Автор: Viktor Konovaltcev, 28 Сентября 2010 в 04:41, реферат
Международные валютно-кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В ней фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет парал-лельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных свя-зей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Золотой стандарт 5
1.1.Функционирование золотого стандарта 5
1.2.Обеспечение равновесия 6
1.3.Преимущества и недостатки золотого стандарта 7
Глава 2. Бреттон - Вудская валютная система 8
2.1.Фиксация обменных курсов на основе валютных паритетов 9
2.2.Проблемы и противоречия Бреттон-Вудской валютной системы 11
Глава 3. Ямайская валютная система 13
Глава 4. Европейская валютная система 17
Глава 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН 24
5.1 Особенности международного кредитования развивающихся стран. 24
5.2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН . 26
5.3 ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ. 26
5.4 ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА МНОГОСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ. 32
5.5 ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ СТРАН, НЕ ВХОДЯЩИХ В ОЭСР. 34
Глава 6.ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК 37
6.01 «Что такое валютный рынок?» 37
6.02 СРЕДСТВА ОБМЕНА 38
6.03 ОБМЕННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС 40
6.04 ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ 43
6.05 Свободный флоатинг 44
6.06 Фиксированные валютные курсы 46
6.07 ВАЛЮТНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ 48
6.08 МЕХАНИЗМ "ВАЛЮТНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ" 49
6.09 СТЕРИЛИЗАЦИЯ 51
6.10 Переход к управляемому флоатингу 52
6.11 Вмешательство государства в систему валютных курсов 53
Глава 7. МИРОВОЙ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ. ИХ ОТЛИЧИЯ И СВЯЗЬ. 55
Заключение 57
Библиография 58
В целом механизм ЕВС
Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в намечанном направлении были сделаны.
ЕВС коренным отличается не
только от своей
Действительно, в рамках ЕВС
предусмотрены введение стандарта
ЭКЮ вместо стандарта СДР,
использование "
Во-первых. значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наиболь шими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.
Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития. экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности). отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами. репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п.
В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран. интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.
В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран. Международных валютно-кредитных и финансовых институтов. где главными донорами являются развитые государства. а также на мировом рынке ссудных капиталов. По этому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства.
Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами. входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)
Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой. принятой Комитетом содействия развитию стран. входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публикацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран.
Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.
I. Официальное финансирование развития (ОФР).
1.Официальная помощь развитию (ОПР). в том числе двухсторонняя и многосторонняя.
2.Прочее ОФР. в том числе двухстороннее и многостороннее.
II. Экспортные кредиты.
III. Частные кредиты и субсидии.
1.Международное банковское кредитование.
2.Эмиссия ценных бумаг.
3.Безвозмездные
субсидии неправительственных
Итого
приток ресурсов (I + II + II).
В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное
кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники. Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий. которые предоставляются преимущественно по двухсторонним каналам. Официальные двухсторонние потоки превышали многосторонние более чем вдвое.
В начале 90-х годов на ОФР на двухсторонней основе приходилось около 1/2 ссудного капитала и субсидий. поступивших в развивающиеся страны.
ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и прочее ОФР.
Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок. льготный период. уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования. то он относится к ОПР. если нет. то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита 25 - 30 лет. льготный период - около 10 лет. стоимость кредиты. относящиеся к прочему ОФР. жестче. но обычно более выгодны чем кредиты. полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных капиталов.
Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств. выделяемых странами-донорами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируют соответствующие институты. специализирующиеся на политике ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты. как правило имеют связанный характер. т.е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко ограничивает рамки использования кредита. сужает маневренность страны-получателя. Цены на товары. поставляемые в рамках ОПР. нередко завышаются.
Большая часть ресурсов. выделенных в счет ОПР. привязана к финансированию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств. что не устраивает реципиентов.
Последние стремятся к увеличению программной помощи. которая дает возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда оправдано. поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами. ОФР и тем более ОПР - особый кредитно-финансовый механизм. применяемый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для кредитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем - ликвидации отсталости. Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. в речи тогдашнего президента США Г.Трумэна (четвертый пункт его внешнеполитической программы). В то время США были единственной страной. Которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздействия на глубинные процессы социально-экономического развития стран - получателей помощи. Если первоначально предоставление льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при этом игнорировались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделении льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удовлетворения так называемых основных нужд, т.е. потребность в пище. воде. жилище. медицинском обслуживании. образовании.
Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитованию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных объектов (транспорт. связь. энергетика). Обусловлено это тем. что развить эти низко рентабельные отрасли может только государство.
Кроме того. при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики. Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования в рамках ОПР. все же акцент смещается в сторону решения социальных проблем. К середине 80-х годов ассигнования на образование. здравоохранение. другие социальные и управленческие нужды несколько превысили расходы. связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству. поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышленности. то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей суммы). Это соответствует стратегической линии ОПР. заключающейся в том. Что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств. мобилизованных на мировом рынке капиталов. поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного производства.
Важная роль принадлежит продовольственной помощи. которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны. где складывается взрывоопасная социально-политическая обстановка. В 50 - 60-е годы продовольственную помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в настоящее время некоторые закупают продовольствие на обычных рыночных условиях. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам Африки.
Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в 1954 г.. когда в США был принят закон о развитии торговли сельскохозяйственными излишками и помощи. Принятие этого закона было обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран. но и громадными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы. Американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в развивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти средства переводились на эквивалентные счета. с которых выделялись кредиты и субсидии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского хозяйства других западных странах. число государств-доноров превысило 25. и доля США снизилась примерно до 1/3 в начале 90-х годов.
Информация о работе Международные валютно-финансовые отношения