Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. № 694 "О государственной программе перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и директив учета и отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие малого и среднего предприятия……………………………………..5
2 Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий……………………………………………………………………….8
3 Основные упрощения по сравнению с полной версией Международных стандартов финансовой отчетности ……………………………….…………11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 42.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ                                  УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного  хозяйства

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Международные стандарты финансовой отчетности

на тему: Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий

 

 

 

 

 

Студентка

ФФБД, 4-й курс, РФН-1       Т.Л. Лысухо

 

Проверила          Т.Н. Рыбак

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие малого и среднего  предприятия……………………………………..5

2 Международные стандарты  финансовой отчетности для малых  и средних предприятий……………………………………………………………………….8

3 Основные упрощения по  сравнению с полной версией Международных стандартов финансовой отчетности ……………………………….…………11

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бухгалтерский учет, как  и политика, и идеология не знает  национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются, доказывая  этим, что применяемые в различных  странах системы учета имеют  много общего. Особенно много одинакового  в странах, тесно связанных между  собой экономически, политически, а  также имеющих общие географические границы.

В последние десятилетия  проводится большая работа по унифицированию учета в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Имея общие экономические интересы, страны ЕЭС принимают конкретные шаги по сближению национальных учетных  систем и правовому обеспечению  бухгалтерского учета.

Глобализация практически  всех сфер жизни общества в современных  условиях означает в том числе  и установление универсальных требований к представлению информации о  различных сторонах жизни общества, включая и отчетность о финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования. Последнее получило свое закрепление (начиная с 1973 года) в виде Международных стандартов бухгалтерского учета - МСБУ (International accounting standards - IAS), которые в настоящее время включают 41 стандарт (из них действующие - 34) [2, с.11]. Следует отметить тот факт, что МСБУ устанавливают правила составления прежде всего финансовой отчетности, а также учета отдельных видов сделок (лизинга, продажи, предприятия и т.п.), учета отдельных видов имущества организации (основных средств, ценных бумаг) и отдельных видов деятельности (сельского хозяйства). Однако МСБУ никаким образом не предназначены заменить применяемую в той или иной стране национальную систему бухгалтерского учета и отчетности (хотя, несомненно, гораздо легче составлять отчетность по МСБУ при приближении или совпадении национальных стандартов учета с МСБУ). Следовательно, для того, чтобы финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь была "прозрачна" и понятна для собственников и потенциальных интересов, необходимо представлять информацию об этой деятельности в соответствии с уже сложившимися в большинстве экономически развитых странах мира принципами такого представления, т.е. МСБУ. Существующая же система финансовой отчетности в Беларуси далека от требований МСБУ.

В настоящее время одной  из наиболее актуальных проблем бухгалтерского учета в нашей стране является приведение действующей системы  учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики  и международных стандарт. Поэтому  изучение накопленного в этой сфере  опыта в зарубежных странах, а  также положений и требований международных стандартов имеет  особое значение.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998г. № 694 "О государственной  программе перехода на международные  стандарты бухгалтерского учета  в Республике Беларусь" утверждены государственная программа и  мероприятия по ее реализации, выполнение которых в какой-то мере обеспечило сопоставимость показателей учета  и отчетности в нашей республике с соответствующими показателями других стран. Выполнение программы требует  изучения и внедрения международно признанных стандартов, нормативов и  директив учета и отчетности.

За последнее десятилетие  Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) претерпели значительные изменения в сторону усложнения требований к учету и все большей детализации раскрытия информации. В силу того, что требования разрабатывались для удовлетворения информационных потребностей пользователей отчетности крупных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках, следование им в полном объеме существенно увеличивало нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса, даже несмотря на некоторые послабления, предусмотренные в стандартах для данной категории компаний. В результате Советом по МСФО было принято решение о необходимости разработки отдельного упрощенного стандарта для малых и средних предприятий. 9 июля 2009 г. долгожданный стандарт был официально опубликован и вступил в силу с момента опубликования. Стандарт будет действовать как самостоятельный документ наряду с полной версией МСФО [5, с.5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие малого и среднего предприятия

 

В соответствии со статьей  3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства  относятся зарегистрированные в  Республике Беларусь коммерческие организации  со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек  включительно.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и субъектов  среднего предпринимательства за календарный  год определяется в установленном  порядке как: списочная численность  работников в среднем за год (за исключением  работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи  с усыновлением (удочерением) ребенка  в возрасте до трех месяцев, по уходу  за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя  численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в  том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму  работников).

Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства  и иные его обособленные подразделения.

Специальной регистрации  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц в качестве субъектов  малого и среднего предпринимательства  или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных  органов не требуется [1].

