Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.
Введение
Национальная экономика
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей — добывающей и обрабатывающей.
В экономической теории среди предприятий материальной сферы выделяют предприятия по производству средств производства и производству предметов потребления.
Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.
Непроизводственная сфера
Центральное место в изучении
макроэкономики принадлежит
Однако это определение
Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Национальная экономика
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Мировой опыт показывает, что при
становлении рыночной экономики
происходит структурная перестройка
национальной экономики, меняется ее сбалансированность.
Поэтому разрабатываются и
1.Понятие национальной экономики.
1.1 Цели национальной экономики
Главной целью всей экономической
политики является создание эффективной
и конкурентоспособной
Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:
1. Стабильные высокие темпы
2. Стабильность цен. Нужно
3. Поддержание внешнеторгового
баланса. На практике это
4. Высокий уровень занятости.
Он достигается в случае, если
каждый желающий получить
1.2 Структура
национальной экономики, ее
Структура
национальной экономики представляет
собой устойчивые количественные соотношения
между ее составными частями. Различают
воспроизводственную, социальную, территориальную
структуры и инфраструктуру национальной
экономики. Воспроизводственная структура
отражает ее деление на наиболее массовые
виды экономических субъектов, которые
воспроизводятся сами и в результате своей
деятельности воспроизводят потоки товаров
и услуг между ними. В экономике каждой
страны можно выделить три крупные взаимосвязанные
группы воспроизводственной структуры:
домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский
бизнес), государство.
Особое место в воспроизводственной структуре
занимает домашнее хозяйство. Оно является
важной сферой национальной экономики,
где потребляется значительная часть
национального дохода, накапливаются
огромные суммы денежных средств. Эта
группа выступает основным поставщиком
трудовых ресурсов.
Домашние хозяйства в стране не обладают
большим потенциалом как потребители
товаров и услуг, и это отражает общую
экономическую ситуацию даже при приросте
ВВП в течение года на 10 %. Растущая дифференциация
домашних хозяйств в трансформационной
экономике является делом обычным, и это
видно на примере наших семей, среди которых
всего 0,6 % купили в этом году автомобиль
или другие средства транспорта, и 1 % купили
или построили недвижимость. Парадоксально,
что при увеличении производства мебели
в этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних
хозяйств обзавелись этой мебелью. Это
весьма скромные показатели, свидетельствующие
о недостаточно высоком уровне жизни.
Для наших бюджетов неизвестным событием
является покупка акций или иных ценных
бумаг, т.к. 3,3 % семей страны покупают валюту.
Эта сумма превышает средний размер вкладов
в банки в два раза, которые сделали 5 %
семей населения страны.
Социальная структура национальной экономики
означает деление ее на секторы[4]. Национальную
экономику можно разделить на подобные
секторы по группам предприятий, населения,
видам труда и другим признакам. Для экономической
теории важное значение имеет деление
национальной экономики на секторы в соответствии
с формами собственности на средства производства.
По этому критерию в России можно выделить
следующие секторы: государственный, муниципальный,
частный, коллективный, смешанный и др.
Отраслевая структура предполагает деление
национальной экономики на отрасли —
качественно однородные группы хозяйственных
единиц, выполняющие в процессе общественного
воспроизводства одинаковые по социально-экономическому
содержанию функции. В отраслевой структуре
выделяют крупные народнохозяйственные
отрасли (промышленность, сельское хозяйство,
наука и др., причем каждая из них имеет
подотрасли). Отраслевая структура играет
важную роль в национальной экономике,
т.к. именно в отраслевом "разрезе"
осуществляется планирование и прогнозирование,
происходит учет статистических данных.
Территориальная структура определяется
размещением производительных сил на
территории страны и означает деление
национальной экономики на экономические
районы. Инфраструктура включает в себя
отрасли, обслуживающие производство.
К ним относятся шоссейные и железные
дороги, энерго-, водо- и газоснабжение,
связь и другие отрасли.
Структура внешней торговли характеризуется
соотношением различных товарных групп
в экспорте и импорте.
