Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:22, курсовая работа
В начале своей курсовой работы я хотела бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.
Роль налогов в государственном регулировании международных экономических отношений
В конкретном отношении
контрольная функция налогов
проявляется в обязательном исполнении
налогового законодательства, в полноте
сбора налоговых платежей и действенности
и эффективности штрафных санкций и
ответственности тех, кто не выполняет
или не в полной мере выполняет обязательства
перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы
предопределяет и определяет, как и уже
отмечено, эффективность других функций.
Следовательно, если контрольная функция
налогов ослаблена, то это соответственно
снижает эффективность налоговой системы
в целом5. Налоги весьма разнообразны по
видам и образуют довольно разветвленную
совокупность. Попытки унифицировать
налоги, уменьшить количество их видов
пока не имели успеха. Возможно, это происходит
потому, что правительствам удобнее вместо
одного большого налога взимать множество
не столь больших, в этом случае налоговые
поборы станут менее заметными и чувствительными
для населения. Налоги делятся на разные
группы по многим признакам. Прежде всего,
налоги делятся на прямые и косвенные
в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно
с дохода налогоплательщика так, что он
ощущает их в виде недополученного дохода.
Косвенные налоги взимаются иным, менее
заметным методом, посредством введения
государственных надбавок к ценам на товары
и услуги, уплачиваемых покупателем и
поступающих в госбюджет. Это в основном
акцизные налоги, фискальные монопольные
налоги и таможенные пошлины (налог на
экспорт и импорт). К косвенным могут быть
отнесены также налог на добавленную стоимость
и применявшиеся в советские времена налог
с оборота и налог с продаж. Косвенные
налоги именуют еще безусловными в связи
с тем, что они взимаются вне зависимости
от конечных результатов деятельности,
получения прибыли. Виды налогов различаются
также в зависимости от характера налоговых
ставок. Налоговой ставкой называется
процент или доля подлежащих к уплате
средств, а еще точнее - размер налога в
расчете на единицу объекта налогообложения
(на рубль дохода, на автомобиль, на рубль
имущества и т.д.). В зависимости от налоговых
ставок налоги делятся на пропорциональные,
прогрессивные и регрессивные. Налог называется
пропорциональным, если налоговая ставка
неизменна, не зависит от величины дохода,
от масштаба объекта налогообложения.
В этом случае говорят о твердых налоговых
ставках на единицу объекта. В зависимости
от того, кто взимает налог и в какой бюджет
он поступает, налоги делятся на государственные
и местные. В свою очередь, при федеральном
устройстве государства государственные
налоги разделяются на федеральные налоги
и налоги субъектов федерации. Если же
в качестве классификационного признака
налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик,
т.е. субъект налогообложения, то различают
налоги на юридических и физических лиц.
Система налогообложения в Российской
Федерации и принципы ее построения Налогообложение
относится к числу давно известных способов
регулирования доходов и источников пополнения
государственных средств. Основоположник
экономической теории А.Смит исходил из
следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность,
общность для всех налогоплательщиков
правил и норм изъятия налога; определенность,
означающую четкость, ясность, стабильность
норм, ставок налогообложения; простата
и удобство, понимаемые в прямом смысле
этих слов; неотягощенность, т.е. умеренность,
ограниченность налога суммами, уплата
которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Субъективная сторона
налогов (их виды, уровень ставок и
т.п.) определяется внешней средой, в
которой функционируют налоги. Особенно
важное значение здесь имеют: уровень
социально-экономического развития страны,
тип государственного устройства, традиции
и т.д. Установление налогов производится
путем принятия налогового законодательства,
определяющего понятие налогов, а также
сборов, приравненных к налоговым платежам.
Нормативное определение налога содержится
в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8): «1. Под
налогом понимается обязательный, индивидуальный
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований. 2. Под
сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в интересах плательщиков
сборов госорганами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий» Налоговые отношения
структурно входят в систему финансовых
отношений, но как особый их вид имеют
отличительные признаки, присущие именно
налогам. Это обязательность, безвозмездность,
безэквивалентность.1 Общие принципы построения
налоговых систем воплощаются при их формировании
через элементы налогов, которые включают:
1) объект налога - это имущество, доход,
товар, наследство, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик,
то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход, из которого
выплачивается налог (зарплата, прибыль,
доход, дивиденды); 4) ставка налога - величина
налога с единицы объекта налога; 5) налоговая
льгота - полное или частичное освобождение
плательщика от налога. Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги
выполняют различные функции. В числе
налоговых функций ученые называют: фискальную,
распределительную, контрольную, стимулирующую,
регулирующую (макроэкономическую), социальную.
