Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.
Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:
Большое внимание было сосредоточено
на бюджетной и налоговой
За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.
Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли — отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.
В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация — снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.
Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.
Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.
Эффективность
сегодня — одна из главных характеристик
человеческой деятельности. Она является
важнейшей категорией экономической
науки.
Простейшее представление об экономической
эффективности можно получить в результате
сопоставления полезного эффекта (результата)
и затрат. Повысить эффективность — значит
добиться сокращения затрат на единицу
эффекта (единицу продукта, объем производства
и т.д.) или увеличить эффект на прежнюю
величину затрат (материальных, финансовых
и трудовых). Рост эффективности производства
требует такого ведения хозяйства, при
котором каждый рубль, вложенный в производственный
объект, затраченный на сырье, материалы,
топливо и энергию, оплату труда работников,
давал бы максимальную отдачу, чтобы объем
выпускаемой готовой продукции быстро
увеличивался, а совокупные затраты на
единицу продукции уменьшались.
Эффективность применительно
к отдельно взятой хозяйственной единице
не тождественна эффективности в масштабах
общества. Если предприятие осуществляет
свою деятельность с минимальными затратами
всех факторов производства, в этом случае
мы говорим о производственной эффективности
или эффективности производства отдельной
хозяйственной единицы.
Экономическая эффективность
характеризует результативность всего
общественного производства. С точки зрения
национальной экономики, эффективным
будет считаться такое состояние, при
котором наиболее полно удовлетворены
потребности всех членов общества при
данных ограниченных ресурсах.
Экономическая эффективность
национальной экономики — это состояние,
при котором невозможно увеличить степень
удовлетворения потребностей хотя бы
одного человека, не ухудшая при этом положение
другого члена общества. Такое состояние
называется Парето-эффективностью (по
имени итальянского экономиста В.Парето).
Под словом «эффективность»
не следует понимать только результат,
достигаемый народным хозяйством в целом
или отдельной отраслью, предприятием
за тот или иной отрезок времени. Этот
результат правильнее было бы охарактеризовать
как эффект, а не эффективность.
Эффект может быть значительным,
но если он достигнут ценой больших затрат,
то эффективность может остаться неизменной
или даже снизиться. Следовательно, необходимо
различать эффект и эффективность, ибо
последняя свидетельствует не только
о приросте показателей производства,
но, что не менее важно, и о том, какой ценой
(за счет каких затрат) обеспечены достигнутые
приросты. Эффективность — это величина
не абсолютная, а относительная.
Наметившийся переход
к рыночной экономике призван сочетать
наивысшую эффективность производства
с гуманистическими целями его развития.
При этом по отношению к общественному
производству рынок выполняет определенные
регулирующие функции (с помощью механизма
спроса и предложения, равновесных цен
и др.), которые государство или другой
экономический центр может использовать
для повышения эффективности функционирования
национальной экономики на основе применения
денежного, финансово-кредитного и налогового
регуляторов производства и обращения.
Например, введение налога повышает цену,
уплачиваемую потребителем, и снижает
цену, получаемую производителем, что,
в свою очередь, сокращает производство
и потребление тех или иных товаров. Разница
идет в пользу государства, установившего
размер налога. Полученный доход государство
может перераспределить с целью выравнивания
доходов отдельных товаропроизводителей
и групп населения, стимулирования увеличения
производства недостающих населению или
производству товаров. Таким образом,
государство совместно с рыночным механизмом,
объективно стимулирующим необходимые
обществу пропорции производства и распределения
через конкурентное равновесие, может
влиять на эффективность общественного
производства.
Эффективность производства
имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое
исследование сущности и форм проявления
эффективности производства предполагает
учет самых разнообразных признаков и
форм проявления эффективности.
Различают эффективность воспроизводства
совокупного общественного продукта или
действительного процесса производства,
взятого в целом, или (что то же самое) народнохозяйственную
эффективность, включающую эффективность
производства, распределения, обращения
и потребления общественного продукта;
эффективность отдельных фаз воспроизводства.
