Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа
Государство является одним из важнейших экономических субъектов рыночных отношений и играет основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя ей своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии, что придает данной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной. Одним из методов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является создание благоприятного налогового режима путем предоставления им определенных налоговых льгот.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды налоговых льгот………………………………………..…4
2. Налоговые льготы в системе налогового планирования……………..…..9
3. Налоговые льготы в Республике Татарстан………………………………13
Заключение………………………………………….…………………………18
Список использованных источников……………………………………...…19
20
Предмет "Налоговый менеджмент"
Налоговые льготы в системе налогового менеджмента
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды налоговых льгот………………………………………..…4
2. Налоговые льготы в системе налогового планирования……………..…..9
3. Налоговые льготы в Республике Татарстан………………………………13
Заключение………………………………………….………
Список использованных источников……………………………………...…19
Введение
Государство является одним из важнейших экономических субъектов рыночных отношений и играет основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя ей своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии, что придает данной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной. Одним из методов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов является создание благоприятного налогового режима путем предоставления им определенных налоговых льгот.
Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.
Льготы в значительной степени разнятся от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Все вышеизложенное ьбуславливает актуальность темы контрольной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Цель работы – изучение понятия налоговых льгот и их роли в налоговом регулировании.
1. Понятие и виды налоговых льгот
В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.
Таким образом, налоговая льгота - совокупность способов и мер поощрения налогоплательщика, осуществляемых в соответствии с законодательством и направленных на решение определенных социально-экономических задач, стимулирование некоторых видов деятельности, поддержку низкооплачиваемых слоев населения и иные аналогичные цели.
В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот. Вместе с тем в зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, их можно условно разделить на три основных вида: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования и их влиянии на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).
В первую группу налоговых льгот входят следующие налоговые освобождения. Под налоговой амнистией обычно понимают предложение со стороны государства определенным категориям неплательщиков погасить свою просроченную задолженность по налогам в обмен на отмену наказания, которое может быть наложено за неуплату. Целями проведения налоговой амнистии обычно являются: пополнение бюджета за счет поступления налоговой задолженности; расширение налоговой базы путем вовлечения средств из теневого бизнеса в легальный оборот; получение дополнительных источников инвестиций в виде репатриируемых зарубежных денежных накоплений.
Например, в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом “Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами” с 1 марта 2007 г. и по 1 января 2008 г. действовала налоговая амнистия, согласно которой можно было легализовать доходы, полученные до 1 января 2006 г., с которых ранее не был уплачен подоходный налог. Гражданин мог самостоятельно определить сумму дохода, с которого ранее не были уплачены налоги, и страховые взносы во внебюджетные фонды. И с этой суммы заплатить декларационный платеж по ставке, равной подоходному налогу, т.е. 13%.
Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (например, участников войны, инвалидов и т.д.) применяется, как правило, по отношению к личным налогам, реже от налогов могут освобождаться некоторые категории юридических лиц. Освобождения удобны тем, что, в отличие от прочих видов льгот, они более приспособлены к учету имущественного положения налогоплательщика.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Например, в соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме не облагаются НДС.
В отношении налога на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Так, например, на основании п. 15 ст. 381 НК РФ имущество государственных научных центров освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.
Кроме того, изъятия предусмотрены Налоговым кодексом при обложении доходов физических лиц. Например, не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения. Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поскольку такая помощь наделяется в налоговом праве свойством экстраординарности. Виды такого рода доходов, которые не подлежат налогообложению, вне зависимости от свойств этих доходов в налоговом праве объединяются в ст. 217 НК РФ.
Налоговые каникулы - это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени. Так, в течение первых пяти лет резиденты как промышленно-производственных, так и технико-внедренческих экономических зон освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Причем льгота по налогу на имущество действует с момента постановки его на учет, а для земельного налога - с момента получения права собственности.
Понижение налоговых ставок - предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Так, например, в соответствии со ст. 284 НК РФ сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, в отношении реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции может применять ставку по налогу на прибыль организаций 0 % по итогам отчетного (налогового) периода. В соответствии со ст. 164 НК РФ установлены различные ставки налога на добавленную стоимость: 0 % - для экспортируемых товаров, 10 % - для реализации продуктов питания и детских товаров, 18 % - реализация иных товаров, работ, услуг.
Вторая группа налоговых льгот – налоговые скидки - сопряжена, как правило, с разнообразными условиями для получения прав на них Налоговые скидки - это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое сокращение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их доходов. Скидки подразделяются: на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие (ими могут пользоваться все плательщики) и специальные (действующие для отдельных категорий субъектов).
Другой налоговой скидкой являются налоговые вычеты – исключение из налоговой базы отдельных текущих расходов, имущества и некоторых видов доходов. В настоящее время такая налоговая преференция установлена, например, при подоходном налогообложении физических лиц в виде социальных, имущественных налоговых вычетов.
Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги в более короткий промежуток времени, накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего оборудования новым.
И наконец, третья группа налоговых льгот - налоговые кредиты.
В широком понимании налоговые кредиты - это группа условных (требующих дополнительных оснований) льгот, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования пользователей в производственном и социальном развитии предприятий и территорий, а также исключения двойного налогообложения.
В действующем налоговом законодательстве налоговый кредит оторван от налоговых льгот и под ним подразумевается отсрочка, либо рассрочка уплаченного налога, либо целевой (инвестиционный) кредит.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога регламентированы ст. 64 НК РФ. Отсрочка уплаты налогов - это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 НК РФ, где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Итак, налоговые льготы одновременно имеют две основные сущности: они являются элементом структуры налога и выступают важнейшим инструментом экономической политики налогового регулирования рыночной экономики. Налоговые льготы - это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования, а в отдельных случаях сдерживания предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях.
2. Налоговые льготы в системе налогового планирования
Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране.
Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.
На микроуровне на начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.
Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.
Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.
Информация о работе Налоговые льготы в системе налогового менеджмента