Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:15, доклад
Эпо́ха моде́рна (англ. modernity, моде́рнити, иногда — моде́рн) — понятие, означающее общество, измененное в результате утверждения капиталистического общественного строя, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства. Такое общество противопоставляется традиционному обществу.
При этом в русскоязычной литературе термин «модернити» используется для того, чтобы не путать его, во-первых, с современностью («modern» и есть «современный»), как указанием на настоящее время, без ценностных коннотаций, а во-вторых с «модернизмом» (направлением в искусстве). Иногда modernity переводят на русский как «Современность» (с заглавной буквы).
ВВЕДЕНИЕ
Эпо́ха моде́рна (англ. modernity, моде́рнити, иногда — моде́рн) — понятие, означающее общество, измененное в результате утверждения капиталистического общественного строя, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства. Такое общество противопоставляется традиционному обществу.
При этом в русскоязычной литературе термин «модернити» используется для того, чтобы не путать его, во-первых, с современностью («modern» и есть «современный»), как указанием на настоящее время, без ценностных коннотаций, а во-вторых с «модернизмом» (направлением в искусстве). Иногда modernity переводят на русский как «Современность» (с заглавной буквы).
Можно выделить следующие признаки модернизированного общества:
Как правило, эталоном описания общества модерна служит комплекс «социальных, экономических и политических систем, которые сложились в Западной Европе и Северной Америке в период между XVII и XIX веками и распространились на другие страны и континенты» (Шмуэль Айзенштадт). Однако это не означает, что всякая незападная модернизация является экзогенной – вынужденной или заимствующей. Отдельные черты общества модерна проявляются в цивилизационных ареалах и исторических эпохах, далеко отстоящих от Нового времени (в частности, греко-римская античность), в фазе перехода от аграрно-сословной цивилизации к городской. Больше того, модернизационные процессы Нового времени во многом вдохновлялись именно этими далекими образцами и носили подчас откровенно «подражательный» характер. Не говоря уже о том, что даже в процессе экзогенных модернизаций в незападных странах происходит не тиражирование единой для всех современности, а формирование множественных (цивилизационных и национальных) моделей современности (о чем писал тот же Айзенштадт).
В общественных науках сложился обширный перечень типологических характеристик общества
В
современной историко-
При переходе к современной модели социализации, точнее, по мере ее успешной экспансии на население модернизирующейся страны, в рамках последней формируется нация как культурно однородное и солидарное сообщество.
Соответственно,
с технической точки зрения, процесс
модернизации общества может быть понят
как процесс построения базовых систем
социализации, представляющих собой инфраструктурный
каркас современного общества. Социальная,
политическая, экономическая, научная
сферы – являются главными институтами
общества модерна.
1. Экономический институт
Экономические институты современного общества (Modern society) образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания, распределения и использования богатства.
Одним из проявлений стратегии, которую мы обозначили в одном из предыдущих разделов как «инноватизация без модернизации», является попытка формирования постиндустриальных секторов экономики без реконструкции ее индустриального каркаса. «Постиндустриализм» без «индустриализма» будет, в самом лучшем случае, крайне узким, анклавным (страна не может сформировать полноценную экономику знаний, если не использует эти знания в собственном производственно-практическом опыте) и не сможет обеспечить поступательное и связное развитие всего общества.
Последнее немыслимо вне развитой индустриальной системы (разумеется, на современном технологическом уровне, а не на уровне середины прошлого века), поэтому неоиндустриализация – один из важнейших аспектов модернизации.
Такая постановка цели ставит целый ряд сложных вопросов. В частности – о технологическом потенциале (доступе к технологиям) и о рыночных нишах для новой индустриализации в мировом хозяйстве. Речь идет о двух парах альтернатив. О выборе ориентации
А) на внешние рынки сбыта или на внутренний рынок,
Б)
на импорт технологий или на собственный
научно-технологический
Категорический выбор в каждой из этих пар не вполне уместен, но определенные акценты расставить необходимо. Рассмотрим их поочередно.
А) Выбор приоритета: экспорт или импортозамещение?
Некоторые эксперты справедливо отмечают, что внутренний российский рынок недостаточен для того, чтобы обеспечить количественные и качественные параметры промышленного роста, аналогичные корейскому, японскому и, тем более, китайскому экономическому чуду; а также, что импортозамещение не будет долгосрочно успешным без ориентации на внешние рынки.
Эта перспектива выглядит вроде бы привлекательно. Однако внешние рынки промышленной продукции заняты, «затоварены», и одним из главных факторов конкурентоспособности на них является дешевая рабочая сила. Т.е. выбор в пользу экспортно ориентированной индустриализации будет означать поддержание (а то и организацию) режима искусственной бедности населения. Что проблематично не только с политической и этической точки зрения, но и с точки зрения эффективности. Дело в том, что бедное население может быть производительным, дисциплинированным, трудоспособным только на выходе из традиционного общества – таковым оно и было, например, в Южной Корее и ряде других стран Восточной Азии на этапе индустриализации. Но в России традиционное общество и все связанные с ним конкурентные преимущества давно и необратимо утрачены. В наших условиях высокую производительность труда может дать только «европейский», а не «азиатский» подход к рабочей силе, т.е. ставка не на дешевизну рабочей силы, а на ее квалификацию, инновационность, производительность.