С учетом структуры организации общественного
производства различают эффективность
различных крупных регионов страны, республик
в составе РФ (это региональная эффективность);
эффективность народного хозяйства, отдельных
его отраслей, объединений, предприятий
и, наконец, цеха, бригады, группы, а также
эффективность отдельных работников различных
сфер экономики. Принимая во внимание
структуру международных отношений, различают
национальную и интернациональную эффективность.
В современных
условиях все большее значение приобретает
эффективность внешнеэкономических связей
и мирового хозяйства, что превращает
категорию эффективности в интернациональную.
Дело в том, что современная ступень развития
всех стран характеризуется усилением
процессов мировой взаимозависимости
и более тесными мирохозяйственными связями.
Сегодня имеют место политическая, технико-экономическая
и экологическая взаимозависимости. Согласно
первой, необходимы решительный отказ
от гонки вооружений и накопления оружия
массового уничтожения, баланс интересов,
всеобщая система безопасности человечества.
В соответствии со второй следует отказаться
от развития общества на основе модели
закрытой национальной экономики, ибо
постоянно усиливаются процессы формирования
единого мирового экономического пространства.
По прогнозам отдельных экономистов, к
2000 г. примерно 1/3 всей продукции, производимой
в мире, будет предметом международного
обмена, против 20-22% в настоящее время.
Согласно третьей — необходима сознательная
концентрация усилий всех стран для преодоления
негативных сторон развития цивилизации,
ликвидации токсических отходов производства,
губительных для окружающей среды и человека,
разработки современных установок для
переработки отходов, научно-технических
программ «общество - производство - окружающая
среда» и т.д.
Рост эффективности
производства — это не случайный, а закономерный,
устойчивый, повторяющийся и причинно
обусловленный процесс, действующий объективно.
При этом необходимо заметить, что чем
цивилизованнее общество, тем важнее становится
повышение эффективности производства,
так как возрастает потребность и понимание
необходимости экономии общественных
затрат чрезвычайно возросшего производства;
целью производства становится удовлетворение
потребностей всех членов общества, и
при этом приоритет отдается не материальному,
а социальному результату.
Все это позволяет говорить, что повышение
эффективности общественного производства
приобретает черты экономического закона,
который можно сформулировать как закон
повышающейся эффективности производства.
Закон повышающейся
эффективности производства — это закон-тенденция,
поскольку росту эффективности совокупного
общественного труда нередко препятствуют
противодействующие факторы. Наибольший
прирост эффективности производства достигается
при интенсивном типе расширенного воспроизводства,
который характерен для современного
этапа развития общества и экономики развитых
стран.
Главнейшими показателями
эффективности общественного производства
являются производительность общественного
труда (определяемая как отношение совокупного
общественного продукта к числу работающих
в сфере материального производства);
фондоотдача (отношение национального
дохода к/среднегодовой стоимости основных
фондов и оборотных средств); фондоемкость
(показатель, обратный фондоотдаче); национальный
доход на душу населения; темпы экономического
роста, характеризующие эффект общественного
производства; издержки производства
и обращения на 1 рубль общественного продукта
и экономия материальных, финансовых и
трудовых затрат.
Право собственности сводится, как правило,
к трем правомочиям: праву владения, праву
пользования и праву распоряжения имуществом,
что представляет собой стройную систему.
Это обуславливает использование соответствующего
подхода к изучению, заключающегося в
последовательном рассмотрении каждого
из трех принципов, определяющих понятие
«собственность». В то же время важно определить
правовые ситуации, когда право собственности
как-либо ограничено, а также какими из
прав обладает, например, арендатор по
отношению к арендуемой собственности.
Иными словами, необходимо
выяснить, какими способами и методами
может оперировать экономический субъект,
обладая личной или арендованной собственностью,
чтобы эффективно реализовать имеющийся
экономический потенциал.
Процесс общественного производства является постоянным, потому что постоянным является потребление производства средств производства, продуктов группы «А» - станков, оборудования, инструментов, металла. Постоянно потребляются продукты производства предметов потребления группы «В»: продукты и обувь, одежда и украшения, книги и телепередачи.
Процесс общественного производства
происходит в сфере материального
и нематериального
Общественный продукт - это совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в границах национальной экономики.
