Налогообложение граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику финансов населения:
1) источники денежных средств граждан;
2) налогообложение граждан;
3) финансовая защита граждан: страхование и пенсионные фонды

Содержание

Введение…………………………………………………………3 стр.

Понятие и сущность финансов населения……………………5 стр.
1.1 Понятие финансов населения………………………….5 стр.
1.2 Значение финансов населения…………………………5 стр.
1.3 Сущность финансов населения………………………6 стр.

Источники денежных средств граждан………………………8 стр.
2.1 Источники денежных средств…………………………8 стр.
2.2 Формирование прожиточного минимума……………11 стр.
3 Налогообложение граждан…………………………………….15 стр.
3.1 Виды налогов для населения………………………..15 стр.
3.2Основные налоги …………………………………….17 стр.
Финансовая защита граждан …………………………………21 стр.
Страхование ………………………………………….
Пенсионные фонды…………………………………..

Заключение………………………………………………………28 стр.

Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Финансы населения.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     Основным  нормативным актом, регулирующим взимание подоходного налога с физических лиц является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В соответствии с этим законом налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.6

     Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

     1) от источников в Российской  Федерации и (или) от источников  за пределами Российской Федерации  - для физических лиц, являющихся  налоговыми резидентами Российской Федерации;

     2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.7

     При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

     Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

     Физические  лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

  • вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;
  • представлять в предусмотренных настоящим Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;
  • предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;
  • своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.

     Также к основным видам налогов, взимаемых с населения относиться Налог на имущество физических лиц. Он является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Согласно ст.15 НК данный налог относится к местным налогам.

     Налог на имущество физических лиц до сих  пор не включен отдельной главой в часть вторую НК РФ. Его правовое регулирование осуществляется Законом  РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: до 300 тыс. рублей - до 0,1%; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 рублей - от 0,3 до 2,0%. Плательщиками данного налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество. Налоговые льготы устанавливаются как федеральным законодательством (Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1), так и органами местного самоуправления.

     Исчисление  налога на имущество физических лиц  производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

     "Финансовые известия" неоднократно писали о планах Министерства финансов ввести налог на недвижимость. Напомним, что сейчас в стране нет налога на недвижимость. За пользование своим приватизированным жильем мы платим чисто символический налог на имущество. Причем оценивается оно исходя из балансовой стоимости, которую утверждает БТИ. Его оценка отличается от рыночной стоимости в десятки раз. Владелец стандартной "однушки" сейчас платит 150-300 рублей в год за пользование собственной квартирой. Если планы Министерства финансов будут реализованы, то счет пойдет на сотни и тысячи, но уже долларов.8

     Поэтому основой антикризисной программы  должно являться поддержание в первую очередь хозяйствующих субъектов формирующих финансы граждан, в том числе частное предпринимательство и малый бизнес путём предоставления налоговых и других льгот.

 
 
 
 
 

4. Финансовая защита граждан:

  • Пенсионный фонд
  • Страхование
 

Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.9

 Создан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Типичная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы.  Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

Взносы  в ПФ учитываются как составная  часть единого социального налога.

    ПФ  РФ используется на выплату:

  • пенсий по возрасту,
  • по инвалидности,
  • по потере кормильца,
  • за выслугу лет,
  • пенсий военнослужащим,
  • пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет,
  • пособий, одиноким матерям,
  • пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита,
  • пособий пострадавшим на Чернобыльской АЭС,
  • материальной помощи престарелым и инвалидам.

    ПФ  РФ финансирует различные программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда также идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги для «роста» в условиях инфляции.

    Средства  ПФ РФ формируются за счет:

    • единого социального налога, взимаемого с работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан;

    • ассигнований из республиканского бюджета  РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

    • средств, возмещаемых ПФ РФ Государственным  фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

    • средств, взыскиваемых с работодателей  и граждан в результате предъявления регрессных требований;

    • добровольных взносов (в том числе  валютных ценностей) физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФ РФ и других поступлений.

    Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:

    • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
    • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
    • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
    • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
    • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
    • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
    • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
    • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на март 2009 года в Программу вступили свыше 1 160 000 россиян.

    Доходы  Пенсионного фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом  на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей.10

    В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей:

    • базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы),
    • страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека)
    • накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

    С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

 

    Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть  трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А  1 августа 2009 года будет проведена  ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

 

    Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости,  а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.

    Фонд  социального страхования (ФСС  РФ) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. ФСС РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

    Положение о ФСС РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.11 Этот документ регламентирует организацию и функционирование ФСС.

    Средства  ФСС образуются за счет:

    • единого социального налога, взимаемого с работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности) и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

Информация о работе Налогообложение граждан