Налоги в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:56, доклад

Описание работы

Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республике Казахстан.
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.
Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахст

Работа содержит 1 файл

Налоги.pptx

— 126.48 Кб (Скачать)

Налоги 

Необходимость налоговых реформ и основные этапы  налоговой реформы  в Республике Казахстан.

Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и  за то, что налоговая система является справедливой.

Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

 

  

 общегосударственные налоги 

 общеобязательные местные налоги 

 местные  налоги 

 В  республике функционировали более 40 видов налогов: 

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

В этот период количество налогов сократилось  до 11.  

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). 

Общегосударственные налоги 

местные налоги 

С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество  налогов и сборов увеличилось  до 18 видов.

Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год), состоит из трех разделов:

  • общая часть
  • особенная часть
  • налоговое администрирование.
 
 

1 этап. 

Из-за отсутствия собственного опыта в  создании налоговой системы Казахстан  в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом  законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная  налоговая система, присущая федеративному  государству.

Она включала в себя три группы налогов:

1. общегосударственные;

2. общеобязательные  местные налоги и сборы;

3. местные  налоги и сборы.

Большое количество налогов 43 вида;

-16 общегосударственных

-10 общеобязательных налогов и сборов

-17 местных налогов и сборов,

нестабильность  законодательства, наличие множества  платежей расчетной базой, для которых  является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую  систему практически неуправляемой  и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992 году.

В истории  развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны  первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов. 

В части  юридических лиц изменения коснулись  следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических  лиц и 45% - для банков и страховых  компаний.

Впервые к числу налогоплательщиков стали  относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать  вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь  решительные меры, удельный вес налоговых  поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

Исходя, из того в качестве основных целей  налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы  были выдвинуты:

Стимулирование  рыночных отношений, а именно:

-активная поддержка предпринимательства,

-стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность,

-подведение широкой законодательной базы под, налогообложение

-создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.

 Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:

-обеспечение  социальной защиты малоимущих;

-создание  единой шкалы налогообложения  независимо от источника получения  дохода;

-учет национальных и территориальных интересов государства;

-стремление к творческому использованию мирового опыта построения        системы налогообложения.

 В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.

2 этап. 

Задачами  второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы  Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

Общегосударственные:

Подоходный  налог с юридических и физических лиц

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налог на операции с ценными бумагами

Социальные  платежи с недропользователей

Местные налоги и сборы

Земельный налог

Налог на имущество юридических и физических лиц

Налог на транспортные средства

Сбор  за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью  и юридических лиц

Сбор  за право занятия отдельными видами деятельности

Сбор  с аукционных продаж

Согласно  Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан.

Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным  документом включает в следующие  налоги, сборы и другие обязательные платежи:

Налоги  и другие обязательные платежи в бюджет:

Подоходный  налог с юридических и физических лиц

Налог на добавленную стоимость 

Акцизы

Сбор  за регистрацию эмиссии ценных бумаг  и присвоение национального идентификационного номера эмиссии ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации

Специальные платежи и налоги недропользователей

Социальный  налог

Сборы за проезд автотранспортных средств  по территории Республики Казахстан

Земельный налог

Налог на имущество юридических и физических лиц

Налог на транспортные средства

Единый  земельный налог

Сбор  за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц

Лицензионный  сбор за право занятия отдельными видами деятельности

Сбор  за аукционных продаж

Сбор  за право реализации товаров на рынках

Сбор  за использование юридическими и  физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

Сбор  за использование юридическими лицами (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан», «Республика», «Национальный» (полных, а также производных от них) в их фирменных наименованиях  знаках обслуживания, товарных знаках.

3 этап. 

Основной  задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений  между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая  была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов  основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно  совершенствовать и число которых  также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-II. 

Структура нового Налогового Кодекса состоит  из трех больших частей:

1. Общая

2. Особенная

3. Налоговое  администрирование

Общая часть - «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в  законодательстве могут допускаться  только с принятием бюджета, а  вводиться в действие с началом  календарного года. Однако, это не относится  к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения  и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей  части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений  в последующие годы.

Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что  государство является сторонником  стабильности, и преемственности  действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения.

В части  налогового администрирования определяются процессуальные вопросы. Очень сложно говорить на сегодняшний день о четкой формулировке всех положений и требований по данному разделу, так как назревает  второй этап правовой реформы.

Многие  аспекты Гражданского кодекса, его  Особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы хозяйственной  жизни нашего общества, в ближайшие 2-3 года не могут не претерпевать существенных изменений. Это, несомненно, найдет отражение  и в процессуальных взаимоотношениях между налогоплательщиками и  государством, особенно в процесс  апелляции. 

Виды  налогов и других обязательных платежей в бюджет (вводятся в действие с 01.01.2002 года)

Налоги

Корпоративный подоходный налог

Индивидуальный  подоходный налог

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Налоги  и специальные платежи недропользователей

Социальный  налог

Земельный налог

Налог на транспортные средства

Налог на имущества 

Информация о работе Налоги в Казахстане