Общественный продукт есть результат поточного и условие будущего производства. Таким образом обеспечивается беспрерывность процесса кругооборота производства товаров и услуг. Результаты производства, которые материализуются в созданном продукте, становятся факторами нового производства т.е назначением производства является увеличение и совершенствование факторов воспроизводства, удовлетворяющих потребность как производственных, так и непроизводственных (личных) потребностей участников общественного производства.
Общественный продукт - это важный, но не единственный результат производства. Результатом, кроме товаров и услуг, есть ещё воспроизводство экономических отношений, которые возникают в процессе создания этих товаров и услуг Т.е существует не только материально-вещественная, но и социально-экономическая сторона создания общественного продукта. Отношения воспроизводства общественного продукта отражаются количественно и качественно. В количественном соотношении проявляется и качественная сторона общественного продукта. Если в единице созданного продукта увеличилась та часть, которая идёт на замещение потраченных предметов труда, то это значит, что технология устарела, организация производства слабая, производительность низкая, фондоёмкость высокая.
Увеличение доли прошлого труда
в новом продукте свидетельствует
о необходимости обновления или
корректного изменения
Сам общественный продукт имеет 2 формы:
стоимостную и натурально-
Натурально-вещественная форма общественного продукта - это предметы производства и предметы потребления. Это I и II подразделения. Это деление на подразделения в натурально-вещественной форме на макроэкономическом уровне было дано К.Марксом в «Капитале» . Маркс показал в натуре, в натурально-вещественной форме, что группа «А» есть выпуск станков, металла, оборудования и т.д. И изготовляются эти средства производства в соответствующих отраслях производства: в станкостроении, в металлургии, угольной промышленности, добивающих отраслях. А товары группы «Б» в натурально-вещественной фирме представлены во II-ом подразделении общественного производства. Маркс показал взаимосвязь, взаимообусловленность этих подразделений и дал формулу расширенного воспроизводства.
Классификация натурально-вещественных форм общественного продукта на 2 подразделения была дана К.Марксом в 19 веке. А в 20 веке этой классификации предложено III-е подразделение - создание средств обороны и IV-ое подразделение - производство услуг.
Все эти подразделении кроме натуральной формы: станков в I подразделении, продуктов потребления во II подразделении, вооружения в III-ем подразделении, прокат автомобилей, оказания услуг для отдыха в IV подразделении кроме натуральной формы всё это имеет стоимостное, денежное выражение.
Стоимостная форма общественного продукта выражена в системе национальных счетов. Система Национальных счетов - это комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов, которые характеризуют кругооборот товаров в процессе производства, распределения, обмена и конечного использования в границах национальной экономики. Эти таблицы создаются для обоснования экономики государства, планирования, экономического прогнозирования народного хозяйства, связи теории с практикой.
Для измерения общественного
ВП исчисляется как сумма всех производимых за год благ, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, отрасли общественного питания и ряд других), т. е. оценивается сам факт создания продукта вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет.
Также считается и промежуточный продукт, т. е. продукт, используемый в течение года в процессе производства. В результате возникает повторный счет затрат сырья, материалов и т. п., учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.
В целях исключения повторного счета используется показатель конечного продукта, рассчитываемый как разность между валовым и промежуточным продуктами.
Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыночную ценность всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.
Он близок по своему
экономическому смыслу к показателю
КП, но превышает его на стоимость
услуг нематериального
ВВП является своеобразной модификацией ВНП, но, в отличие от последнего, определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года.
На основе ВВП
учитываются конечные результаты производственной
деятельности на территории страны всех
экономических субъектов
Различие между ВВП и ВНП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (зарплата, проценты, дивиденды и т. д.) С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране.
Когда ВНП превышает ВВП, жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. Обратная ситуация означает, что иностранцы получают больше доходов от производственной деятельности в данной стране, чем жители данной страны за границей.
В большинстве стран
в качестве основного показателя
измерения общественного
ЧНП представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.
Национальный доход – сумма доходов всего населения, полученная от труда и владения имуществом (землей, домами и капиталом).
Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.
Первое наиболее полное представление
о стоимостной структуре
Информация о работе Национальная экономика и общественный продукт