Это означает, что приоритетной на данном этапе должна быть ориентация на внутренний рынок (масштабное импортозамещение) при необходимой компенсации рисков и издержек этой стратегии. В частности, возможны:
-
экстенсивное расширение
-
его интенсивное расширение за
счет развития
-
радикальная демонополизация
Все вышеперечисленное, на наш взгляд, не только возможно, но и необходимо. Наряду с этим, одна из главных задач развития, ориентированного на внутренний рынок, состоит в преодолении его сегодняшней региональной «разорванности», что означает:
- во-первых, восстановление связности российского социально-экономического пространства за счет массированного инфраструктурного развития и поощрения горизонтальных межрегиональных форм сотрудничества,
- во-вторых, сглаживание экономического неравенства между различными регионами РФ, в том числе за счет «прикрепления» капиталов к территориям (регистрации крупнейших компаний-налогоплательщиков в тех регионах, где расположены их основные промышленные активы, и иных мер).
Вместе с тем, экономическая стратегия неоиндустриального проекта не должна ограничиваться масштабами внутреннего рынка.
Главный,
на наш взгляд, путь разрешения обозначенной
дилеммы (внешний или внутренний
рынок?) состоит в создании монопольных
факторов в мировом масштабе, т.е.
в таком использовании
2. Политический институт
Политические институты сформировались в эпоху Модерн как комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем обладания властью. Борьба за политическую власть сейчас - это борьба партийных организаций или конкуренция программ действий механизмов внутри- и межпартийной конкуренции. Партии нуждаются в более активной внутренней ротации кадров, качественном непрерывном политическом образовании, повышении уровня участия и ответственности за кадровую политику органов власти. Партийная система в целом должна стать более представительной за счет заполнения ряда пустующих социально-идеологических ниш (например, ниша бывшей «Родины», ниша СПС образца 1999 г. и т.д.). Это может происходить как путем эволюции существующих партий, так и путем создания новых. Миноритарные партии должны формироваться как точки сборки ответственной оппозиции с перспективой прихода к власти (хотя бы через десятилетия – по японскому образцу). Для этого уже сегодня им необходим регулярный доступ на телевидение, режим постоянной дискуссии между ответственными политиками, инкорпорирование в свой состав политизированной интеллигенции и лидеров мнения с разных флангов. Для обеспечения устойчивости партийной системы при повышении ее конкурентности, может быть подписана рамочная межпартийная конвенция (как своего рода система коммуникативных табу по ряду тонких вопросов государственной политики).
Увеличение полномочий парламента. В т.ч. кадровых (по обсуждению и утверждению / назначению кандидатур членов правительства, руководителей иных государственных и государственно-корпоративных структур) и контрольных (механизмы парламентского расследования, механизмы контроля над использованием государственной собственности, деятельностью стратегически важных корпораций и т.д.).
Усиление федеральной роли региональных элит. В т.ч., через введение прямых выборов по одномандатным округам в Совет Федерации.
Формализация ответственности бюрократии. Выработка системы официальных и публичных критериев / индикаторов для оценки деятельности применительно к ряду ответственных государственных должностей, а также механизма санкций и поощрений на ее основе.
Обеспечение научной / экспертной основы госуправления и публичной политики. Необходимо создание вокруг государства (на базе советского и американского опыта), а также при партийных структурах (на базе германского опыта) широкой сети высококачественных и статусных научных институтов для обеспечения компетентности государственной и публичной политики и взаимного перетока кадров между госаппаратом, партийной и академической средой.
- Развитие интеллектуальной общественно-политической среды. В частности, путем создания / поддержки качественных научно-публицистических изданий общенационального значения, сети интеллектуальных клубов объединяющих ученых, чиновников, предпринимателей, публичных политиков (клубы могут носить как гуманитарно-идеологическую направленность, так и инновационно-техническую).
-
Образовательный ценз
для бюрократии. В том числе – через
введение экзаменационных испытаний на
замещение значительной части государственных
должностей (что поощрит вертикальную
мобильность, поскольку ограничит доступ
для «своих» на соответствующие должности).
В подкрепление этой меры, необходимо
развитие системы непрерывного образования
для госслужащих.
3. Институт науки
Социальные
институты в сфере науки
Наука становится перманентным процессом
построения альтернативных моделей. Вследствие
этого возросла роль воображения, фантазии,
парадоксальности мышления в той сфере,
где ранее их предавали анафеме, где ранее
референцией к реальности строго задавались
пределы приращения знания.
Объект науки и ее процедуры виртуализируются.
Виртуализируется и институциональный
строй науки. Нарастающая профессионализация
и институционализация науки в эпоху Модерн
привели к кризису прежнего рода легитимации
знания и замене апелляции к благу и развитию
человечества апелляцией к финансовой
эффективности. Наука, осуществляющая
себя как инструмент овладения природой
(в том числе природой человека), критерий
истины полагает не в воспроизводимости
результатов или в консенсусе коллег-экспертов,
а в поддержке спонсоров - государства
и различного рода фондов. Студентами
движет стремление не к истинному, а к
выгодному знанию. Происходит отделение
научности от истинности, воспроизводства
науки как предприятия от собственно поиска
истины. Наука и приращение знания расходятся
так же, как экономика и производство,
политика и управление. В деятельности
ученых и студентов все больше сил и времени
отводится созданию и презентации образа,
необходимого для успеха в конкурсах на
получение грантов, стипендий для обучения
за границей, заказов на консалтинговые
услуги и т.п. Отсюда - расцвет в последние
десятилетия именно тех социальных технологий,
которые адекватны симуляции компетентности:
исследовательские фонды, гранты, консультирование,
конференции, академические обмены, перманентное
образование.