Национальная экономика и общественный продукт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Работа содержит 1 файл

Содержание (Автосохраненный).docx

— 76.86 Кб (Скачать)

Для вывода национальной экономики  из кризиса был выбран метод кардинального  реформирования, заключавшийся в  полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

  • структурные реформы;
  • приватизацию;
  • макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено  на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало  меры по поддержке производства.

За период экономических  реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается  и в настоящее время, заключается  он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики  существовавшая монополия государства  на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что  предоставление права на владение землей частным лицам положительным  образом скажется на объемах сельскохозяйственного  производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе  в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся  и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех  только по некоторым направлениям и  общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня  национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

 

 

    1. Эффективности национальной экономики

 

Эффективность сегодня — одна из главных характеристик  человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической  науки. 
Простейшее представление об экономической эффективности можно получить в результате сопоставления полезного эффекта (результата) и затрат. Повысить эффективность — значит добиться сокращения затрат на единицу эффекта (единицу продукта, объем производства и т.д.) или увеличить эффект на прежнюю величину затрат (материальных, финансовых и трудовых). Рост эффективности производства требует такого ведения хозяйства, при котором каждый рубль, вложенный в производственный объект, затраченный на сырье, материалы, топливо и энергию, оплату труда работников, давал бы максимальную отдачу, чтобы объем выпускаемой готовой продукции быстро увеличивался, а совокупные затраты на единицу продукции уменьшались. 
    Эффективность применительно к отдельно взятой хозяйственной единице не тождественна эффективности в масштабах общества. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, в этом случае мы говорим о производственной эффективности или эффективности производства отдельной хозяйственной единицы. 
     Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства. С точки зрения национальной экономики, эффективным будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. 
     Экономическая эффективность национальной экономики — это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Парето). 
     Под словом «эффективность» не следует понимать только результат, достигаемый народным хозяйством в целом или отдельной отраслью, предприятием за тот или иной отрезок времени. Этот результат правильнее было бы охарактеризовать как эффект, а не эффективность. 
     Эффект может быть значительным, но если он достигнут ценой больших затрат, то эффективность может остаться неизменной или даже снизиться. Следовательно, необходимо различать эффект и эффективность, ибо последняя свидетельствует не только о приросте показателей производства, но, что не менее важно, и о том, какой ценой (за счет каких затрат) обеспечены достигнутые приросты. Эффективность — это величина не абсолютная, а относительная. 
      Наметившийся переход к рыночной экономике призван сочетать наивысшую эффективность производства с гуманистическими целями его развития. При этом по отношению к общественному производству рынок выполняет определенные регулирующие функции (с помощью механизма спроса и предложения, равновесных цен и др.), которые государство или другой экономический центр может использовать для повышения эффективности функционирования национальной экономики на основе применения денежного, финансово-кредитного и налогового регуляторов производства и обращения. Например, введение налога повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем, что, в свою очередь, сокращает производство и потребление тех или иных товаров. Разница идет в пользу государства, установившего размер налога. Полученный доход государство может перераспределить с целью выравнивания доходов отдельных товаропроизводителей и групп населения, стимулирования увеличения производства недостающих населению или производству товаров. Таким образом, государство совместно с рыночным механизмом, объективно стимулирующим необходимые обществу пропорции производства и распределения через конкурентное равновесие, может влиять на эффективность общественного производства. 
       Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое исследование сущности и форм проявления эффективности производства предполагает учет самых разнообразных признаков и форм проявления эффективности. 
Различают эффективность воспроизводства совокупного общественного продукта или действительного процесса производства, взятого в целом, или (что то же самое) народнохозяйственную эффективность, включающую эффективность производства, распределения, обращения и потребления общественного продукта; эффективность отдельных фаз воспроизводства. С учетом структуры организации общественного производства различают эффективность различных крупных регионов страны, республик в составе РФ (это региональная эффективность); эффективность народного хозяйства, отдельных его отраслей, объединений, предприятий и, наконец, цеха, бригады, группы, а также эффективность отдельных работников различных сфер экономики. Принимая во внимание структуру международных отношений, различают национальную и интернациональную эффективность. 
         В современных условиях все большее значение приобретает эффективность внешнеэкономических связей и мирового хозяйства, что превращает категорию эффективности в интернациональную. Дело в том, что современная ступень развития всех стран характеризуется усилением процессов мировой взаимозависимости и более тесными мирохозяйственными связями. Сегодня имеют место политическая, технико-экономическая и экологическая взаимозависимости. Согласно первой, необходимы решительный отказ от гонки вооружений и накопления оружия массового уничтожения, баланс интересов, всеобщая система безопасности человечества. В соответствии со второй следует отказаться от развития общества на основе модели закрытой национальной экономики, ибо постоянно усиливаются процессы формирования единого мирового экономического пространства. По прогнозам отдельных экономистов, к 2000 г. примерно 1/3 всей продукции, производимой в мире, будет предметом международного обмена, против 20-22% в настоящее время. Согласно третьей — необходима сознательная концентрация усилий всех стран для преодоления негативных сторон развития цивилизации, ликвидации токсических отходов производства, губительных для окружающей среды и человека, разработки современных установок для переработки отходов, научно-технических программ «общество - производство - окружающая среда» и т.д. 
         Рост эффективности производства — это не случайный, а закономерный, устойчивый, повторяющийся и причинно обусловленный процесс, действующий объективно. При этом необходимо заметить, что чем цивилизованнее общество, тем важнее становится повышение эффективности производства, так как возрастает потребность и понимание необходимости экономии общественных затрат чрезвычайно возросшего производства; 
целью производства становится удовлетворение потребностей всех членов общества, и при этом приоритет отдается не материальному, а социальному результату. 
Все это позволяет говорить, что повышение эффективности общественного производства приобретает черты экономического закона, который можно сформулировать как закон повышающейся эффективности производства. 
        Закон повышающейся эффективности производства — это закон-тенденция, поскольку росту эффективности совокупного общественного труда нередко препятствуют противодействующие факторы. Наибольший прирост эффективности производства достигается при интенсивном типе расширенного воспроизводства, который характерен для современного этапа развития общества и экономики развитых стран. 
        Главнейшими показателями эффективности общественного производства являются производительность общественного труда (определяемая как отношение совокупного общественного продукта к числу работающих в сфере материального производства); фондоотдача (отношение национального дохода к/среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств); фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче); национальный доход на душу населения; темпы экономического роста, характеризующие эффект общественного производства; издержки производства и обращения на 1 рубль общественного продукта и экономия материальных, финансовых и трудовых затрат. 
Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом, что представляет собой стройную систему. 
Это обуславливает использование соответствующего подхода к изучению, заключающегося в последовательном рассмотрении каждого из трех принципов, определяющих понятие «собственность». В то же время важно определить правовые ситуации, когда право собственности как-либо ограничено, а также какими из прав обладает, например, арендатор по отношению к арендуемой собственности. 
       Иными словами, необходимо выяснить, какими способами и методами может оперировать экономический субъект, обладая личной или арендованной собственностью, чтобы эффективно реализовать имеющийся экономический потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия общественный продукт и его форма
    1. Общественный продукт и его формы

