Муниципальные финансы и проблемы их развития в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Муниципальные (или местные) финансы -- совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.
[+-+-+]
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Муниципальные финансы включают:
■ средства местного бюджета;
■ муниципальные внебюджетные фонды;
■ государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
■ другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Поскольку согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны.

Содержание

Введение
1. Содержание муниципальных финансов и их формирование
2. Принципы организации муниципальных финансов
2.1. Формирование муниципальных образований
2.2. Совершенствование межбюджетных отношений на муниципальном уровне
3. Финансовая основа местного самоуправления
3.1.Доходы местных бюджетов
3.2. Направления расходования средств муниципальных финансов
4. Проблемы развития муниципальных финансов в современных условиях
4.1. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов
4.2. Финансовые проблемы местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

61668.rtf

— 644.19 Кб (Скачать)

     Кроме того, как было отмечено выше, в субъектах Федерации не существует (что вполне закономерно) единой системы органов местного самоуправления и их (местных) бюджетов. Так, например, в Рязанской и Ярославской областях не существуют муниципальные образования ниже районного, поэтому здесь все местные расходы сосредоточены в районных бюджетах. В других областях расходы сельских бюджетов существуют, но в среднем составляют около 2,7-3% общих консолидированных расходов бюджета района. В поселках средств концентрируется еще меньше - в среднем от 1 до 2% общих консолидированных расходов бюджета района.

     На практике, как правило, отмечается нехватка средств местных бюджетов. Возникает дефицит, финансирование которого осуществляется из двух источников:

     - из муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

     - из кредитов, получаемых от кредитных организаций.

     В связи с использованием указанных источников финансирования дефицитов местных бюджетов может возникать муниципальный долг, который полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом (муниципальной собственностью), составляющим «муниципальную казну». Долговые обязательства погашаются в сроки, указанные в каждом из договоров заимствования, в пределах 10 лет. При этом государство не несет ответственность по долговым обязательствам местных властей, если, конечно, обязательства не были особым образом гарантированы субъекта Федерации или на федеральном уровне. То же самое относится долговым взаимоотношениям субъекта Федерации и муниципальных образований - субъект Федерации не отвечает по долговым обязательствам своих муниципальных образований. Как и в ранее отмеченных случаях, предельный объем муниципального долга не превышать объем дохода его бюджета без учета финансовой поддержки из бюджетов других уровней. Привлекаемый для погашения дефицита объем заемных средств не должен превышать 15% объема доходов местного бюджета, а затраты на обслуживание долга (сюда включаются выплаты в погашение основной суммы долга и процентов по нему) - 15% объема расходов.

     Требование сбалансированности местных бюджетов предполагает не только рост их доходной части, но и разумное снижение расходов. В этих целях немалое значение имеет практика муниципального заказа, в основе которого должны лежать такие социальные нормы, как необходимый минимум обеспеченности населения территории важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими социально значимыми услугами. Муниципальный заказ включает, помимо предметного содержания, также сроки исполнения и качество его выполнения. Требования эффективного управления средствами местных бюджетов предполагают составление сводного проекта муниципального заказа, который включает программы и проекты социально-экономического развития данной территории. При этом надо иметь в виду, что та часть заказа, которая связана с обеспечением нормального функционирования уже действующих муниципальных организаций, финансируется из текущих расходов местного бюджета, а их развитие - из муниципального бюджета развития.

