Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности налогов, определение существующих способов и методов налогообложения, и описания системы налогообложения в России. Для её достижения в работе рассматриваются вопросы, касающиеся функций и роли налогов, рассмотрена классификация и виды налогов, рассмотрена налоговая политика государства.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………………………………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность налогов, их функция и роль..................…………….. 4
2. Принципы и методы налогообложения………………………………………..........................…………….. 5
3. Налоговая система РФ, её классификация. Виды налогов……..……………………….……….. 7
4. Налоговая политика государства………………………………………………..……………………………….. 12
Заключение …………………………………………………………………………………………………………….……… 15
Список использованных источников ……………………………………………………………….………… 16

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.

Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)

3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами[7].

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

     налог на добавленную стоимость;

     акцизы;

     налог на доходы физических лиц;

     налог на прибыль организаций;

     налог на добычу полезных ископаемых;

     водный налог;

     сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

     государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

     налог на имущество организаций;

     налог на игорный бизнес;

     транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12  НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

     земельный налог;

     налог на имущество физических лиц.

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

     система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

     упрощенная система налогообложения;

     система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

     система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции[8].

 

 

4. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ

 

Налоговая политика -  это политика в области налогообложения, определяющая его концептуальные особенности, главные принципы, цели и задачи, условия и методы их осуществления, соответствующую информационную и законодательную базу.

Разделяют следующие типы налоговой политики:

- максимальная налоговая политика или «налоговая ловушка» характеризуется высокими процентными ставками и 100% социальным обеспечением (например, в России);

- политика разумных налогов характеризуется приемлемыми процентными ставками и социальным обеспечением в значимых областях (например, в странах Скандинавии);

- политика минимальных налогов характеризуется минимальными процентными ставками и отсутствием социального обеспечения (например, в Азии, Латинской Америке).

Главной задачей налоговой политики должно быть сокращение налогового бремени за счет оптимизации бюджетных ассигнований, под которым необходимо понимать не простое, а качественное сокращение расходов, связанное с обеспечением условий для цивилизованного предпринимательства, за счет уменьшения основы для проявления взяточничества, коррупции и других негативных составляющих нынешнюю социально-экономическую систему.

Основные принципы налогообложения и направления новой налоговой политики находят свое воплощение в действующей налоговой системе.  Ее состав и структура для каждой страны индивидуальны. Но это не указывает на отсутствие общих закономерностей, присущих большинству экономически развитым странам.

Эффективное функционирование налоговой системы должно быть нацелено на достижение следующих задач:

     обеспечение фискально-перераспределительной функции доходов различных налогоплательщиков;

     обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета республики;

     не подрывать стимулы предпринимательства и целесообразной экономической деятельности;

     увязывание идей социальной справедливости в обществе;

     легкость расчетов налогов;

     организационная простота сборов налогов;

     стабильность системы налогообложения.

В общем смысле, налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:

-   горизонтальное (юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги) и вертикальное равенство (богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные);

-   нейтральность налогов;

-   удобство взимания налогов для правительства;

-   минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога;

-  трудность уклонения от уплаты налога[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              В заключение вспомним основные определения и сформулируем некоторые выводы.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Налоговая система – есть совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что переоценить значение налогов для формирования финансовой базы государства и социально-экономического регулирования невозможно. Если в стране отменить налогообложение, то она перестанет существовать как государство вообще, так как почти исчезнет основной механизм социально-экономического регулирования – бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.        Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч.1. –  Электрон. дан. – М. : Правовой сайт «Консультант Плюс», 2011.  – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115685/

2.        Классификация налогов. – Электрон. дан. – М. : Информационно-правовой портал «Кадис», 2011. –  Режим доступа : http://nalfin.narod.ru/Nalog_1.2.html

3.        Налоговая система Российской Федерации. – Электрон. дан. – М. : Российский налоговый курьер, 2010. –  Режим доступа : http://www.rnk.ru/journal/article/document158840.phtml

4.        Финансы: учеб. / Под ред. проф. В.В.Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 610 с.

5.        Финансы и кредит: учеб.-метод.пособие / Сост. А.Ю.Казанская. –  Электрон. дан. – Таганрог : Административно-управленческий портал, ТТИ ЮФУ, 2007. –  Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m177

 



[1] Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч.1. –  Электрон. дан. – М. : Правовой сайт «Консультант Плюс», 2011. – Ст.8, п.1. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115685/

[2] Финансы: учеб. / Под ред. проф. В.В.Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 89

[3] Финансы: учеб. / Под ред. проф. В.В.Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 92 – 95.

[4]Финансы и кредит: учеб.-метод.пособие / Сост. А.Ю.Казанская. –  Электрон. дан. – Таганрог : Административно-управленческий портал, ТТИ ЮФУ, 2007. – Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m177/2_33.htm

[5]Финансы и кредит: учеб.-метод.пособие / Сост. А.Ю.Казанская. Электрон. дан. – Таганрог : Административно-управленческий портал, ТТИ ЮФУ, 2007. – Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m177/2_35.htm

[6]Налоговая система Российской Федерации. – Электрон. дан. – М. : Российский налоговый курьер, 2010. – Режим доступа : http://www.rnk.ru/journal/article/document158840.phtml

[7]Классификация налогов. – Электрон. дан. – М. : Информационно-правовой портал «Кадис», 2011. – Режим доступа : http://nalfin.narod.ru/Nalog_1.2.html

[8]Налоговая система Российской Федерации. – Электрон. дан. – М. : Российский налоговый курьер, 2010. – Режим доступа : http://www.rnk.ru/journal/article/document158840.phtml

[9]Финансы и кредит: учеб.-метод.пособие / Сост. А.Ю.Казанская. Электрон. дан. – Таганрог : Административно-управленческий портал, ТТИ ЮФУ, 2007. – Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m177/1_12.htm


Информация о работе Налоги и налогообложение