Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:44, реферат
Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах. Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Введение 3
1. Финансовая программа Н. Х. Бунге 4
2. Налоговая деятельность И. А. Вышнеградского 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Наряду с осуществлением реформ в сфере налогов и сборов особое внимание уделялось введению института податных инспекторов, с которым связывались надежды на совершенствование системы исчисления и сбора налогов. На губернских податных инспекторов возлагалась обязанность осуществления контроля за правильным взиманием налогов на своих участках, а также руководство деятельностью уездных податных присутствий. Большое значение для дальнейшего экономического развития России имели следующие мероприятия, учреждение государственного ипотечного банка, содействовавшего приобретению земли крестьянами; создание дворянского банка.
Управление
Бунге Министерством финансов ознаменовалось
торжеством протекционизма. Деятельность
Бунге совпала с
последовало повышение пошлины па чугун, были повышены пошлины на вальцевое железо, сталь, машины. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциальным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу.
В качестве заслуг Бунге как министра финансов нередко выделяется его стремление к введению в Российской империи подоходного налога. В докладе императору 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог «наиболее целесообразным и справедливым способом обложения». Однако, опасаясь коренной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение единого подоходного налога.
К
числу других изменений, осуществленных
по инициативе Бунге, относятся: регламентация
фабричного труда (Закон 1 июня 1882 г.), реформирование
городских и частных банков (Правила
26 апреля 1883 г.), питейная реформа (1885).
Налоговая политика в России в последние годы императора Александра Ш в значительной степени связана с именем Ивана Алексеевича Вышнеградского (1887—1892), который в 1887 г. стал управляющим Министерством финансов вместо Н. Х. Бунге, а в 1888 г. - утвержден в должности министра финансов. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста.
В
сфере косвенных налогов
Существенно изменяется система акцизов на алкогольные напитки. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 9 1/4 коп. с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20—50%.
Ввиду
сильного повышения цен на спирт
заводчиками
В 1888 г. были введены два новых акциза — нефтяной (40 коп. с пуда всех осветительных масел и 30 коп. с пуда легких) и спичечный; при экспорте указанные товары акцизами не облагались.
В 1890—1891 гг. вводятся дополнительный акциз (40 коп. с пуда) на рафинированный сахар и особый дополнительный сбор за право рафинировать сахар.
Реформированию подвергается система гербовых, судебных и пробирных пошлин: простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 коп.; цена актовой бумаги увеличена на 25%. В 1888 г. увеличен гербовый сбор с процентных бумаг:, действие Гербового устава распространено на товарные складские свидетельства (1889). Судебные пошлины получают характер гербового сбора: при сумме свыше 25 руб. они должны были уплачиваться наличными деньгами, до 25 руб. — особыми гербовыми марками (1890). В 1891 г. была повышена пробирная пошлина с золотых изделий с 15 до 30 коп., с серебряных — с 1 до 2 коп.
В 1890 г. был издан Закон о взимании пошлин с наследств, «открывающихся после иностранных подданных»; установлен сбор в пользу казны с так называемых специальных текущих счетов; сбор с заграничных паспортов увеличен вдвое.
Одной
из основных целей фискальной политики
правительства становится повышение
таможенных доходов. В 1887 г. повышаются
ввозные пошлины на чугун (до 25 коп.),
увеличивается обложение
Протекционистскую направленность имело повышение пошлин на хмель и хмельный экстракт, аммиак и аммиачные соли, швейные и вязальные нитки и плиточный чай. В 1889 г. повышаются пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал; в 1891 г. — на бумажную пряжу.
Под влиянием сильного повышения курса кредитного рубля (до 4/5 ценности металлического) в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс были повышены на 4%. При введении таможенного тарифа 1891 г. были установлены новые пошлины на серу и серный колчедан, глину, камни и повышены старые: на шелк-сырец, джут, винный камень; усилено таможенное обложение иностранного сырья, ввозимого в полуобработанном виде (крученого шелка, чесаной шерсти, бумажной ваты, сырых зеркальных стекол, листового тонкого железа и др.). Для 35% ввоза был оставлен действовавший тариф, для 2% пошлины были понижены и округлены, для 63% — повышены.2
Государственные доходы от таможенных пошлин и сборов увеличились с 98,3 млн руб. в 1887 г. до 122,6 млн руб. в 1891 г. Министру финансов предоставлялось право увеличивать ввозные пошлины до 50% на товары тех стран, которые повышали пошлины на российские товары. Таможенные платежи к началу XX в. обеспечивали до 14% всех доходов государственного бюджета.
