Налоговая система России с 1881 по 1892 г.г

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах. Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Содержание

Введение 3
1. Финансовая программа Н. Х. Бунге 4
2. Налоговая деятельность И. А. Вышнеградского 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

    Наряду  с осуществлением реформ в сфере  налогов и сборов особое внимание уделялось введению института податных инспекторов, с которым связывались надежды на совершенствование системы исчисления и сбора налогов. На губернских податных инспекторов возлагалась обязанность осуществления контроля за правильным взиманием налогов на своих участках, а также руководство деятельностью уездных податных присутствий. Большое значение для дальнейшего экономического развития России имели следующие мероприятия, учреждение государственного ипотечного банка, содействовавшего приобретению земли крестьянами; создание дворянского банка.

    Управление  Бунге Министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства приводил к требованиям повышения пошлин. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и, в частности, в Германии вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка в 10% па весь тариф. 16 июня 1884 г.

    последовало повышение пошлины па чугун, были повышены пошлины на вальцевое железо, сталь, машины. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциальным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу.

    В качестве заслуг Бунге как министра финансов нередко выделяется его стремление к введению в Российской империи подоходного налога. В докладе императору 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог «наиболее целесообразным и справедливым способом обложения». Однако, опасаясь коренной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение единого подоходного налога.

    К числу других изменений, осуществленных по инициативе Бунге, относятся: регламентация  фабричного труда (Закон 1 июня 1882 г.), реформирование городских и частных банков (Правила 26 апреля 1883 г.), питейная реформа (1885). 
 

  1. Налоговая деятельность И. А. Вышнеградского
 
 

    Налоговая политика в России в последние  годы императора Александра Ш в значительной степени связана с именем Ивана Алексеевича Вышнеградского (1887—1892), который в 1887 г. стал управляющим Министерством финансов вместо Н. Х. Бунге, а в 1888 г. - утвержден в должности министра финансов. В этот период, совпавший с усилением экономического роста в стране, основное внимание уделяется внутренним косвенным налогам (акцизам) и ввозным таможенным пошлинам. Система прямых налогов в этот период оставалась практически неизменной. Увеличение поступлений от прямых налогов происходило исключительно за счет экономического роста.

    В сфере косвенных налогов происходят следующие изменения: вводится дополнительный раскладочный сбор с купеческих и  негильдейских предприятий (1889); увеличивается добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях (1887); вводится обложение акций железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3% (в 1887 г.).

    Существенно изменяется система акцизов на алкогольные  напитки. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 9 1/4 коп. с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20—50%.

    Ввиду сильного повышения цен на спирт  заводчиками спиртоочистительных заводов в 1887—1888 гг. проектировалось введение казенной продажи питей в Пермской губернии и в Западной Сибири. Это было осуществлено лишь в Пермской губернии; в Сибири заводчики понизили цены, и введение казенной продажи питей было отложено. С 1889 г. министру финансов предоставлено было право открывать казенную продажу питей без разрешительных приговоров сельских обществ. Наряду с усилением косвенного обложения в самых разнообразных его видах устанавливались всевозможные льготы заводчикам и фабрикантам. В качестве льготы для сахарозаводов в 1889 г. было установлено три срока для взимания акциза. Свеклосахарное производство заняло привилегированное положение; заводчики стали получать поощрительную премию при вывозе сахара за границу. То же поощрение имело место и по отношению к винокуренным заводчикам; всем заводам было предоставлено безакцизное отчисление в размере 2% выкурки за первый миллион градусов, 1% - за 1—3 млн, 1/2% за 3—12 млн; затем введено дополнительное отчисление в 4% за первые 1/2 миллиона.

    В 1888 г. были введены два новых акциза — нефтяной (40 коп. с пуда всех осветительных  масел и 30 коп. с пуда легких) и  спичечный; при экспорте указанные  товары акцизами не облагались.

    В 1890—1891 гг. вводятся дополнительный акциз (40 коп. с пуда) на рафинированный сахар  и особый дополнительный сбор за право  рафинировать сахар.

    Реформированию  подвергается система гербовых, судебных и пробирных пошлин: простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 коп.; цена актовой бумаги увеличена на 25%. В 1888 г. увеличен гербовый сбор с процентных бумаг:, действие Гербового устава распространено на товарные складские свидетельства (1889). Судебные пошлины получают характер гербового сбора: при сумме свыше 25 руб. они должны были уплачиваться наличными деньгами, до 25 руб. — особыми гербовыми марками (1890). В 1891 г. была повышена пробирная пошлина с золотых изделий с 15 до 30 коп., с серебряных — с 1 до 2 коп.

    В 1890 г. был издан Закон о взимании пошлин с наследств, «открывающихся после иностранных подданных»; установлен сбор в пользу казны с так называемых специальных текущих счетов; сбор с заграничных паспортов увеличен вдвое.

    Одной из основных целей фискальной политики правительства становится повышение  таможенных доходов. В 1887 г. повышаются ввозные пошлины на чугун (до 25 коп.), увеличивается обложение железа, стали, чугунных, железных и стальных изделий, машин, паровозов, судов и руды. Начинает взиматься пошлина с ввоза растений; повышается пошлина на хлопок с 45 коп. до 1 руб., бумажную вату и пряжу, сельскохозяйственные машины и орудия, пряности, лекарства, золотые, серебряные и платиновые изделия, столярные, токарные изделия, кружева, пуговицы, стеклярус и в особенности на каменный уголь.

