Автор: Светлана Реутских, 03 Декабря 2010 в 14:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели выступают следующие задачи:
1. Рассмотреть типы налоговой политики
2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования
3. Выявить критерии эффективности налоговой политики
Предметом исследования является налоговая политика.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…….....5
1.Роль налоговой политики в экономических моделях…………….....….5
2.Задачи и типы налоговой политики ……………………………………...10
3.Инструменты налоговой политики………..……………………………...13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…15
2.1 Критерии эффективности налоговой политики……………….………….15
2.2 Налоговая политика в РФ………………………………….………….……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….……22
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………….………………….……24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ…….....
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…15
2.1 Критерии
эффективности налоговой
2.2 Налоговая
политика в РФ………………………………….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА……………….………………….……24
Введение
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.
Именно
таким образом, налоги выражают обязанность
всех юридических и физических лиц,
получающих доходы, участвовать в
формировании государственных финансовых
ресурсов. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных
Среди
экономических рычагов, при помощи
которых государство
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать ( или не заинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Актуальность
данной темы проявляется в том, что
налоги, как и вся налоговая
политика, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно выбрано
направление налоговой
Целью курсовой работы является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели выступают следующие задачи:
Предметом исследования является налоговая политика.
В
данной работе использовались такие
методы познания, как массовое наблюдение,
метод группировки, абстрактно-логический.
ГЛАВА
1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1.
Роль налоговой
политики в экономических
моделях
Для процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. В послевоенный период действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила своё место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.
Первая из них – «либеральная» модель. Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.
Вторая модель – «планово-административная экономика». Её важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками (акционерами) предприятия, управляющими (высшими менеджерами) и работниками предприятия – с другой. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той её индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.
Третья модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, использующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития» достаточно высока.
Все эти три модели сходны в одном – даже в странах, экономическая политика которых основана на либерализме, существует государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть. Государственное регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:
Все
вышеперечисленные функции
Методы
государственного регулирования условно
подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые основываются на властно-распорядительных
отношениях, а косвенные, к которым
относится и политика в сфере
налогообложения, предполагают создание
экономической
Ученые, исследовавшие проблемы налогообложения и налогового регулирования в системе государственного регулирования, давали налогам различные определения. Все они, однако, подчеркивают следующие особенности:
Анализируя
бюджеты России и промышленно-развитых
стран, нельзя не отметить тот факт,
что в настоящее время на долю
налогов, являющихся важнейшим средством
формирования финансовых ресурсов государства,
приходится от 70 до 90% всех бюджетных
поступлений. Таким образом, мировая
практика доказала, что главным источником
мобилизации средств в казну
являются именно налоги. Конечно, государство
может использовать для покрытия
расходов государственные займы, но
их необходимо возвращать и уплачивать
проценты, что также требует
Налоговая
политика является одной из наиболее
острых проблем современного государства,
а ее разработка требует решения
все более сложных задач. Одна
из основных причин этого – интеграция
национальных экономик и всемирная
конкуренция за инвестиции. В таких
условиях при прочих равных факторах
некоторое увеличение налогового бремени
по сравнению с государствами-
Эта
проблема касается не только инвестиций,
но и конкурентоспособности
Следует учитывать и тот факт, что сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, т.е. стоящие в настоящее время у власти политические силы.
Налоговая
политика государства отражает тип,
степень и цель государственного
вмешательства в экономику и
изменяется в зависимости от ситуации
в ней. Как уже приводилось выше, она представляет
собой систему мероприятий государства
в области налогов и является составной
частью финансовой политики. Содержание
и цели налоговой политики обусловлены
социально-экономическим строем обще6ства,
социальными группами, стоящими у власти,
стратегическими целями, определяющими
развитие национальной экономики, и международными
обязательствами в сфере государственных
финансов.