Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:56, доклад
Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республике Казахстан.
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.
Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахст
Налоги
Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республике Казахстан.
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.
Налоговая
система Республики Казахстан находится
в стадии развития, одновременно совершенствуется
и налоговый механизм. В Республике
Казахстан правовое регулирование
налогообложения в своем
общегосударственные
налоги
общеобязательные
местные налоги
местные
налоги
В
республике функционировали более
40 видов налогов:
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)
В
этот период количество налогов сократилось
до 11.
Второй этап
налоговой реформы (с июля 1995 года
по 1999 год).
Общегосударственные
налоги
местные
налоги
С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».
Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.
Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год), состоит из трех разделов:
1 этап.
Из-за
отсутствия собственного опыта в
создании налоговой системы Казахстан
в основе использован опыт соседних
государств, и, прежде всего, в Российской
Федерации. Практически Закон «О
налоговой системе в Республике
Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года,
являлся скопированным
Она включала в себя три группы налогов:
1. общегосударственные;
2. общеобязательные местные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
Большое количество налогов 43 вида;
-16 общегосударственных
-10 общеобязательных налогов и сборов
-17 местных налогов и сборов,
нестабильность
законодательства, наличие множества
платежей расчетной базой, для которых
является себестоимость, применение большого
количества льгот сделало налоговую
систему практически
В истории
развития налоговой системы Республики
Казахстан определенное место занимает
1994 год. Именно в этом году были сделаны
первые конкретные шаги на пути реформирования
налоговой системы. Изменения коснулись
двух крупных налогов: подоходного налога
с физических лиц и налога на прибыль предприятий.
Были приняты Указы Президента Республики
Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении
доходов физических лиц» и «О налогах
на прибыль и доходы юридических лиц».
С принятием указанных законодательных
актов произошли радикальные изменения
в механизме исчисления двух основных
налогов.
В части
юридических лиц изменения
Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.
Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:
Стимулирование рыночных отношений, а именно:
-активная поддержка предпринимательства,
-стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность,
-подведение широкой законодательной базы под, налогообложение
-создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:
-обеспечение социальной защиты малоимущих;
-создание
единой шкалы налогообложения
независимо от источника
-учет национальных и территориальных интересов государства;
-стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.
В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.
2 этап.
Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.
Общегосударственные:
Подоходный
налог с юридических и
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на операции с ценными бумагами
Социальные платежи с недропользователей
Местные налоги и сборы
Земельный налог
Налог
на имущество юридических и
Налог на транспортные средства
Сбор
за регистрацию физических лиц, занимающихся
предпринимательской
Сбор за право занятия отдельными видами деятельности
Сбор с аукционных продаж
Согласно Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан.
Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
Налоги и другие обязательные платежи в бюджет:
Подоходный
налог с юридических и
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Сбор
за регистрацию эмиссии ценных бумаг
и присвоение национального
Специальные платежи и налоги недропользователей
Социальный налог
Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан
Земельный налог
Налог
на имущество юридических и
Налог на транспортные средства
Единый земельный налог
Сбор
за регистрацию физических лиц, занимающихся
предпринимательской
Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности
Сбор за аукционных продаж
Сбор за право реализации товаров на рынках
Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках
Сбор
за использование юридическими лицами
(кроме государственных
3 этап.
Основной
задачей третьего этапа является
усиление правовых аспектов взаимоотношений
между государственными органами, имеющими
отношение к бюджету, фискальными
органами и налогоплательщиками. В
целом, структура налогов, которая
была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна.
На сегодняшний день существует 17 видов
основных налогов, сборов и других обязательных
платежей в бюджет, которые нужно
совершенствовать и число которых
также необходимо оптимизировать. Отсюда
вытекает необходимость в реформировании
налогового законодательства. С 1 января
2002 года вводится в действие Кодекс
РК «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс),
который был принят 12 июня 2001 года
№209-II.
Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:
1. Общая
2. Особенная
3. Налоговое администрирование
Общая часть - «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы.
Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения.
В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы. Очень сложно говорить на сегодняшний день о четкой формулировке всех положений и требований по данному разделу, так как назревает второй этап правовой реформы.
Многие
аспекты Гражданского кодекса, его
Особенной части, других законов, регулирующих
отдельные сферы хозяйственной
жизни нашего общества, в ближайшие
2-3 года не могут не претерпевать существенных
изменений. Это, несомненно, найдет отражение
и в процессуальных взаимоотношениях
между налогоплательщиками и
государством, особенно в процесс
апелляции.
Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет (вводятся в действие с 01.01.2002 года)
Налоги
Корпоративный подоходный налог
Индивидуальный подоходный налог
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налоги
и специальные платежи
Социальный налог
Земельный налог
Налог на транспортные средства
Налог
на имущества