Процесс общественного производства является постоянным, потому что постоянным является потребление производства средств производства, продуктов группы «А» - станков, оборудования, инструментов, металла. Постоянно потребляются продукты производства предметов потребления группы «В»: продукты и обувь, одежда и украшения, книги и телепередачи.

Процесс общественного производства происходит в сфере материального  и нематериального производства. Результатом общественного производства есть общественной или национальной продукт.

Общественный продукт - это совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в границах национальной экономики.

Общественный продукт есть результат  поточного и условие будущего производства. Таким образом обеспечивается беспрерывность процесса кругооборота производства товаров и услуг. Результаты производства, которые материализуются в созданном продукте, становятся факторами нового производства т.е назначением производства является увеличение и совершенствование факторов воспроизводства, удовлетворяющих потребность как производственных, так и непроизводственных (личных) потребностей участников общественного производства.

Общественный продукт - это важный, но не единственный результат производства. Результатом, кроме товаров и услуг, есть ещё воспроизводство экономических отношений, которые возникают в процессе создания этих товаров и услуг Т.е существует не только материально-вещественная, но и социально-экономическая сторона создания общественного продукта. Отношения воспроизводства общественного продукта отражаются количественно и качественно. В количественном соотношении проявляется и качественная сторона общественного продукта. Если в единице созданного продукта увеличилась та часть, которая идёт на замещение потраченных предметов труда, то это значит, что технология устарела, организация производства слабая, производительность низкая, фондоёмкость высокая.

