Налоговая система России с 1881 по 1892 г.г

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании тех или иных методов налогообложения в определенные исторические периоды в отдельных странах. Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Содержание

Введение 3
1. Финансовая программа Н. Х. Бунге 4
2. Налоговая деятельность И. А. Вышнеградского 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

Тамбовский  Государственный  Университет

  им. Г.Р. Державина 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                     Кафедра Финансы и кредит

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине «История финансовой мысли» 

«Налоговая система России с 1881 по 1892 г.г.» 
 
 

                                                                                                                Выполнила

                                                                                         студентка гр. 21

                                                                                          Матвеева Е.Ю.

                                                                                          Проверил

                                                                                         Щербинина Ю.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тамбов 2012

Содержание 
 

Введение                                                                                                                       3                                                                                                              

  1. Финансовая программа Н. Х. Бунге                                                      4
  2. Налоговая деятельность И. А. Вышнеградского                                  9                                                            

Заключение                                                                                                                 13                                                                                                         

Список используемой  литературы                                                                          14                                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и  граждан по ставке, установленной  в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов - науки, предметом которой является установление закономерностей в использовании  тех или иных методов налогообложения  в определенные исторические периоды  в отдельных странах. Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1.      Финансовая программа  Н. Х. Бунге
 

    С периодом правления Александра III (1845—1894, российский император с 1881) связаны существенные изменения в российской истории налогов. Политическая реакция, наступившая после убийства Александра II (1 марта 1881 г.), отразилась на финансовом состоянии страны. Ситуация осложнилась двумя годами практически повсеместных неурожаев (1884 и 1885), что вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли страны.

    В 1881 г. вместо Александра Агеевича Абазы  министром финансов был назначен профессор Николай Христианович Бунге (1881—1886), участвовавший в работах по крестьянской реформе. В одном из своих первых докладов императору (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: «Внимательное изучение слабых сторон нашего хозяйственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита: усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения налогоплательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления».1

    По  инициативе Бунге были осуществлены следующие основные мероприятия. 28 декабря 1881 г. принимается закон  об обязательном выкупе еще не выкупленных  к тому времени крестьянских оброков, с понижением нормы выкупных платежей на 20% по сравнению с установленными по положению 19 февраля 1861 г.

    С 1 января 1883 г. отменяется подушная подать для некоторых категорий плательщиков на общую сумму 19 млн руб., а затем и вовсе уничтожена для всех податных сословий Европейской России по Закону 28 мая 1885 г. (с 1 января 1886 г.). При этом были увеличены поземельные сборы с бывших казенных крестьян на 45% под предлогом перевода их с оброка на выкуп (по Закону 12 июня 1886 г.), и повышается акциз на спирт. Кроме того, вводятся акциз на осветительные нефтяные масла (1887), акциз на спички (1888), налог, с наследств (Закон от 15 июня 1882 г.) и налог на процентные бумаги (Закон от 20 мая 1885 г.).

    Одним из первых финансовых мероприятий явилось  понижение выкупных платежей, которое  было необходимым для улучшения  благосостояния сельского населения. До этого с крестьян взыскивалось значительно больше, чем было необходимо для уплаты по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 руб. с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в великорусских местностях и на 16 коп. с рубля в малороссийских местностях. Общая сумма понижения составила до 12 млн руб. в год.

    В 1885 г. Бунге вошел в Государственный  совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени  Петра 1 краеугольный камень финансовой системы Российской империи. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 млн руб.. часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (с 9 коп. за градус), а часть — увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой в действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в1885 г. Бунге в своем представлении Государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскивания налогов, вызывающего, с одной стороны, «прикрепление крестьян к земле паспортной системой», с другой — «стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков», высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать.

    Важным  разовым мероприятием по снижению налогового бремени для податного населения  был «Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати в Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати,  выкупным платежам всех размеров и др.» (15 мая 1883 г.).

    Уменьшение  и последующая отмена выкупных платежей в значительной мере были компенсированы повышением существовавших и введением новых видов налогов. Были увеличены акцизы на спирт (сначала до 8 коп. по Закону 19 мая 1881 г., затем до 9 коп. за градус, по Закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены ставки таможенных пошлин на ряд импортируемых товаров (при этом закрыт транзит через Закавказье), повышены ставки налога с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1888 г.), увеличен в 1,5 раза поземельный налог, повышены налоги на заграничные паспорта. Был введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), введен налог на денежный капитал и налог на переход имуществ безвозмездными способами (налог на дарения и наследства).