Посредством фискальной функции системы
налогообложения удовлетворяются необходимые
общенациональные потребности. Посредством
регулирующей функции формируются противовесы
излишнему фискальному гнету, т.е. создаются
специальные механизмы, обеспечивающие
баланс корпоративных, личных и общегосударственных
экономических интересов. Конечная цель
налогового регулирования – обеспечить
непрерывность инвестиционных процессов,
рост финансовых результатов бизнеса,
а тем самым способствовать росту общенационального
фонда денежных средств2. Таким образом,
обе налоговые функции позволяют трансформировать
внутренний потенциал налогообложения
из абстрактно воспринимаемой ее способности
воздействовать на качественные и количественные
параметры бизнеса в реальные результаты
такого действия. Фискальная функция состоит
в обеспечении доходов государственной
бюджетной системы и находится под особым
контролем и воздействием государства,
в центре его финансовой политики.
Перспективы развития налоговой системы России
Все налоги, сборы, пошлины
и другие платежи «питают» бюджетную
систему РФ. Классификация налогов
Вся совокупность законодательно установленных
налогов, сборов, пошлин и других платежей
подразделяется на группы по определенным
критериям, признакам, особым свойствам
(см. Приложение). Первая классификация
налогов была построена на основе критерия
перелагаемости налогов, которые первоначально
еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца
(подземельный налог – это прямой налог,
остальные – косвенные). Впоследствии
А. Смит, исходя из факторов производства
(земля, труд, капитал), дополнил доход
землевладельца доходами с капитала и
труда и соответственно двумя прямыми
налогами – на предпринимательскую прибыль
владельца капитала и на заработную плату
наемного работника. Косвенные же налоги,
считал А. Смит, - это те налоги, которые
связаны с расходами и перелагаются таким
образом на потребителя. Классификация
налогов на прямые и косвенные исходя
из подоходно-расходного критерия, не
утратила своего значения и используется
для оценки степени переложения налогового
бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог
на прибыль (доходы) предприятий и организаций,
земельный налог, подоходный налог с физических
лиц, налоги на имущество юридических
и физических лиц, владение и пользование
которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных
актов и оборотов, финансовых операций,
целевых сборов: налог на добавленную
стоимость, акцизы на отдельные товары,
таможенная пошлина, налог на операции
с ценными бумагами, транспортный налог,
налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы
и др. Во многих развитых странах в структуре
налоговых доходов превалируют прямые
налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако
в Германии этот показатель составлял
44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится
примерно 45 % (1995 г.). Бюджетное устройство
государства определяет организацию бюджетной
системы, включающую целостную совокупность
бюджетов всех уровней. В федеративном
государстве (России, США, Германии и др.)
бюджетная система представлена федеральным,
региональным и местным уровнями. В Российской
Федерации вся совокупность налогов и
сборов подразделяется на три группы:
1) федеральные; 2) налоги республик, краев,
областей и автономных образований, Москвы
и Санкт-Петербурга; 3) местные. К федеральным
относятся следующие налоги и сборы: налог
на добавленную стоимость; акцизы на отдельные
группы и виды товаров; налог на прибыль
(доходы) предприятий и организаций; налог
на операции с ценными бумагами; таможенная
пошлина; отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы; платежи за
пользование природными ресурсами (в том
числе платежи за загрязнение окружающей
природной среды и другие виды вредного
воздействия); подоходный налог с физических
лиц; налоги, служащие источниками образования
дорожных фондов в том числе: налог на
реализацию горюче-смазочных материалов,
налог на пользователей автодорог, налог
с владельцев транспортных средств, налог
на приобретение транспортных средств;
транспортный налог; сбор за использование
наименований «Россия», «Российская Федерация»
и образование на их основе слов и словосочетаний;
лицензионный сбор за право производства,
разлива и хранения алкогольной продукции;
лицензионный сбор за право оптовой продажи
алкогольной продукции; гербовый сбор;
государственная пошлина; налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
и дарения.
Он призван установить
принципы построения и функционирования
налоговой системы, порядок введения,
изменения и отмены федеральных
налогов, сборов и пошлин, принципы
установления региональных и местных
налогов. Налоговый кодекс должен определить
правовое положение налогоплательщиков,
налоговых органов, кредитных учреждений
и других участников налоговых отношений.
Перед Налоговым кодексом стоит задача
разработать основные положения по определению
объектов налогообложения, ведению учета
поступающих финансовых ресурсов, привлечению
налогоплательщиков к ответственности
за налоговые правонарушения, обжалованию
действий должностных лиц Государственных
налоговых органов. В настоящее время
налоговая система РФ характеризуется
нестабильностью, частой сменой «правил
игры с государством», принятием налоговых
актов «задним числом», противоречивостью
законов и подзаконных актов, создающей
возможность, а порой просто необходимость
их толкования. Это отпугивает иностранных
инвесторов, создает серьезные препятствия
в работе отечественных производителей.
Не способствует притоку инвестиций и
крайне суровая система финансовых санкций,
не делающая различий между умышленными
и случайными налоговыми нарушениями.
Практически простая бухгалтерская ошибка
и злостное укрытие доходов с целью избежать
налогообложения караются одинаково.