    Протекционистскую направленность имело повышение  пошлин на хмель и хмельный экстракт, аммиак и аммиачные соли, швейные  и вязальные нитки и плиточный  чай. В 1889 г. повышаются пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал; в 1891 г. — на бумажную пряжу.

    Под влиянием сильного повышения курса  кредитного рубля (до 4/5 ценности металлического) в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс были повышены на 4%. При введении таможенного тарифа 1891 г. были установлены новые пошлины на серу и серный колчедан, глину, камни и повышены старые: на шелк-сырец, джут, винный камень; усилено таможенное обложение иностранного сырья, ввозимого в полуобработанном виде (крученого шелка, чесаной шерсти, бумажной ваты, сырых зеркальных стекол, листового тонкого железа и др.). Для 35% ввоза был оставлен действовавший тариф, для 2% пошлины были понижены и округлены, для 63% — повышены.2

    Государственные доходы от таможенных пошлин и сборов увеличились с 98,3 млн руб. в 1887 г. до 122,6 млн руб. в 1891 г. Министру финансов предоставлялось право увеличивать ввозные пошлины до 50% на  товары тех стран, которые повышали пошлины на российские товары. Таможенные платежи к началу XX в. обеспечивали до 14% всех доходов государственного бюджета.

    В тесной связи с протекционистской  политикой в сфере акцизов  и таможенных пошлин находилась и  железнодорожная политика Вышнеградского. Она сводилась к следующим  направлениям: 1) упорядочение тарифов, 2) использование их в целях поощрения вывоза и

    затруднения ввоза товаров, 3) усиление контроля над железнодорожными обществами и выкуп в казну частных железных дорог.

    В 1889 г. были изданы временные правила  о железнодорожных тарифах и  учреждениях по тарифным делам.  В этом же году было произведено  понижение хлебных тарифов; на зерно, вывозимое за границу, была установлена 10%-ная скидка; в 1890 г. пересмотрены ввозные тарифы. Тарифы на перевозку угля, перевозимого от портов внутрь страны, повышены, на уголь донецкий, польский и уральский значительно понижены; понижены также тарифы па перевозку нефти, керосина и рогатого скота. Разнообразие тарифов и их сложность делали чрезвычайно затруднительной перевозку товаров, в особенности, если грузам приходилось следовать по нескольким дорогам, находящимся в руках разных железнодорожных обществ. Министерство финансов занялось упрощением тарифов и приданием им единообразия. Министром финансов было рекомендовано железнодорожным обществам не вводить льготных тарифов без разрешения министерства; установлено предварительное представление новых тарифов в министерство и опубликование тарифов во всеобщее сведение.

    Задолженность железнодорожных обществ, большей  частью гарантированная правительством, ложилась тяжелым бременем на казну и отягощала государственный бюджет. Решение этой проблемы виделось в выкупе частных дорог казной. Всего было выкуплено правительством при Вышнеградском до 4760 верст железных дорог. В то же время правительство разрешало новые концессии; в 1887—1891 гг. было разрешено к сооружению казной лишь несколько небольших дорог и веток (всего 460 верст), а частным обществам за то же время была разрешена постройка около 1830 верст.

    Многие  современники определяли финансовую и  податную политику Вышнеградского как «лихорадочную погоню за наживой», обвиняя ее в том, что она служила только двум целям — «абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму». Говорили, что «ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму». В вину Вышнеградскому ставился государственный долг, достигший к концу 1892 г. 5874,1 млн руб., и увеличение налогового бремени для населения за счет акцизного и таможенного обложения. Однако следует отметить, что в этот период в России удалось избежать повышения действовавших прямых налогов и отсрочить введение подоходного налогообложения. Кроме того, Вышнеградскому удалось достичь активного торгового баланса, накопления золотого запаса и улучшения государственных финансов. В 1892 г. Вышнеградский был уволен, согласно прошению, по болезни, от должности. 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 
 

    Русско-турецкая война 1877-1878 гг. заставила российское правительство приступить к новому этапу налоговой реформы. Второй этап был связан с министром финансов Н.Х. Бунге (1823-1895), который занимал  этот пост с 1881 по 1886 гг., а с 1880 г. был  товарищем министра. В 1880 г. был отменен  соляной налог, в 1881 г. понижены выкупные платежи. С 1882-1885 гг. происходило поэтапное  упразднение подушной подати, которая  в 1886 г. была отменена полностью, а государственные  крестьяне были переведены на выкуп. В 1885 г. введен налог на капитал и  внесены существенные поправки в  промысловое обложение, введены  дополнительные сборы с торговли и промышленности, что означало введение принципа подоходности в промысловом  обложении. В 1882 г. в России был установлен налог с наследства. По оценке П.Х. Шванебаха, налоговая политика Н.Х. Бунге, несмотря на незавершенность  реформы, снизило налоговое бремя  крестьянства почти на 25%. Преемник Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский (1831-1895), занимавший пост министра финансов в 1887-1892 гг., по мнению П.П. Мигулина, в податной политике отошел от политики Н.Х. Бунге, «усиленно  нажимая винт косвенного обложения, падающего на крестьянство». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 

  1. А. В. Толкушкин. История налогов в России. –  М.: «Юристъ», 2001. с. 94-101.
  2. http://www.jourclub.ru/15/967/ Трансформация налоговой системы в России
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_III Свободная энциклопедия «Википедия»    

Информация о работе Налоговая система России с 1881 по 1892 г.г