трансакционные – системы, позволяющие проводить активные операции со счетом клиента, а именно, управление наличностью, переводы, трансакции через автоматическую клиринговую систему, представление и оплата счетов и т.д.

     По  сфере применения они также делятся  на две категории:

  • consumer-banking – системы, ориентированные на физических лиц(потребительский сектор);
  • business-banking – системы, ориентированные на юридических лиц

     (корпоративный  сектор).

     Таким образом, проведенное исследование показало, что современная технология дистанционного банковского обслуживания основывается на телефонных каналах, включая  мобильную связь, и Интернете.

     Как было показано выше, управление банковскими  счетами через Интернет, или интернет-банкинг, является сегодня наиболее интересным направлением финансовых интернет-решений благодаря широкому спектру банковских услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Системы интернет-банкинга включают в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам, естественно, за исключением операций с наличными деньгами. Системы интернет-банкинга могут быть основой систем дистанционной работы на рынках ценных бумаг и удаленного страхования, так как они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.

      Рассмотрим  «плюсы» интернет-банкинга.

      Он  обладает рядом преимуществ, полезных как для клиентов, так и для  банков. Интернет – идеальная среда для привлечения новых клиентов в банки. Потенциальному клиенту гораздо проще случайно оказаться на сайте банка, чем в его отделении. Интернет открывает новые широкие возможности на рынке финансовых услуг, поэтому интернет-банки смогли занять свою нишу на рынке и даже начали теснить традиционные банки.

      Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ клиентам:

  • во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично;
  • во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения(например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.);
  • в-третьих, системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами (любое списание средств скарточного счета оперативно отражается в выписках по счетам);
  • в-четвертых, способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями;
  • в-пятых, позволяет пользоваться услугами интернет-магазинов;
  • в-шестых, интернет-банки предлагают более высокие проценты по вкладам, чем традиционные банки.

      Для самого банка переход в «виртуальное»  пространство означает улучшение внутренней модели бизнеса. Практически до нуля сокращаются затраты, связанные  с арендой и содержанием помещений, необходимость в которых при  дистанционном обслуживании исчезает. За счет автоматизации процесса управления клиентами собственными банковскими  счетами существенно уменьшается  численность необходимого персонала, а значит, и paсходы на заработную плату. В итоге стоимость трансакций уменьшается на порядок, и бизнес становится рентабельным даже при обслуживании частных лиц - держателей незначительных сумм на банковских счетах.

      Сейчас  очевидно, что частные клиенты  банков, на которых изначально был  ориентирован интернет-банкинг, еще не проявляют к этой услуге того интереса, на который рассчитывало финансовое сообщество. Тем не менее, онлайн-банкинг оказался очень удобным инструментом для такого сектора экономики, как малый и средний бизнес.

      На  наш взгляд, поскольку интернет-банкинг – комплексное и сложное явление, то для его успешного внедрения банки должны вырабатывать стратегические цели и планы. Как могла бы выглядеть структура такого плана, представлено ниже (таблица 2).

      Таблица 2.

      Стратегический  план инновационных  мероприятий 

      коммерческого банка

Раздел 1. Стратегия

Аналитическая оценка опыта передовых зарубежных банков различных стран и прогноз их инновационного развития: определение приоритетных направлений развития банковской техники, технологии, менеджмента, определяющих борьбу за лидерство

Раздел 2. Главная цель и  конкретные результаты

Главная цель - достижение оптимального уровня конкурентоспособности на основе комплекса согласованных технологических, экономических и управленческих мероприятий

Конкретные  конечные результаты

Создание  банков и банковских систем нового поколения, работающих в режиме так  называемого инновационного менеджмента. Суть - нацеливание банков на постоянное внедрение новых, более совершенных  технологий, продуктов и организационных структур. Ставится задача повысить гибкость и адаптивность к рынку

Раздел 3. Главные стратегические направления

1. Технологические  новшества

  • Автоматизация банковских процессов, переход на новые компьютерные технологии самообслуживания, дистанционное обслуживания, использование Интернета в системе "банк-клиент", виртуальные банковские и финансовые технологии

  • Разработка и внедрение новых  банковских продуктов (услуг) на базе новых  технологий

  • Комплексное использование новых  информационных и коммуникационных технологий для электронного маркетинга

2. Совершенствование  форм и методов управления, включая  постоянное внедрение инноваций

3. Изменения  в квалификации работников: продукт-менеджер, специалист по трансакциям и  консультациям, консультанты (высоко квалифицированные индивидуальные консультации клиентов)

Раздел 4. Тактические особенности  реализации стратегических направлений

Учет  особенностей ситуации в казахстанской банковской сфере

Раздел 5. Модификация органов  и структур управления

• Структурные  и функциональные изменения с  учетом многоканального обслуживания клиентов, при сочетании новых  и традиционных технологий и инструментов

• Оптимизация  банковской сети: сегментация, изменения  в филиалах и филиальной сети

• Организация  центра внедрения инноваций

 

     Последней инновацией является интерактивное  брокерское обслуживание.

     Клиенты отдельных банков могут теперь покупать акции компаний и ценные бумаги доверительных  фондов путем вложения средств по чеку или со сберегательного счета. Но пока немногие банки сопрягают  работу со счетами клиентов и покупку-продажу  акций в онлайновом режиме.

     Посредством системы Compass Web Brokerage клиенты могут интерактивно торговать акциями, используя депозитный счет в Compass Bank. Клиент может также сканировать акции, зарегистрированные на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), Американской фондовой бирже (АМЕХ), фондовом рынке NASDAQ. Войти в систему можно прямо с домашней страницы банка. Соответствующие подсказки помогут пользователю зарегистрироваться и открыть счет. В дальнейшем для доступа требуется входное имя и пароль. Комиссионное вознаграждение и все торговые операции проводятся через одного из 50 брокеров, базирующихся в Бирмингеме.

     Примерами в этом деле могут служить следующие  банки. First Chicago, девятый по величине банк Америки, с 112,2 млрд. долл. США активов, запустил свою сетевую брокерскую программу одним из первых. Банк, однако, взимает оплату с клиентов $19,95 в месяц за неограниченное использование или $4,95 за первые три часа и $1,95 за каждый последующий час соединения со службой Connect Here, предлагающей полнофункциональное брокерское обслуживание. Bank One в партнерстве с Trade Group Inc. организовали совместный веб-сайт, который будет предлагать интегрированные финансовые услуги через Интернет. Благодаря этому альянсу клиенты смогут управлять своими инвестициями, используя сетевые брокерские операции Е* Trade, информацию и услуги портфельного менеджмента.

     Таким образом, распространение инноваций  в банковской среде тесно связано  с инновациями в глобальном и  мировом финансовом секторе, что  делает этот процесс неизбежным для  всех банков в различных странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

   
  1. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Инновации. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2006.
  2. Иванов В., Угрына В. Банки и клиенты: вне времени и расстояния // Банковские технологии. 2003. № 5.
  3. Семикова П. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. 2002. № 11.
  4. Викулов B.C. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
  5. Финансовые инновации: зарубежный опыт / М.В. Лычагин, Б. Скотт-Квинн, В.И. Суслов. – Новосибирск: Наука, 1997.
  6. Перонкевич X. Банки XXI века //Банковское дело. 1999. № 10.
  7. Янсен Ф. Эпоха инноваций. Как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  8. Салтыков Б.Г., Дежина И.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. Москва: Ин-т экономики переходного периода, 2004 
  9. Егорова A.M. Интернет-банк в мировом масштабе // Банковские Технологии. 2000. № 9.

Информация о работе Направления инновационной деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики