2.2.
Налоговая политика
в РФ
Российская
экономика развивается в сложных,
противоречивых условиях, испытывая
на себе действие ряда позитивных и
негативных факторов. Это находит
отражение в экономической политике
в целом и её важнейших составляющих
– валютной и налоговой политике.
В
РФ с начала экономических реформ
стал реализовываться первый тип
налоговой политики. Однако экономических,
социальных и политических предпосылок
для проведения политики максимальных
налогов в это время не существовало,
вследствие чего произошло падение
темпов роста производства в отраслях
экономики, увеличился масштаб уклонения
от уплаты налогов, рост задолженности
и взаимные неплатежи субъектов
предпринимательства.
В
целях преодоления негативных последствий
воздействия налогов на развитие
экономики возникла объективная
необходимость продолжения налоговой
реформы, выражением которой стал Налоговый
Кодекс Российской Федерации. Налоговые
преобразования, предусмотренные им,
направлены на реализацию второго типа
налоговой политики. Основные задачи,
которые должны быть решены посредством
налоговой реформы, - снижение налогового
бремени, упрощение налоговой системы,
повышение уровня администрирования,
создание равных условий для всех
налогоплательщиков.
Принятие
и введение в действие НК РФ позволили
существенным образом систематизировать
действовавшие нормы и положения,
регулирующие процесс налогообложения,
привести их в упорядоченную, единую,
логически цельную и согласованную
систему.
НК
РФ упорядочивает систему ответственности
за нарушение налогового законодательства,
дифференцирует её в зависимости
от степени вины налогоплательщика,
уменьшает ранее действовавшие
чрезмерно жесткие нормы ответственности.
Кодексом установлены более четкие и конкретные
формулировки состава налоговых правонарушений.
Целью
изменений налоговой системы, предусмотренных
НК РФ, является построение стабильной
налоговой системы на территории
РФ. Она должна стать рациональной,
обеспечивающей сбалансированность общегосударственных
и частных интересов, содействовать
развитию предпринимательства, наращиванию
национального богатства России
и благосостояния её граждан.
С
принятием и введением в действие
НК РФ в России начался новый этап
налоговой реформы. НК РФ устанавливает
принципы построения и функционирования
налоговой системы, порядок введения
и отмены федеральных, региональных
и местных налогов, а также
других обязательных платежей. Полномочия
всех уровней власти и местного самоуправления
по установлению, изменению или отмене
налогов и сборов реализуются
в пределах установленного перечня
и в соответствии с общими принципами
налогообложения.
Основные
направления налоговой:
- снижение
налогового бремени посредством отмены
неэффективных и оказывающих негативное
влияние на экономическую деятельность
налогов, прежде всего тех, которые уплачиваются
с выручки от реализации товаров (работ,
услуг), ограничение налогообложения фонда
оплаты труда (до 35-36%), а также изменение
подхода к определению налоговой базы
при взимании налога на прибыль;
- выравнивание
условий налогообложения, которое может
быть обеспечено отменой всех необоснованных
льгот, устранением деформаций в правилах
определения налоговой базы по отдельным
налогам;
- упрощение
налоговой системы и сокращение количества
налогов.
Характерной
особенностью НК РФ является введение
специальных налоговых режимов (с
освобождением от уплаты большинства
предусмотренных НК РФ налогов). Так,
специальный режим налогообложения
предусмотрен для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), а
также для субъектов малого предпринимательства
(гл. 26.2, 26.3 НК РФ). С 2004 г. отменен налог
с продаж.
Методика
исчисления и уплаты отдельных налогов
(НДС, акцизы, ЕСН) не только не упрощается,
но и продолжает усложняться.
Взвешенная
налоговая политика должна проводиться
с учетом финансовых интересов не
только государства, но и налогоплательщиков.
Кроме того, налоговая политика должна
быть целиком подчинена общепринятым
принципам налогообложения.
В
зависимости от длительности периода
и характера решаемых задач налоговую
политику можно подразделить на налоговую
стратегию и налоговую тактику.
Налоговая стратегия определяет
долговременный курс государства в
области налогов и предусматривает
решение крупномасштабных задач. Налоговая
тактика предусматривает решение
задач конкретного периода развития
путем внесения оперативных, своевременных
изменений и дополнений в налоговую
систему.
Стратегические
направления налоговой политики
определяются:
- Президентом
РФ;
- Федеральным
Собранием РФ;
- Правительством
РФ.
- Тактические
задачи налоговой политики решаются совместно
с:
- Министерством
финансов РФ;
- Федеральная
Налоговая Служба РФ;
- Государственным
таможенным комитетом РФ и др. органами.
Налоговая
политика проводится (осуществляется)
ими посредством методов:
- Управления
- заключается в организующей и распорядительной
деятельности финансовых и налоговых
органов, которая нацелена на создание
эффективной системы налогообложения
и основывается на объективных закономерностях
развития.
- Информирования
(пропаганды) - деятельность финансовых
и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков
информации, необходимой им для правильного
исполнения налоговых обязанностей.
- Воспитания
- имеет своей целью привитие налогоплательщикам
осознанной необходимости добросовестного
исполнения ими своих налоговых обязанностей.
- Консультирования
- сводится к разъяснению финансовыми
и налоговыми органами лицам, ответственным
за исполнение налоговых обязанностей,
положений законодательства о налогах
и сборах, применение которых на практике
вызывает у них затруднения.
- Льготирования
- деятельность финансовых органов по
предоставлению отдельным категориям
налогоплательщиков (плательщиков сборов)
возможности не уплачивать налоги или
сборы.