Налоговый кодекс должен внести ясность
во многие вопросы. Прежде всего он призван
стабилизировать систему налогов по крайней
мере в пределах финансового года, а впоследствии
данный интервал должен увеличиваться.
Предстоит полностью искоренить порочную
практику принятия законов о налогах с
обратным ходом действия. Все изменения
должны производится только вместе с формированием
бюджета на будущий год и заранее становится
известными налогоплательщику. Готовящиеся
проекты следует широко обсуждать с привлечением
специалистов, включая и стороны налогоплательщиков,
как это делается во многих развитых странах.
Налоговому кодексу предстоит создать
единую комплексную систему в стране,
устранить противоречия, четко определить
функции полномочия и ответственность
всех уровней власти в проведении налоговой
политики. Следует найти наиболее оптимальные
соотношения прямых и косвенных налогов,
налогов на доходы и налогов на капитал,
налогов на юридических и на физических
лиц. Необходимо дифференцировать финансовые
санкции в зависимости от характера налогового
правонарушения, установить их классификацию
и признаки. Ряд экономистов и предпринимателей
предлагают исходить из постулата об изначальной
порочности действующей налоговой системы
РФ и необходимости в связи с этим ее коренного
пересмотра, изменения самих принципов,
на которых она зиждется. Например, предлагается
отменить или резко снизить налоги на
прибыль и на доходы и заменить их налогами
на имущество, которые придется значительно
увеличить по земельным налогам и другими
ресурсными платежами. Другой вариант
состоит в снижении налогового гнета на
предприятия и организации и переносе
его на физических лиц. Еще один вариант
предусматривает резкое снижение налогов
на добавленную стоимость и на прибыль
и замену их рентными платежами за использование
природных ресурсов, повышением налогообложением
добывающих отраслей промышленности.
Введение в действие
с 1 января 1999 г. части первой Налогового
кодекса – результат многолетнего
и мучительного труда правительства и
парламента России. Проект налогового
кодекса был разработан правительством
еще в конце 1995 г. но Налоговый кодекс был
введен не с 1997 г., а на два года позднее.
Упущенное время обернулось кризисом
налоговой системы причин для длительной
разработки кодекса много: и отсутствие
единого концептуального подхода, и непоследовательность
проведения самой налоговой реформы как
в центре, так и в субъектах РФ, и отсутствие
компьютерных систем для Госналогслужбы
и казначейства. Но главная причина в том,
что у государства не хватило достаточно
политической воли, что власть употребить
и налоги собрать, и своевременно разработать
и ввести налоговый кодекс. По мнению российского
экономиста В. Мау, именно в финансовой
сфере появились в наибольшей степени
слабости российского государства. Часть
вторая Налогового кодекса, в которой
будут расписаны порядок налогообложения
по всем федеральным налогам и установлены
принципы налогообложения по региональным
и местным налогам, позволит по всей России
ввести унифицированную процедуру установления
ставок налогов. Только Налоговый кодекс
являющийся документом прямого воздействия,
в состоянии быть основой регулирования
бюджетно-налоговых отношений, утратят
силы разрозненные и противоречивые налоговые
законы и соответствующие инструкции
Минфина, министерства РФ по налогам и
сборам. Но надо подчеркнуть, что оптимистические
прогнозы о введении части второй Бюджетного
кодекса 1/I – 2000 подтверждаются. Пессимисты
считают, что нужно будет два три года,
чтобы ввести в действие главную часть
Налогового кодекса. И это, естественно
ставит под вопрос проведения нового продуктивного
этапа налоговой реформы в стране.4 Глава
3. Налогообложение в других странах. 3.1.
Налоги США один из авторов Декларации
независимости США Б. Франклин (1706 – 1790)
когда-то произнес такую фразу: в жизни
нет ничего неизбежного, кроме смерти
и налогов. С тех пор налоговая система
США совершенствовалась, принимала все
более разветвленный характер, способствовала
развитию рыночных отношений. Она отвечает
задачам не просто фискальным – обеспечить
доходами федеральный бюджет, бюджеты
штатов и местные бюджеты, налоги выступают
в качестве инструмента регулирования
развития экономики. Налоги, дающие наиболее
крупные и стабильные поступления. Направляются
в федеральный бюджет. Но и местные органы
управления обладают значительными собственными
источниками финансовых ресурсов, в первую
очередь за счет местных налогов. В федеральных
доходах преобладают прямые налоги. Доходы
штатов и местных органов власти формируются
главным образом за счет косвенных налогов
и поимущественного налогообложения.
Отчисления на социальное страхование
уплачиваются как работодателем, так и
наемным работником. В отличие от европейских
стран (в том числе от России), где основную
часть данного взноса делает работодатель,
в США он делится пополам. Ставка меняется
ежегодно при формировании бюджета. В
начале 90-х годов общая ставка была 15,02%
фонда заработной платы, причем работодатель
и трудящийся вносили по 7,51%.