Налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

В Российской Федерации  в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции — во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные). 

Возможна такая  ситуация: законодательством установлена  обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых. 

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются. 

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным. фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного/ отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству. 

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся  в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. 

Функции налогов

Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется  в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. 

; Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы. 

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или  иное практическое назначение налогов.   

(приложение 2) 

Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. 

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах. 

Социальная функция  реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство  государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши. 

Регулирующая функция  налогов проявляется через систему  особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. 

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства  в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции: 

стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот  и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей; 

дестимулирующая подфункция имеет цель — через повышение  ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.; 

воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. 

Налоговое регулирование  несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения. 

Контрольная функция  позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступления  в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. 

Перечисленные функции  налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и I степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. 

Структура налогов

Налогоплательщик  обязан платить лишь законно установленные  налоги (ст. 57 Конституции РФ). В законе о каждом налоге должен содержаться  исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания — элементы налога. 

Налог — это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное  юридическое значение. В теории права  эти составляющие именуются как  элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст. 3 Кодекса). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной. 

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о  налоге может привести к возможности  уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом. 

Слагаемые налоговых  формул — элементы налогообложения  — имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и число их велико. Элементы, без -которых налоговое обязательство  и порядок его исполнения не могут  считаться определенны-' ми, называют существенными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития , предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался законно установленным. 

Согласно российскому  законодательству налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст. 7 Кодекса): 

налогоплательщики; 

·  объект налогообложения; 

·  налоговая база; 

·  налоговый период; 

·  налоговая ставка; 

·  порядок исчисления налога; 

·  порядок и  сроки уплаты налога. 

Таким образом, первую группу составляют обязательные элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства. 

Вторую группу составляют факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и др. 

Представительные  органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных  правовых актах как обязательные, так и факультативные элементы налогообложения. Согласно ст. ]2 Кодекса к таким элементам относятся: 

·  налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, предусмотренных  Кодексом; 

·  порядок и  сроки уплаты налога и сбора; 

·  форма отчетности по этим налогам; 

·  налоговые льготы. 

В третью группу входят дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны учитываться при установлении налогового обязательства: 

·  предмет налога; 

·  масштаб налога; 

·  единица налога; 

·  источник налога; 

·  налоговый оклад; 

·  получатель налога. 

Каждый из рассмотренных  в трех группах элементов несет  конкретную юридическую нагрузку и  играет определенную, роль для обеспечения  возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому в идеале закон о налогах должен содержать всю совокупность элементов, а не только тс, которые перечислены в ст. 17 Кодекса. [2, стр 35-37] 

Налоги  как инструмент социальной политики.

Цели регулирования  и сферы государственного вмешательства  в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде  заметную роль в процессе регулирования  играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику. 

Информация о работе Налоги