- Контролирования
- представляет собой деятельность налоговых
органов с использованием специальных
форм и методов по выявлению нарушений
законодательства о налогах и сборах,
в конечном счете нацеленную на достижение
высокого уровня налоговой дисциплины
среди налогоплательщиков и налоговых
агентов.
- Принуждения
- деятельность налоговых органов по принудительному
исполнению налоговых обязанностей посредством
применения в отношении недобросовестных
налогоплательщиков мер взыскания и других
санкций.
До
недавнего времени при проведении
налоговой политики налоговыми органами
преимущественно использовались методы
управления, контролирования и принуждения,
теперь же получают развитие информирование,
консультирование и воспитание населения.
Это означает, что налоговая политика
в большей степени учитывать
интересы налогоплательщиков.
Применение
российского режима налогообложения,
известного иностранным инвесторам
своей неурегулированностью и постоянной
изменчивостью, является одним из факторов,
сдерживающим иностранные фирмы
от прямых инвестиций в Россию, связанных
с реальным осуществлением деятельности
в России или заставляет использовать
схемы, позволяющие оптимизировать
затраты, связанные с налогами в
России.
Заключение
Налоговая
политика – это совокупность осуществляемых
государством мероприятий, направленных
на обеспечение своевременной и полной
уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих
доставить ему необходимое финансирование
Задачи
налоговой политики сводятся к обеспечению
государства финансовыми ресурсами,
созданию условий для регулирования
хозяйства страны, сглаживанию возникающего
в процессе рыночных отношений неравенства
в уровнях доходов населения.
Всю совокупность задач налоговой
политики можно условно разделить
на три основные группы:
- Фискальная
- Экономическая
- Контролирующая
Существуют
следующие типы налоговой политики:
Первый
тип - политики, характеризующаяся максимальным
увеличением налогового бремени.
Второй
тип - низкое налоговое бремя, когда
государство максимально учитывает
не только собственные фискальные интересы,
но и интересы налогоплательщика.
Третий
тип - налоговая политика с достаточно
существенным уровнем налогообложения
как для корпораций, так и для физических
лиц, который компенсируется для граждан
страны высоким уровнем социальной защиты
Для
достижения целей, стоящих перед
налоговой политикой, устранения возникающих
диспропорций функционирования налогового
механизма государство использует
различные инструменты и, в частности,
такие как конкретные виды налогов
и их элементы, объекты, субъекты, льготы,
сроки уплаты, ставки, санкции.
Мировая
практика выработала оптимальный комплекс
принципов организации налогового
регулирования. К ним, в частности,
относятся следующие:
- применение
налоговых льгот не носит избирательного
характера;
- инвестиционные
льготы предоставляются исключительно
плательщикам, обеспечивающим выполнение
государственных инвестиционных программ
и заданные объемы производства;
- применение
льгот не должно наносить существенного
ущерба государственным экономическим
интересам;
- порядок
действия налоговых льгот определяется
законом и не подлежит существенным корректировками
на местном уровне.
Критерии
макроэкономической эффективности
налоговой политики:
- Возможность
налоговой политики концентрировать источники
доходов.
- Способность
налоговой политики определять приемлемую
налоговую базу.
- Направленность
налоговой политики на минимизацию задержек
в уплате налогов.
- Нейтральность
налоговой политики в отношении стимулов.
Используемая
литература
1.Конституция
РФ, СПб., ООО «Виктория Плюс», 2003
- «Налоговый
кодекс Российской федерации». Части первая
и вторая: официальный текст, действующая
редакция. – М.: Издательство «Экзамен»,
2004
- Бобоев М.Р.
Налоги и налогообложение в СНГ. Учебное
пособие-М.: Финансы и статистика, 2004
- И. Н. Богатая,
И. Ю. Королева, Л. Н. Кузнецова, Т. П. Середа.
«Налоги и налогообложение в Российской
Федерации». Серия «Учебники, учебные
пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001
- Булатова
А. С. «Экономика», М.: Бек, 2000.
- Дубов В. В.
«Действующая налоговая система и пути
ее совершенствования». Финансы-2001.
- Евстижеев
Е. И., Викторова Н. Г., Ткачева Е. Г. «Основы
налогообложения и налогового права: Вопросы
и ответы. Практические задания и решения»:
Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2001.
- Карасёва
М.В. Бюджетное и налоговое право России
(политический аспект). – М.: Юрист, 2003
- Князев В.
«Совершенствование налоговой системы
и подготовка кадров для налоговых служб»
– Налоги – 2000.
- Кучеров
И. И. «Налоговое право России: Курс лекций».
– М., Учебно-консультационный центр «Юр
ИнфоР», 2001.
- Миляков
Н.В. Налоги и налогообложение. Учебник.
4-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2004
- «Налоговое
право: учебное пособие». Под редакцией
С. Г. Тепеляева. – М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2000.
- «Налоги,
налогообложение и налоговое законодательство»,
2-е издание. Под редакцией Евстижеева
Е. Н. – Санкт-Петербург: Питер, - 2001
- Пансков
В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник
для вузов. 6-е изд., доп. и перераб.-М.: МЦФЭР,
2004
- Пансков
В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение.
Учебник для вузов- М.: МЦФЭР, 2003
- Перов А.В.
Налоги и налогообложение. Учебное пособие.
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат,
2003
- Пономарев
А. И. «Налоги и налогообложение в РФ»,
Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Фишер С.,
Дорнбун Р., Шмалензи Р., «Экономика», М.:
Дело, 1999.
- «Экономика
налоговой политики». Перевод с английского
под редакцией Майкла П. Девере, М.: Информационно-издательский
дом «Филинъ», 2001
- Интернет