     К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве случаев нынешнее состояние местных бюджетов позволяет финансировать (да и то не в полном объеме и нередко с опозданиями) лишь текущие расходы. На развитие общехозяйственной и социальной инфраструктуры территории средств практически не остается. Однако это не умаляет роль муниципального заказа, который даже в нынешних условиях позволяет, по оценкам экспертов, экономить до 20% бюджетных средств или при тех же затратах получать для населения продукцию, работы и услуги более высокого качества. Но при этом должно соблюдаться одно из основных требований: Размещение муниципального заказа следует осуществлять на конкурсной основе. В настоящее время во многих регионах проводятся такие конкурсы (например, на коммунальное обслуживание муниципального жилого фонда, проведение различных ремонтных работ). Если же данный вид работ или услуг по объективным обстоятельствам может выполнить только одно предприятие («лояльная монополия»), то договор с ним должен осуществляться на основе независимого аудита цен, тарифов, объемов и качества представляемых услуг. Проект сводного заказа должен представляться на утверждение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджета. Однако данный путь повышения эффективности использования средств местных бюджетов пока еще не получил необходимого распространения, особенно в районах и городах районного значения. Прежде всего, это связано с отсутствием научно обоснованных норм обслуживания отдельных участков муниципального хозяйства. Кроме того, неполное и с постоянными перебоями финансирование местного бюджета, а также практикуемые взаимозачеты не позволяют объявить и провести широкий и действительно заинтересованный конкурс предприятий различных форм собственности на выполнение работ (например, подготовка к зиме жилищно-коммунального хозяйства, ремонт учреждений образования в летний период и пр.). По этим и другим причинам заказы, финансируемые из местного бюджета, чаще всего достаются своим организациям, без конкурсной борьбы за выделяемые средства и без предложений их более эффективного, экономного использования. Видимо, в полной мере возможности муниципального заказа могут быть реализованы лишь в условиях общего подъема экономики и финансовой стабилизации в стране.

     В заключение следует кратко остановиться на таком важном вопросе, как минимальные местные бюджеты, или «бюджеты минимальной обеспеченности». В их основе лежат минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы (в натуральном или денежном выражении), характеризующие уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами. Минимально необходимые расходы местных бюджетов должны устанавливаться законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, имеющих необходимую территориальную привязку. Для их финансирования за местными бюджетами закрепляются самостоятельные (собственные) доходные источники. Если их не хватает, то на местный уровень передаются (должны передаваться) достаточные дополнительные источники финансирования из бюджета субъекта Федерации.

     При всей важности и очевидности данного вопроса его практическая реализация сдерживается отсутствием государственных социальных стандартов, а также четкого разграничения полномочий, источников финансирования и ответственности органов власти и управления разного уровня по кругу вопросов социального характера. Безусловно, решение этих проблем требует перестройки различных сторон бюджетного процесса, особенно в части взаимодействия бюджетов разных уровней между собой (т. е. в сфере межбюджетных отношений).

 

    2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 

     Направленность преобразований российской финансовой системы соответствует общемировой тенденции, формирование которой обусловлено необходимостью повышения эффективности управления в государстве путем передачи на нижние уровни власти определенных полномочий, укрепления демократических институтов местного самоуправления и их финансовой основы с целью обеспечения потребностей населения в местных услугах и повышения качества жизни.

     Самостоятельность органов местного самоуправления обязательно предполагает финансовую самостоятельность. Местные органы власти должны располагать финансовыми средствами для осуществления предоставленных им законодательством полномочий право местных властей влиять на уровень и размеры финансовых ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на них функций, может быть ограничено лишь в том случае, если это противоречит общенациональной или региональной политике. Этот принцип, закрепленный в Европейской хартии местного самоуправления, к которой, как известно, присоединилась и Россия, нашел отражение также в российском законодательстве, регламентирующем статус местного самоуправления и экономические основы его деятельности.

     На практике реализовать данный принцип оказалось достаточно сложно. Не способствовала этому и правовая база, несовершенство которой выразилось в наличии противоречий между актами федерального законодательства, несоответствием в ряде случаев федеральных и региональных законов в области местного самоуправления, а также неразработанности правовых основ местного самоуправления на уровне самих муниципальных образований. В связи с обсуждением проекта нового закона: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возникает необходимость формулирования основных проблем развития муниципальных финансов и подходов к их решению.

