Налоги и налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности налогов, определение существующих способов и методов налогообложения, и описания системы налогообложения в России. Для её достижения в работе рассматриваются вопросы, касающиеся функций и роли налогов, рассмотрена классификация и виды налогов, рассмотрена налоговая политика государства.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………………………………………………………… 3
1. Социально-экономическая сущность налогов, их функция и роль..................…………….. 4
2. Принципы и методы налогообложения………………………………………..........................…………….. 5
3. Налоговая система РФ, её классификация. Виды налогов……..……………………….……….. 7
4. Налоговая политика государства………………………………………………..……………………………….. 12
Заключение …………………………………………………………………………………………………………….……… 15
Список использованных источников ……………………………………………………………….………… 16

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и финансов

 

Дисциплина “Финансы”

 

 

 

 

Налоги и налогообложение

 

 

 

 

 

Курсовая работа        

студентки 2 курса

(группа ФиК-2/10-3,5)

заочного отделения

экономического факультета

специальность 060400 – Финансы и кредит

 

Лосевой Ирины    

Владимировны

 

Преподаватель –

Доц. Иванова М.В.

 

 

 

 

 

Апатиты

 

2011

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………….…………………………………………………………………                 3

1. Социально-экономическая сущность налогов, их функция и роль..................……………..                 4

2. Принципы и методы налогообложения………………………………………..........................……………..                 5

3. Налоговая система РФ, её классификация. Виды налогов……..……………………….………..                 7

4. Налоговая политика государства………………………………………………..………………………………..              12

    Заключение …………………………………………………………………………………………………………….………              15

    Список использованных источников ……………………………………………………………….…………              16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

              Для начала определим актуальность рассмотрения данной темы в рамках представленной дисциплины. Без системы налогообложения в настоящее время не может существовать ни одно сколько-нибудь развитое государство, так как налоги являются основным источником доходов бюджетного фонда. Именно за счёт налогов выплачиваются всевозможные социальные пособия (в том числе пенсии), на эти же средства государство содержит армию, полицию, правительство страны, систему здравоохранения и образования. Таким образом, не будет системы налогообложения, не откуда будет взяться финансам государства, а, следовательно, государство без системы финансирования существовать не может.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].

              Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности налогов, определение существующих способов и методов налогообложения, и описания системы налогообложения в России. Для её достижения в работе рассматриваются вопросы, касающиеся функций и роли налогов, рассмотрена классификация и виды налогов, рассмотрена налоговая политика государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, ИХ ФУНКЦИЯ И РОЛЬ

 

              Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства[2]. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства и являются основой его существования. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов государства.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством  в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

     работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

     хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Сущность и роль налогов проявляется в их функциях:

     фискальная – вытекает из самой природы налогов. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства (происходит накопление ресурсов для содержания правительства и исполнения социально-экономического регулирования). Именно эта функция создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны;

     регулирующая – целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами (таким образом, государство осуществляет регулирование инвестиций). При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Эту функцию также иногда разделяют на подфункции: стимулирующую и воспроизводительную. Таким образом, налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя   или сужая платежеспособный спрос населения;

     перераспределительная или социальная - заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства, которое, в свою очередь, регулирует доходы различных слоев населения, назначая субсидии, пенсии и прочие социальные выплаты.

     Контрольная – благодаря которой оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов (полноты и своевременности уплаты налога), выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику[3].

 

 

2.      ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

              Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Выделяют три основных метода расчета налогов (налогообложения):

-   исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (например, налог с продаж, налог с оборота);

-   исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (например, акцизы);

-   исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (например, налог на прибыль организаций) [4].

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов:

-  кадастровый - на основе реестра (кадастра), содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы), классифицируемых по внешним признакам (размер участка земли). Это способ, в основе которого заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению, применяется при слабом развитии налогового аппарата либо в целях экономии и рационализации налогообложения;

-  изъятие у источника выплаты дохода - изъятие налога до получения Субъектом дохода. Пример — исчисление и удержание налога бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход (заработную плату) субъекту налога. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога;

-  декларационный - изъятие налога после получения дохода субъектов и представления последним декларации обо всех полученных годовых доходах. Налоговые органы, исходя из указанных в декларации величин объектов обложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Данный способ взимания налога возник с ростом масштабов и многообразия личных доходов граждан;

-  изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы непосредственно оплачиваются покупателями, становящимися носителями налога);

-  изъятие в процессе потребления (дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств);

-  административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог[5].

3.              НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ, ЕЁ КЛАССИФИКАЦИЯ. ВИДЫ НАЛОГОВ

 

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. Понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и  сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с  налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

1.      Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

2.      Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

3.      Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4.      Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5.      Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.

6.      Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

7.      Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.

8.      Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) [6].

В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.

Информация о работе Налоги и налогообложение