Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:58, доклад
В современных условиях хозяйствования актуальной проблемой является обеспечение конкурентоспособности банковской системы. Одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений.
НАПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В
современных условиях хозяйствования
актуальной проблемой является обеспечение
конкурентоспособности
Однако
нововведения в банковском бизнесе
включают в себя не только технические
или технологические
Проведенный авторами данной статьи анализ деятельности коммерческих банков в регионах позволил выделить конкретные действия, которые банки могут предпринять для более эффективного использования возможностей инновационного развития:
П. Семикова определяет банковские инновации следующим образом: «Банковская инновация - это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка».
С учетом того, что банковская система Казахстана развивается, то под определение банковской инновации подпадают:
Таким образом, под инновацией в сфере банковской деятельности следует понимать:
• продукт, самостоятельно разработанный банком для удовлетворения потребностей клиентов и не имевший ранее аналогов на рынке, является новым;
• продукт, уже имеющийся в спектре услуг банка и используемый на одном из рынков, но выведенный на другой - также является новым для данного рынка.
В. Викулов отмечает, что, применительно к банку, имеется в виду создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее, либо качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта.
Далее
он, тем не менее, переходит к расширительной
трактовке инновации в банках.
Он пишет: «Вышеизложенное позволяет
однозначно сделать вывод, что понятие
«инновации» применимо ко всем нововведениям
во всех сферах функционирования банка,
обладающим определенным положительным
экономическим или
Мировая
банковская практика выделяет следующие
группы банковских инноваций, объединенных
общностью целей: новые услуги, связанные
с развитием денежно-
Мировой опыт создания новых банковских продуктов и услуг - виды банковских инноваций:
Отечественный опыт разработки банковских инноваций опирается на мировую практику и банковское законодательство Казахстана. Это означает, что казахстанские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции.
Отечественный опыт разработки банковских продуктов и услуг - виды банковских инноваций:
Таким образом, можно выделить три задачи, стоящие перед казахстанскими банками в современной экономической ситуации.
Во-первых, расширение набора банковских услуг – платежных, коммерческих, инвестиционных, в целях привлечения клиентов.
Во-вторых, внедрение высокотехнологичного современного оборудования (такие возможности доступны только крупным казахстанским банкам).
В-третьих, повышение профессионального уровня банковских менеджеров.
Проблема внедрения нововведений в банковском бизнесе является актуальной и наиболее значимой при формировании политики банка, поэтому ее освоение имеет большое значение в рамках изучаемого вопроса.
По экономическому содержанию нововведения в банковской сфере (банковские инновации) можно подразделить на два типа: технологические и продуктовые. К технологическим инновациям относятся: электронные переводы денежных средств, банковские карты; к продуктовым - новые банковские продукты, которые могут быть связаны как с новыми операциями и услугами, так и с традиционными банковскими операциями в период их развития, либо изменения условий регулирования.
В настоящее время международная финансовая система во все большей степени становится глобальным информационно-финансовым комплексом. Поэтому функционирование банков как никогда во многом зависит от изменений, происходящих во внешней среде. Как отмечает X. Перонкевич: «Эти изменения происходят на нескольких уровнях: глобальном, региональном и национальном».
Исходя из предыдущего анализа, внешние факторы, определяющие направления преобразования в банках, можно сгруппировать по трем направлениям.
Во-первых, глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход к более однородному рынку финансовых услуг.
Во-вторых, либерализация и дерегуляция национальных финансовых рынков, способствующие появлению новых конкурентов, не являющихся банками (поставщики новой банковской технологии, телекоммуникационные фирмы; супермаркеты и др.).
В-третьих,
переход к мировым
Обратимся к инновационным изменениям, происходящим на уровне отдельных банков. Зададимся вопросом: почему такие столь консервативные, склонные к рутинам организации, как банки, в настоящее время активно занялись инновациями? Ответ, видимо, следует искать в особенностях развития современной мировой экономики на основе информационных технологий, которые составляют ядро инновационных изменений.
Под влиянием всеобъемлющих внешних факторов в зарубежной банковской практике происходят следующие инновационные изменения.
В результате происходит изменение структуры и облика банка в целом: «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов; самообслуживание; дистанционное обслуживание; использование Интернета, телефонные центры,
Обращает на себя внимание использование зон самообслуживания, что позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционно-кассового зала банка и соответственно сократить количество операционистов и кассиров, выполняющих рутинные операции, и увеличить число менеджеров, занимающихся учетно-ссудными, консалтинговыми и другими видами услуг. Большую роль при этом играют банкоматы.
Представление о предоставляемых ими услугах можно составить по таблице 1.
Таблица 1.
Услуги автоматизированных банков
Самостоятельная
работа клиента со
своими счетами
(текущим, сберегательным, карточным и т.д.) • открытие дополнительных счетов; • оплата коммунальных услуг, телефонных переговоров и т.д.; • перевод денежных средств со счета на счет; • осуществление безналичных денежных переводов; • получение дорожных и иных банковских чеков; • получение выписок за необходимый период времени; • считывание и оплата полученных по почте счетов и т.д. |
Выполнение
операций и услуг
банком
• Обслуживание карт различных платежных систем. • Операции по приему денежной наличности с зачислением денежных средств на рублевый или валютный счета клиента в реальном масштабе времени. • Операции по выдаче денежной наличности со снятием денежных средств со счета клиента. • Обмен валюты. • Круглосуточный доступ клиентов к индивидуальным ячейкам для хранения ценностей. • Автоматическая инкассация с зачислением денежных средств на счет клиента в реальном масштабе времени. • Круглосуточная выдача с помощью VIP-абонентских ящиков требуемых клиенту документов, подготовленных сотрудниками банка. • Получение справочной информации об услугах, предоставляемых банком, и персонале, отвечающем за различные виды деятельности, с возможностью записи на встречу с конкретным сотрудником. |