Налоговые льготы в системе налогового менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Государство является одним из важнейших экономических субъектов рыночных отношений и играет основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя ей своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии, что придает данной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной. Одним из методов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является создание благоприятного налогового режима путем предоставления им определенных налоговых льгот.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды налоговых льгот………………………………………..…4
2. Налоговые льготы в системе налогового планирования……………..…..9
3. Налоговые льготы в Республике Татарстан………………………………13
Заключение………………………………………….…………………………18
Список использованных источников……………………………………...…19

Работа содержит 1 файл

Налоговые льготы.doc

— 114.50 Кб (Скачать)
tify">Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.

В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.

Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.

Налоговая экономия (Эн) представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.

Возможно выделить следующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:

1. Налоговая экономия рассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенные объекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью или частично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данном случае формула расчета налоговой экономии принимает вид:

Эп=Нс*Л1.

В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс. руб., тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимости имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 - 200 руб. Л1 может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить и по другим налогам.

2. Налоговая экономия рассчитывается как произведение изменения ставки налога (∆Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:

Эн = ∆Нс*Нб.

В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.

Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность налогового планирования. Однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов и налоговых баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).

Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы.

Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

 

3. Налоговые льготы в Республике Татарстан

Предоставление льгот по уплате региональных налогов является эффективным способом привлечения инвестиций в экономику Республики Татарстан.  Налоговые льготы на сумму более миллиарда рублей были предоставлены в Татарстане в 2010 году на реализацию одобренных инвестиционных проектов. На финансирование таких проектов предприятия направили 83,8 млрд. руб. Большинство из 33-х одобренных инвестиционных проектов в республике осуществляются предприятиями химии и нефтехимии.

Налоговые поступления в республиканский и местные бюджеты в Татарстане от одобренных проектов в 2010 году превысили 2 млрд. рублей и оказались более чем в два раза выше, чем в 2009 году. В рамках таких проектов было создано 1861 рабочее место.

В Татарстане льготы предоставляются по двум налогам – транспортному и налогу на имущество. В 2009 году в бюджет Татарстана поступило 703 млн. рублей транспортного налога от юридических лиц, при этом объем предоставленных льгот составил 32 миллиона рублей. За 9 месяцев 2010 года аналогичные показатели составляют соответственно 670 млн. и 18 млн. соответственно.

Более значительна сумма льгот, предоставляемых по налогу на имущество. «Льготники» разделены на три группы. Первая – это бюджетные учреждения, законом полностью освобожденные от уплаты налога на имущество для более эффективного использования бюджетных средств. В 2009 году сумма льгот этим организациям составила 3,2 млрд. рублей.

Ко второй группе относятся предприятия, также согласно закону получающие льготы по уплате налога на имущество. В частности, полностью освобождены от уплаты налога предприятия электротранспорта (сумма льгот в 2009 году составила 300 млн. рублей), а сельхозпроизводители платят налог на имущество по льготной ставке 0,1 процента (сумма льгот в 2009 году составила 634 миллиона рублей). Также по льготной ставке платят налог на имущество предприятия, занимающиеся производством грузовых автомобилей – это, прежде всего «КАМАЗ». В 2009 году сумма льгот для таких предприятий составила 147 млн. рублей.

В третью группу «льготников» объединены реализуемые в Татарстане крупные инвестиционные проекты. Они получают льготы по налогу на имущество согласно заключенным с ними инвестиционным проектам, уплачивая налог по ставке 0,1 процента на протяжении срока окупаемости проекта, но не более 7 лет (для машиностроения – не более 13 лет).

В 2009 году 28 реализуемым инвестиционным проектам были предоставлены льготы на общую сумму более 900 млн. рублей, а за 9 месяцев 2010 года 30 проектов получили льготы более 770 млн. рублей.

Льготы для инвестиционных проектов являются эффективным способом поддержки развития экономики Татарстана. Благодаря льготам, в республику привлекаются новые инвестиции, создаются рабочие места, выплачивается достойная заработная плата.

2/3 предоставленной льготы по налогу на имущество приходятся для инвестиционных проектов в области нефтехимии. Только за 9 месяцев 2010 года эти проекты принесли Татарстану 60 млрд. рублей инвестиций.

Отрасль машиностроения серьезно пострадала в период кризиса, в связи с чем Правительство РТ в настоящее время рассматривает возможность корректировки ранее утвержденных бизнес-планов. В то же время ни одного неудавшегося инвестиционного проекта из тех, которые попали в число «льготников», в Татарстане нет.

В целом льготы по уплате региональных налогов являются эффективным методом поддержки развития экономики РТ.

Напомним о льготах по этим двум налогам.

Транспортный налог. Освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на:

1) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также приравненные к ним категории граждан;

2) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, и граждан, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) участников, инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт);

4) инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).

Освобождаются от налогообложения налогоплательщики, реализующие инвестиционные проекты по договорам, заключенным до 1 января 2005 года.

Освобождаются от налогообложения организации-резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

Устанавливается льгота в размере 50 процентов от налоговых ставок в отношении грузовых автомобилей, автобусов, произведенных в Российской Федерации и оснащенных двигателями, соответствующими экологическим нормам не менее ЕВРО-2, находящихся на балансе лизингодателя и переданных в лизинг на срок не менее 1 года, с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил.

По налогу на имущество в РТ освобождается от налогообложения имущество:
     1) налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в РТ

     2) метрополитенов, непосредственно предназначенное для перевозок пассажиров, а также предприятий городского электрического (трамвайного и троллейбусного) транспорта, используемое для перевозок пассажиров, по перечню согласно приложению к настоящему Закону (прилагается);

     4) органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан;

     5) бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов;

     6) организаций - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры регионального и местного значения;

     7) организаций - в отношении объектов жилищного фонда;

     8) товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

     9) организаций - в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению;

     11) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан - в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

     12) организаций - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Предусмотрены так же и пониженные налоговые ставки в размере 0,1% и ,1%. Например, с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машиномест согласно технической документации не менее 150 единиц установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента (ранее – 2,2%).

Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и получающих доход от многоуровневых паркингов, налоговая ставка снижена вдвое – с 10% до 5%.

Изменена и ставка налога на прибыль, распределяющуюся в бюджет РТ, для организаций, предоставляющих услуги многоуровневых парковок. Она составит 13,5%.


Заключение

 

Итак, налоговые льготы одновременно имеют две основные сущности: они являются элементом структуры налога и выступают важнейшим инструментом экономической политики налогового регулирования рыночной экономики. Налоговые льготы - это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования, а в отдельных случаях сдерживания предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях.

Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.

Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

Предоставление льгот по уплате региональных налогов является эффективным способом привлечения инвестиций в экономику Республики Татарстан. 

 


Список использованных источников

 

1.            Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря

Информация о работе Налоговые льготы в системе налогового менеджмента