В тесной связи с протекционистской политикой в сфере акцизов и таможенных пошлин находилась и железнодорожная политика Вышнеградского. Она сводилась к следующим направлениям: 1) упорядочение тарифов, 2) использование их в целях поощрения вывоза и
затруднения ввоза товаров, 3) усиление контроля над железнодорожными обществами и выкуп в казну частных железных дорог.
В 1889 г. были изданы временные правила о железнодорожных тарифах и учреждениях по тарифным делам. В этом же году было произведено понижение хлебных тарифов; на зерно, вывозимое за границу, была установлена 10%-ная скидка; в 1890 г. пересмотрены ввозные тарифы. Тарифы на перевозку угля, перевозимого от портов внутрь страны, повышены, на уголь донецкий, польский и уральский значительно понижены; понижены также тарифы па перевозку нефти, керосина и рогатого скота. Разнообразие тарифов и их сложность делали чрезвычайно затруднительной перевозку товаров, в особенности, если грузам приходилось следовать по нескольким дорогам, находящимся в руках разных железнодорожных обществ. Министерство финансов занялось упрощением тарифов и приданием им единообразия. Министром финансов было рекомендовано железнодорожным обществам не вводить льготных тарифов без разрешения министерства; установлено предварительное представление новых тарифов в министерство и опубликование тарифов во всеобщее сведение.
Задолженность железнодорожных обществ, большей частью гарантированная правительством, ложилась тяжелым бременем на казну и отягощала государственный бюджет. Решение этой проблемы виделось в выкупе частных дорог казной. Всего было выкуплено правительством при Вышнеградском до 4760 верст железных дорог. В то же время правительство разрешало новые концессии; в 1887—1891 гг. было разрешено к сооружению казной лишь несколько небольших дорог и веток (всего 460 верст), а частным обществам за то же время была разрешена постройка около 1830 верст.
Многие
современники определяли финансовую и
податную политику Вышнеградского как
«лихорадочную погоню за наживой», обвиняя
ее в том, что она служила только двум целям
— «абсолютистскому государству, нуждавшемуся
в прочных финансах и в увеличении бюджета
на армию и флот, и развивающемуся капитализму».
Говорили, что «ни один из русских министров
не приносил с такой готовностью интересы
низших классов в жертву абсолютизму и
капитализму». В вину Вышнеградскому ставился
государственный долг, достигший к концу
1892 г. 5874,1 млн руб., и увеличение налогового
бремени для населения за счет акцизного
и таможенного обложения. Однако следует
отметить, что в этот период в России удалось
избежать повышения действовавших прямых
налогов и отсрочить введение подоходного
налогообложения. Кроме того, Вышнеградскому
удалось достичь активного торгового
баланса, накопления золотого запаса и
улучшения государственных финансов.
В 1892 г. Вышнеградский был уволен, согласно
прошению, по болезни, от должности.
Русско-турецкая
война 1877-1878 гг. заставила российское
правительство приступить к новому
этапу налоговой реформы. Второй
этап был связан с министром финансов
Н.Х. Бунге (1823-1895), который занимал
этот пост с 1881 по 1886 гг., а с 1880 г. был
товарищем министра. В 1880 г. был отменен
соляной налог, в 1881 г. понижены выкупные
платежи. С 1882-1885 гг. происходило поэтапное
упразднение подушной подати, которая
в 1886 г. была отменена полностью, а государственные
крестьяне были переведены на выкуп.
В 1885 г. введен налог на капитал и
внесены существенные поправки в
промысловое обложение, введены
дополнительные сборы с торговли
и промышленности, что означало введение
принципа подоходности в промысловом
обложении. В 1882 г. в России был установлен
налог с наследства. По оценке П.Х.
Шванебаха, налоговая политика Н.Х.
Бунге, несмотря на незавершенность
реформы, снизило налоговое бремя
крестьянства почти на 25%. Преемник
Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский (1831-1895), занимавший
пост министра финансов в 1887-1892 гг., по
мнению П.П. Мигулина, в податной политике
отошел от политики Н.Х. Бунге, «усиленно
нажимая винт косвенного обложения,
падающего на крестьянство».
Список
используемой литературы:
Информация о работе Налоговая система России с 1881 по 1892 г.г