Направления и инструменты денежно-кредитной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение основных целей, направлений и инструментов денежно-кредитной политики.
Актуальность работы заключается в том, что денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
- изучить сущность и понятие денежно – кредитной политики;
- рассмотреть основные виды денежно – кредитной политики;
- проанализировать денежно – кредитной политики в экономике Казахстана;
- подвести итоги и вынести соответствующее данной работе заключение.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

   Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

   Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

   Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский  кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

   Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие. 
На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.

   1.3 Основные направления  денежно-кредитного  регулирования в  Российской Федерации

   Типы  денежно-кредитной политики.

   Различают два основных типа денежно-кредитной  политики, каждый из которых характеризуется  определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег.

   Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает ценные государственные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег.

   Для этого центральный банк покупает ценные государственные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

   Центральный банк выбирает тот или иной тип  денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время: во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

   Современные тенденции и направления денежно-кредитной  политики

   Основными приемами денежно-кредитного регулирования в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

   Принципиальное  отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, гак и ее отдельные агрегаты.

   Особо следует подчеркнуть, что государственные  органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют "политику развития конкуренции" в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества.

   В рамках этой политики находятся и  предпринимаемые в последние годы во многих странах действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

   В качестве приоритетных направлений  государственной поддержки могут  быть выделены:

   - стимулирование внешнеэкономической деятельности;

   - инвестиционные проекты в развитие  передовых технологий и отрасли  промышленности, прежде всего в  экспортное производство и импортозамещение;

   - обеспечение реструктуризации и  повышения эффективности сельского хозяйства;

   - кредитование жилищного строительства (ипотека).

   2 НОРМАТИВНО –  ПРВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

   Согласно  статьи 1 Закона Республики Казахстан  «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 199 5года с изменениями  и дополнениями на 5 июля 2006года Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый уровень банковской системы Республики Казахстан).

   Национальный  Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово – кредитных организациях.

   Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан »  статья 7 на Национальный Банк возложены  следующие задачи:

   - разработка и проведение денежно-  кредитной политики государства;

   - обеспечение функционирования платёжных  систем;

   - осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

   - содействие обеспечению стабильности  финансовой системы.

   Национальный  Банк Казахстана в соответствии со статьёй 8 Закона выполняет функции, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка – сохранение стабильности национальной денежной единицы, а также обладает установленными законодательством полномочиями и правами. Так, Национальный Банк Республики Казахстан:

   - проводит государственную денежно  – кредитную политику в Республике  Казахстан. Денежно – кредитное регулирование, осуществляемое Национальным банком, является одним из элементов экономической политики государства, и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов;

   - осуществляет эмиссию банкнот  и монет на территории Республики  Казахстан;

   - осуществляет эмиссию ценных  бумаг. Ценные бумаги, эмитируемые  Национальным Банком Казахстана, являются ценными государственными бумагами, и ответственность по ним несёт Национальный Банк;

   - участвует в обслуживании государственного  долга Правительства Республик  Казахстан по согласованию с  ним и обслуживает государственный  долг Национального Банка Казахстана;

   - в установленном порядке проводит  обязательную экспертизу проспектов  эмиссии ценных бумаг банков  до их государственной регистрации,  согласование изменений к ним  и даёт заключения по отчёту  об итогах выпуска и размещения  ценных бумаг банками, учредительным документам, а также даёт согласие на внесение изменений в учредительные документы банка, его перерегистрацию, назначение (избрание) руководящих работников банка;

   -  вправе предоставлять кредиты  банкам, а также юридическим лицам,  открывающим по решению Правления Национального Банка Казахстана банковские счета в Национальном Банке Казахстана. Является кредитором последней инстанции для банков;

   - выявлять неправомерные действия  или бездействия должностных  лиц и работников банка, которые могут угрожать его финансовой безопасности и стабильности, а также интересам его депозиторов, клиентов и корреспондентов, Национальный Банк Республики Казахстан вправе применять к банкам определённые меры воздействия;

   - затребовать письмо – обязательство, в котором содержатся факты признания банком имеющихся недостатков и гарантия руководства банка по их устранению в строго определённые сроки с указанием перечня запланированных мероприятий.

   Согласно  статьи 29 Закона Республики Казахстан  «О Национальном Банке Республики Казахстан» «Разработка и проведение денежно – кредитной политики» Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно – кредитную политику Республики Казахстан.

   Денежно – кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения низкого уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.

   Денежно – кредитная политика осуществляется путём установления:

   - официальной ставки рефинансирования;

   - уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно – кредитной политики;

   - нормативов минимальных обязательств  резервов (резервных требований);

   - в исключительных случаях прямых  количественных ограничений на  уровень и объёмы отдельных  видов операций.

     В целях реализации денежно – кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

   - предоставление займов;

   - приём депозитов;

   - валютные интервенции;

   - выпуск краткосрочных нот Национального  Банка Казахстана;

   - покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выпуска;

   - переучёт коммерческих векселей;

   - другие операции по решению  Правления Национального Банка  Казахстана. 
 
 
 
 
 

   3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ БАНКУ

   Благодаря беспрецедентным антикризисным  мерам, принятым в большинстве стран  в 2008-2009 годах, мировая экономика  стала выходить из рецессии, вызванной  глобальным кризисом. В ближайшие  годы и, особенно, в 2010 году одним из главных вопросов, стоящих перед государственными органами как развитых, так и развивающихся стран, будет являться реализация "стратегии выхода" по сворачиванию пакета антикризисных мер. При этом наиболее сложной задачей станет определение правильного момента для завершения данных программ.

Информация о работе Направления и инструменты денежно-кредитной политики