Структура любой национальной экономики
имеет тенденцию к усложнению под влиянием
НТП, расширения и углубления разделения
труда, специализации производства, возникновения
новых видов производства и отмирания
старых, а также других факторов.
Национальные экономики отличаются друг
от друга и по структуре. Различия обусловлены
сложившимися подходами к формированию
экономик, традициями в производстве и
другими факторами.
Особенностью структуры национальной
экономики России является то, что она
сложилась в условиях распада мировой
социалистической системы, а затем и СССР
привели к резкому снижению объёмов внешней
торговли и экономического сотрудничества.
Резко уменьшился экспорт вооружения.
Но экономические связи со странами ближнего
зарубежья имеют иной характер. Казахстан
продолжает поставлять в Россию железную
руду и уголь. Государства Средней Азии
- хлопок, овощи. Беларусь - трактора. В
свою очередь, Россия обеспечивает большую
часть стран СНГ нефтью, и газом, лесоматериалами.
Поставляет туда машины и оборудование.
До 1970 годов продолжался процесс индустриализации
России. Межотраслевые комплексы - группы
взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих
друг друга. Производство тракторов относится
одновременно и к машиностроению и к аграрно-промышленному
комплексу. Растет занятость в непроизводственной
сфере.
Необходимость структурных реформ обычно связана с упадком национальной экономики, затяжным экономическим кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики — на структурные реформы.
Направление структурного реформирования национальной экономики определяется конкретными потребностями государства, его положением в мировой экономике, вырабатывается на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния. На этапе соизмерения существующего состояния экономики и ее желаемого будущего состояния определяется набор конкретной методологии достижения необходимых экономических показателей.
Проведение структурных реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить структурное реформирование. Поэтому источником и разработчиком реформирования является только государство — государственный аппарат.
Программы структурных реформ
Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, обычно они оформляются в виде программ — рассчитанных на долгосрочную реализацию, взаимосвязанных между собой мероприятий. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики.
В
большинстве стран их разработка
и реализация связана с потребностью
создания необходимых условий для
активного и устойчивого
В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию национальной экономики, включая несколько небольших структурных реформ, связанных с привлечением иностранного капитала в страну. Как правило, программы структурных реформ поддерживаются одной или несколькими международными организациями, например МВФ. Но взамен этого они требуют серьезных изменений в законодательстве страны сообразно мировым нормам.
Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных пенсионных фондов, которые, как показывает практика, могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности — оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы финансовых ресурсов для развития национальной экономики.
Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции — обеспечивает денежный поток для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.
Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов, связанный с общим экономическим спадом, снижением активности хозяйствующих субъектов, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни. Все эти проблемы в процессе структурного реформирования вызвали серьезный банковский кризис в Хорватии и Венгрии.
Вместе с тем способствует выходу банковской системы из кризиса гиперинфляция — неизбежный спутник структурных реформ. Банки могут получать сверхдоходы, используя выгодные им особенности инфляции.
Другой особенностью является снижение доверия населения к банковской системе, так как население переключилось на использование внебанковских форм сбережений и стало негативно подходить к возможностям инвестирования денежных средств в национальную экономику.
Итоги структурного реформирования
Как показывает практика, страны с переходным типом экономики, начавшие реализацию структурных реформ, в общем добились значительных экономических результатов на начало 2007 г. В результате положительного влияния высокого спроса со стороны Западной Европы, наметился рост ВВП и общее улучшение экономической ситуации. В целом, реформы существенным образом оказали влияние на национальные экономики развивающихся стран, чему в немалой степени способствовал рост объемов внутреннего рынка и его незаполненность. Наиболее высокие темпы роста иностранных инвестиций наблюдались в Хорватии, Украине, Румынии и Болгарии. На этом фоне инвестиционная активность в России более низкая.
Результаты
реализации программ структурного реформирования
показывают их эффективность и
В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.
Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.
Информация о работе Национальная экономика и общественный продукт