    Налог па денежный капитал впервые в  России был установлен Законом 20 мая 1885 г., когда была уничтожена подушная подать и введен ряд налогов, имевших целью обложение на началах подоходности. Установление этого налога встретило довольно резкие возражения, при этом поднимался даже вопрос о праве государства на такое обложение. Многие рассматривали введение этого налога как попытку простого уменьшения процента по государственным займам, т.е. нарушения принятого на себя государством частноправового обязательства. Кроме того, выражались опасения, что введение налога вызовет падение курса государственных и акционерных процентных бумаг и отток капиталов за границу. Подобные опасения не оправдались, так как в западноевропейских государствах вводились аналогичные налоги, при этом с более высокими ставками. После введения данного налога процент по государственным займам остался более высоким по сравнению с уровнем, существовавшим в западноевропейских странах. Ставка налога устанавливалась в размере 5%. Объектами обложения были: 1) доходы от процентных бумаг — государственных, общественных и частных всех наименований; 2) доходы от вкладов на текущем счете и от других процентных вкладов в банках государственных, общественных, акционерных, в обществах взаимного кредита и вообще в кредитных учреждениях, обязанных представлять отчетность (но не от капиталов, находящихся в ссуде у частных лиц, так как за ними трудно уследить). От налогообложения освобождались (помимо бумаг, свободных от обложения по условиям их выпуска): 1) проценты по вкладам в сберегательные кассы, ссудосберегательные товарищества и сельские банки; 2) доходы (дивиденды и прибыли) по акциям и паям промышленных и торговых предприятий, облагаемых особым процентным налогом в составе промыслового налога. Бумаги, принадлежащие ученым и благотворительным учреждениям, подлежали обложению на общем основании, но затем эти учреждения могли входить с ходатайством о возвращении им взысканного налога. Общая сумма поступлений по данному виду налогообложения в первый год (1886) не превышала 10 млн руб., в 1890 г. составила 12 млн руб.

    Система пошлин с имуществ, переходящих безвозмездными способами, была введена Законом 15 июня 1882 г. Установление этой системы следует считать шагом к усилению обложения высших классов.

    Пошлинами с имуществ, переходящих безвозмездными способами, облагались наследование, дарение, пожалование и т.п. При наследовании взимался 1% с имущества, переходящего от одного супруга к другому, к  родственникам в прямой нисходящей или восходящей линии, к усыновленным детям и к супругам детей; 4% — с пасынков и падчериц, братьев и сестер и детей умерших братьев и сестер; 6% — с остальных родственников третьей и со всех родственников четвертой степени и 8% — с лиц, «не поименованных в предыдущих пунктах». В 1895 г. пошлина первой категории была отменена по отношению к недвижимым имуществам в уездах. В случаях перехода имущества к одному лицу в собственность, а к другому - в пожизненное владение с первого пошлина взималась в полном размере, а со второго — в половинном.

    От  оплаты пошлины освобождались: 1) имущества  ценностью ниже 1 тыс. руб.; 2) земли, отведенные в надел лицам сельского состояния вместе с находящимися на них домами и другими принадлежностями хозяйства; 3) имущества, поступающие в пользу казны, благотворительных, ученых или учебных заведений, церквей, монастырей и церковных причтов; 4) домашняя движимость (кроме капиталов), не приносящая дохода и не составляющая предметов торговли или промысла наследодателя.

    Из  объекта обложения («ценности наследства») подлежали исключению: недоданное жалованье и выплаты на погребение, казенные и прочие сборы и недоимки, долги, обеспеченные залогом и закладом, а также по векселям и другим обязательствам. Если долги по векселям и другим обязательствам были «писаны на имя наследника», то они освобождались только в тех случаях, когда они были подписаны и засвидетельствованы «законным порядком не более как за три месяца до открытия наследства». Вычету подлежали также долги, удостоверяемые торговыми книгами.

    Уплата  пошлины производилась в месячный срок со дня определения ее размера. Наследникам и душеприказчикам могла предоставляться отсрочка, которая допускалась: по недвижимым имениям на срок не свыше 5 лет (с ежегодной уплатой по разным частям), а по движимым имуществам — на срок не свыше одного года. В первом случае в казну платилось еще «по полутроценту в месяц с той суммы, которая причиталась по рассрочке на второй и последующие годы».

    Наблюдение  за правильностью исчисления и поступления  пошлин с наследств первоначально  лежало на судебных «установлениях», а  с учреждением податных инспекторов  отошло в ведение Казенных палат. Фискальное значение наследственных пошлин было сравнительно невелико. На рубеже XIX—XX вв. ежегодные поступления составляли от 5 до 6 млн рублей.

Информация о работе Налоговая система России с 1881 по 1892 г.г