Налоги и их роль в финансовой системе государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые государство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называются налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Они возникли с появлением государства как средство покрытия расходов по выполнению задач и функций государства. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность налогов 5
1.2. Функции налогов 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1. Состав и структура налоговых поступлений в 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ налоговой политики РФ в 2008-2010 гг. 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансы.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

    4) Уточнен срок вручения налогоплательщику  акта налоговой проверки и  решения налогового органа о  привлечении либо об отказе  в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

    5) В законодательство о налогах и сборах введен запрет на использование налоговыми органами при осуществлении налогового контроля доказательств, полученных с нарушением Кодекса;

    6) Налогоплательщику с 2010 года предоставлено  право проводить перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога;

    7) Усовершенствован предусмотренный  Кодексом порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке. При этом предусмотрено:

  • нераспространение приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке на операции по списанию денежных средств в счет уплаты в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов;
  • определение порядка пересчета сумм денежных средств в иностранной валюте, находящихся на валютном счете налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены, в рубли;
  • определение срока вручения налоговым органом представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, а также вручения копии такого решения налогоплательщику;
  • применение приостановления операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов (сборов), но и пеней, штрафов.

    В случае нарушения налоговым органом  срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, подлежат начислению (начиная с 1 января 2010 года) проценты, уплачиваемые налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

    Уточнены  также составы нарушений банками  законодательства о налогах и сборах и размеры санкций за эти нарушения.

    Помимо  перечисленного с 1 января 2009 года вступили в силу нормы Кодекса об обязательном апелляционном обжаловании, предшествующем обращению налогоплательщика в суд, в случае обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

    Реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

    Предлагается  внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

    - совершенствования налогового контроля  за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

    - создания института консолидированной  налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

    - совершенствования порядка учета  в налоговых органах организаций  и физических лиц, оптимизации  взаимодействия, в том числе посредством  передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

    Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

    В части налога на добавленную стоимость предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования:

    Введение налога на недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога на имущество физических лиц. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» указывается на необходимость принятия главы Кодекса, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан. Указанная мера была предусмотрена и Основными направлениями налоговой политики на плановый период 2011-2012 годов.

    Проект  федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Кодекса  и некоторые другие законодательные  акты Российской Федерации», предусматривающий установление местного налога на недвижимость, который заменит для соответствующих налогоплательщиков налог на имущество физических лиц, а также земельный налог в части налогообложения установленных объектов, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 10 июня 2004 года.

    Однако  для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

    При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные  с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

    Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

    В части налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа) планируется разработать и закрепить с  2011 г. в законодательстве о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений.

    Основными направлениями совершенствования  государственной пошлины являются оптимизация перечня юридически значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    К указанным юридически значимым действиям  отнесены, в частности:

  • выдача лицензий, разрешений, заключений, согласований, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;
  • государственная регистрация юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов имущества, продукции, оборудования, материалов;
  • аккредитация организаций;
  • внесение изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.

    В рамках работы по совершенствованию  взимания государственной пошлины предусматривается:

  • уточнение действующих размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и оптимизация размеров государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия,
  • разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, а также находящихся в их ведении федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий по совершению на платной основе юридически значимых действий и оказанию связанных с ними государственных услуг.

    В рамках совершенствования налога на имущество организаций будет  рассмотрен вопрос о целесообразности временного освобождения от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось в том числе за счет средств федерального бюджета. При этом необходимо учитывать, что подобная мера может привести к временному снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от данного налога.

    На  протяжении 2010 г. Правительство РВ разрабатывает критерии того, какие компании будут отнесены к группам, для которых предлагается установить дополнительное освобождение от страховых платежей: до 2015 сохранить ставку 14 %; с 2016 до 2019 постепенно повышать, чтобы к 2020 вывести на общий режим – 34 %.

    К мерам инновационной поддержки  можно отнести завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Так, Минфином РФ предложено применять более совершенный способ отнесения амортизации и формирования амортизационных групп по функциональному признаку, а не «пообъектно», сократив сроки амортизации отдельных видов основных средств для создания стимулов к технологическому обновлению.

    Следующей мерой инновационной поддержки названо повышение эффективности системы налогового учета расходов на НИОКР. Также предполагается освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование сроком на три года с начала эксплуатации

    На  обсуждение Правительства РФ в 2010 г. также вынесен вопрос о неповышении страховых взносов, прежде всего в части обязательного медицинского страхования: Минфин РФ предлагает не увеличивать страховые взносы до 34 %, а остаться на 32 % с 2011 года.

    Минфином  РФ предполагается сократить перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте.

    По  словам Министра финансов РФ, необходимо упростить налогообложение некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области науки, образования и здравоохранения, при этом – вплоть до установления нулевой ставки налога на прибыль. При этом планируется распространить данную льготу не только на некоммерческие организации, которые свою прибыль направляют на свою основную деятельность, но и на коммерческие предприятия.

    Предполагается  урегулировать налогообложение  операций с нематериальными активами, в том числе в электронной торговле, сократить сроки амортизации нематериальных активов.

    Планируется освободить от налогообложения доходы в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.

    Также будет рассмотрено ограничение  на принятие убытков реорганизуемых организаций при слиянии организаций, принятие новых правил отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и правил предотвращения недостаточной капитализации, введение новых правил налогового учета расходов на освоение природных ресурсов.

    Предполагается  индексация ставок акцизов на уровень  прогнозируемой инфляции. На табачную продукцию – темпами, превышающими инфляцию примерно на 20-40%. Будет рассмотрен переход к новой системе уплаты акциза на алкогольную продукцию, основанной на авансовом платеже.

    Стратегическими целями Минфина РФ остаются введение налога на недвижимость, реформирование УСН в виде патента и ЕНВД.

    Наконец, последней стратегической задачей  является освобождение от налога на прибыль  реализованного прироста капитальной  стоимости ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, при условии длительного срока владения этими бумагами. 
 

Информация о работе Налоги и их роль в финансовой системе государства