Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотрение основных целей, направлений и инструментов денежно-кредитной политики.
Актуальность работы заключается в том, что денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- изучить сущность и понятие денежно – кредитной политики;
- рассмотреть основные виды денежно – кредитной политики;
- проанализировать денежно – кредитной политики в экономике Казахстана;
- подвести итоги и вынести соответствующее данной работе заключение.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство
в лице центрального банка может
влиять на банки путем словесного
убеждения. Могут быть политические
заявления, общие решения, просто призывы
к тому или иному действию. Государство
обращается к чувству общественного долга
банкиров. В общей форме могут быть сделаны
предупреждения относительно доступности
кредита в будущем. Иногда увещевания
оказывают определенное воздействие,
в конце концов, ведь банкиры столь же
чувствительны к общественному мнению,
как и другие.
На наш взгляд, серьезным инструментом
являются распространяемые слухи. Хотя
это и незаконно, но ведь, сколько всего
незаконного можно сделать в стране с
нестабильной внутренней обстановкой.
Сколько раз мы были свидетелями подобных
явлений! Ходили слухи о грядущей реформе,
обмене денег, повышении цен, замораживании
вкладов, о письмах, якобы разосланных
банкам. Несомненно, такие слухи влияли
на денежное предложение: люди старались
избавиться от рублей, долларов или денег
вообще, "превратив" их в товары.
1.3 Основные направления денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации
Типы денежно-кредитной политики.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег.
Центральный
банк, проводя рестрикционную политику,
предпринимает следующие
Для этого центральный банк покупает ценные государственные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время: во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Современные
тенденции и направления
Основными приемами денежно-кредитного регулирования в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.
Принципиальное
отличие техники денежно-
Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют "политику развития конкуренции" в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества.
В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы во многих странах действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.
В
качестве приоритетных направлений
государственной поддержки
-
стимулирование
-
инвестиционные проекты в
-
обеспечение реструктуризации
- кредитование жилищного строительства (ипотека).
2 НОРМАТИВНО – ПРВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Согласно статьи 1 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 199 5года с изменениями и дополнениями на 5 июля 2006года Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый уровень банковской системы Республики Казахстан).
Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово – кредитных организациях.
Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан » статья 7 на Национальный Банк возложены следующие задачи:
-
разработка и проведение
-
обеспечение функционирования
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
-
содействие обеспечению
Национальный Банк Казахстана в соответствии со статьёй 8 Закона выполняет функции, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка – сохранение стабильности национальной денежной единицы, а также обладает установленными законодательством полномочиями и правами. Так, Национальный Банк Республики Казахстан:
-
проводит государственную
-
осуществляет эмиссию банкнот
и монет на территории
-
осуществляет эмиссию ценных
бумаг. Ценные бумаги, эмитируемые
Национальным Банком
-
участвует в обслуживании
-
в установленном порядке
- вправе предоставлять кредиты банкам, а также юридическим лицам, открывающим по решению Правления Национального Банка Казахстана банковские счета в Национальном Банке Казахстана. Является кредитором последней инстанции для банков;
-
выявлять неправомерные
-
затребовать письмо –
Согласно статьи 29 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» «Разработка и проведение денежно – кредитной политики» Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно – кредитную политику Республики Казахстан.
Денежно – кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения низкого уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.
Денежно – кредитная политика осуществляется путём установления:
-
официальной ставки
- уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно – кредитной политики;
-
нормативов минимальных
-
в исключительных случаях
В целях реализации денежно – кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:
- предоставление займов;
- приём депозитов;
- валютные интервенции;
-
выпуск краткосрочных нот
-
покупка и продажа
-
переучёт коммерческих
-
другие операции по решению
Правления Национального Банка
Казахстана.
3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ БАНКУ
Благодаря беспрецедентным антикризисным мерам, принятым в большинстве стран в 2008-2009 годах, мировая экономика стала выходить из рецессии, вызванной глобальным кризисом. В ближайшие годы и, особенно, в 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, будет являться реализация "стратегии выхода" по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей станет определение правильного момента для завершения данных программ.
Информация о работе Направления и инструменты денежно-кредитной политики