     К данным ключевым проблемам следует, в частности, отнести: определение территориальных основ местного самоуправления и статуса муниципального образования, разграничение доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы, обеспечение финансовой основы местного самоуправления за счет увеличения собственных доходов, реформирование межбюджетных отношений, способствующее стимулированию муниципалитетов к развитию местной налоговой базы.

     Как и в других странах, российская финансово-бюджетная система является в целом производной от ее административно-территориального устройства. Однако в связи с изменениями, которые произошли за; годы реформ (особенно в сфере местных органов власти, из которых выделились муниципалитеты), ей характерна особая специфика. В процессе децентрализации финансово-бюджетной системы в большинстве субъектов Федерации муниципальные образования были созданы на уровне бывших городов областного, краевого, республиканского, окружного значения и административных районов. В ряде субъектов Федерации муниципальные образования были образованы на уровне городов, поселков, сельских советов, а на уровне административных районов учреждены территориальные органы власти. В 1994-2002 гг. общее число муниципальных образований в России сократилось с 25 до 12,6 тыс.

     В целом, в результате децентрализации финансово-бюджетной системы в стране сложились следующие типы институциональных структур территориальных органов власти:

     - одноуровневая структура государственной власти субъекта Федерации и одноуровневое местное самоуправление, организованное по административно-территориальному принципу;

     - одноуровневая структура государственной власти субъекта Федерации и одноуровневое местное самоуправление, организованное по поселенческому принципу;

     - двухуровневая структура государственной власти субъекта Федерации и одноуровневое местное самоуправление;

     - одноуровневая структура государственной власти субъекта Федерации и двухуровневая структура местного самоуправления.

     Территориальные основы местного самоуправления были закреплены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определившим понятие муниципального образования. В соответствии с законодательством, денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования. Если муниципальное образование объединяет ряд поселений, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы, а все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включены в состав единого бюджета. Допуская, что внутри одного муниципального образования могут иметься еще несколько муниципальных образований более низкого уровня со своими собственностью, бюджетами и органами управления, закон вместе с тем не определил четкого разграничения полномочий, в том числе налогово-бюджетных, между муниципальными образованиями разных типов и территориальных уровней. 

     2.1 Формирование муниципальных образований 

     С целью совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации в Программе развития бюджетного федерализма в России до 2005 г., было предусмотрено разделение муниципальных образований на муниципальные образования первого уровня (районы и города, непосредственно входящие в состав субъекта РФ) и муниципальные образования второго уровня (города районного значения, поселки, сельские администрации и т.д.), а также разграничение основных полномочий, источников доходов и объектов собственности между типами муниципальных образований.

     Данные положения Программы нашли свое отражение в новом проекте закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В основе его концепции лежит конструктивное по существу положение о развитии демократического института местного самоуправления, обеспечении качественно иного уровня оказываемых населению услуг, эффективном решении вопросов местного значения.

     Проектом закона установлено обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. Определены основные формы муниципальных образований -- городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

     При этом для большинства регионов (модель, характеризующаяся одноуровневой структурой государственной власти субъекта Федерации и одноуровневым местным самоуправлением, организованным по административно-территориальному принципу сформировалась в 48 субъектах Российской Федерации) возникает проблема дробления территорий существующих муниципальных образований с целью создания муниципалитетов на поселенческом уровне и выделения для них отдельных бюджетов. Это обусловливает необходимость решения вопроса о том, существуют ли некие оптимальные размеры муниципального образования. Однозначный ответ на него дать сложно, так как на величину муниципальных образований большое влияние оказывают исторические особенности, традиции, плотность населения, сложившиеся хозяйственные связи и другие факторы, учет которых необходим при определении критериальных размеров территории.

     В проекте закона предлагается в качестве одного из критериев установления границ поселения, включающего территории двух и более населенных пунктов, учитывать пешую доступность до центра поселения в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границ муниципального района - транспортную доступность до центра муниципального района в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

Информация о работе Муниципальные финансы и проблемы их развития в современных условиях