Увеличение доли прошлого труда  в новом продукте свидетельствует  о необходимости обновления или  корректного изменения производственных отношений и организации производственного процесса. Но производственные отношения и организация производства - это не материально-вещественная, а социально-экономическая сторона создания общественного продукта.

Сам общественный продукт имеет 2 формы: стоимостную и натурально-вещественную.

Натурально-вещественная форма общественного продукта - это предметы производства и предметы потребления. Это I и II подразделения. Это деление на подразделения в натурально-вещественной форме на макроэкономическом уровне было дано К.Марксом в «Капитале» . Маркс показал в натуре, в натурально-вещественной форме, что группа «А» есть выпуск станков, металла, оборудования и т.д. И изготовляются эти средства производства в соответствующих отраслях производства: в станкостроении, в металлургии, угольной промышленности, добивающих отраслях. А товары группы «Б» в натурально-вещественной фирме представлены во II-ом подразделении общественного производства. Маркс показал взаимосвязь, взаимообусловленность этих подразделений и дал формулу расширенного воспроизводства.

Классификация натурально-вещественных форм общественного продукта на 2 подразделения  была дана К.Марксом в 19 веке. А в 20 веке этой классификации предложено III-е подразделение - создание средств  обороны и IV-ое подразделение - производство услуг.

Все эти подразделении кроме  натуральной формы: станков в I подразделении, продуктов потребления во II подразделении, вооружения в III-ем подразделении, прокат автомобилей, оказания услуг для отдыха в IV подразделении кроме натуральной формы всё это имеет стоимостное, денежное выражение.

Стоимостная форма общественного продукта выражена в системе национальных счетов. Система Национальных счетов - это комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов, которые характеризуют кругооборот товаров в процессе производства, распределения, обмена и конечного использования в границах национальной экономики. Эти таблицы создаются для обоснования экономики государства, планирования, экономического прогнозирования народного хозяйства, связи теории с практикой.

 

 

    1. Показатели измерения общественного продукта

Для измерения общественного продукта используются различные макроэкономические показатели. К ним относятся валовой продукт (ВП), конечный продукт (КП), чистый продукт (ЧП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).

ВП исчисляется как сумма всех производимых за год благ, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, отрасли общественного питания и ряд других), т. е. оценивается сам факт создания продукта вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет.

Также считается  и промежуточный продукт, т. е. продукт, используемый в течение года в  процессе производства. В результате возникает повторный счет затрат сырья, материалов и т. п., учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.

В целях исключения повторного счета используется показатель конечного продукта, рассчитываемый как разность между валовым и промежуточным продуктами.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыночную ценность всех предназначенных для  конечного потребления товаров  и услуг, произведенных в течение  года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.

Он близок по своему экономическому смыслу к показателю КП, но превышает его на стоимость  услуг нематериального производства.

ВВП является своеобразной модификацией ВНП, но, в отличие от последнего, определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года.

На основе ВВП  учитываются конечные результаты производственной деятельности на территории страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности.

Различие между ВВП и ВНП  двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (зарплата, проценты, дивиденды и т. д.) С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране.

Когда ВНП превышает  ВВП, жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. Обратная ситуация означает, что иностранцы получают больше доходов от производственной деятельности в данной стране, чем  жители данной страны за границей.

В большинстве стран  в качестве основного показателя измерения общественного продукта используется показатель ВВП. В США  и Японии в качестве основного  используется показатель ВНП.

ЧНП представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход – сумма доходов всего населения, полученная от труда и владения имуществом (землей, домами и капиталом).

 

 

 

    1. Структура обще6ственого продукта

Стоимостная структура общественного  продукта является важнейшей проблемой  исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.

Первое наиболее полное представление  о стоимостной структуре общественного  продукта мы находим у К. Маркса, показавшего, что структура стоимости  как отдельного товара, так и общественного  продукта, состоит из частей , соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения обшественных потребностей).

Информация о работе Национальная экономика и общественный продукт