В трактовке Совета по МСФО малые и средние предприятия (далее  – МСП) – это непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. В стандарте не приведено количественных критериев, определяющих понятие «малые и средние предприятия», таких  как объем выручки, величина активов, количество наемных работников и  т. п. Базисным критерием, по которому Совет  по МСФО предлагает определять, может  ли компания использовать данный стандарт, является именно «непубличность» компании.

Согласно разъяснениям в  стандарте, компания является публичной, если ее долговые или долевые инструменты  обращаются на рынке (национальные и  зарубежные фондовые биржи и внебиржевые  рынки, включая местные и региональные) или она находится в процессе выпуска в обращение таких  инструментов.

Публичными также считаются  финансовые компании, основной сферой деятельности которых является содержание или управление на доверительной  основе активами широкого круга сторонних  лиц. К этой категории публичных  компаний относятся банки, кредитные  союзы, страховые компании, брокерские/дилерские  компании, паевые инвестиционные фонды  и инвестиционные банки.

В дополнение Совет по МСФО предложил считать публичными компании, представляющие экономическую значимость для национальной экономики на базе определенного критерия, как то:

 – величина активов; 

 – величина дохода;

 – количество сотрудников; 

 – степень присутствия  на рынке (лидирующее положение)  или 

 – природа и объем  внешних заимствований. 

Однако принятие решения  о включении экономически значимых МСП в список публичных компаний оставлено национальным регулирующим органам.

Приведенное в стандарте  базисное определение предназначено  в большей степени для того, чтобы проинформировать национальные законодательные и регулирующие органы, организации, разрабатывающие  местные стандарты, отчитывающиеся организации и их аудиторов о  сфере применения стандарта и  о том, какие компании однозначно не имеют право его применять.

Руководствуясь данным определением, каждая страна, решившая применять  упрощенный стандарт, может разработать  количественные критерии отнесения  тех или иных компаний к категории  малых и средних. Аналогично местные  власти каждой страны вправе принять  решение о том, что социально  значимые для национальной экономики  компании будут считаться публичными и, следовательно, будут обязаны  применять полную версию международных  стандартов. В большинстве стран  подобные решения принимают либо независимые органы, ответственные  за принятие стандартов финансовой отчетности, либо профессиональные бухгалтерские  институты, либо органы законодательной  власти. Процедура принятия решения  зависит от каждой конкретной страны. Количественные критерии могут быть установлены как в законодательном порядке, так и в пояснениях к сфере применения стандарта.

По мнению Совета по МСФО, основной категорией предприятий, подпадающих под действие стандарта, являются компании с численностью сотрудников порядка 50 человек, однако это могут быть и очень крупные предприятия, ценные бумаги которых не обращаются на рынке, и микрокомпании с численностью сотрудников менее 10 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий

 

В качестве цели стандарта  Совет по МСФО планировал предоставить упрощенный и автономный набор учетных  принципов, основанных на полной версии МСФО и подходящих для менее крупных, непубличных компаний.

По мнению Совета по МСФО, применение стандарта будет способствовать большему распространению Международных  стандартов финансовой отчетности как  в Европе, так и во всем мире.

Данная позиция обосновывается тем, что большая трудоемкость и  высокая затратность подготовки финансовой отчетности в соответствии со всеми требованиями международных  стандартов являлись основными сдерживающими  факторами распространения МСФО среди небольших компаний, не планирующих  размещать свои ценные бумаги на фондовых рынках. Существенное упрощение учетных  принципов, приводящее к снижению стоимости  составления отчетности, имеет большое  значение для данной категории предприятий [4, с. 25].

Важным аргументом в пользу создания упрощенного стандарта  для МСП послужило то, что недостаточные  компетенция и профессиональные навыки бухгалтеров и аудиторов  МСП, необходимые для осуществления  сложных расчетов, требуемых полной версией МСФО, приводили к существенному  снижению достоверности финансовой отчетности МСП.

Стандарт также нацелен  на удовлетворение информационных потребностей пользователей финансовой отчетности МСП, которых больше интересуют краткосрочные  денежные потоки, ликвидность и платежеспособность компании, нежели стоимость компании на рынке.

Основными пользователями финансовой отчетности МСП являются владельцы, не принимающие участия в управлении бизнесом; банки; поставщики; кредитно-рейтинговые  агентства; покупатели. Так, для банков, предоставляющих кредиты, важны  данные о текущей ликвидности  компании, доходности активов, соотношении  долга и собственных средств  компании, значении коэффициента покрытия процентных выплат. Поставщики, предоставляющие  товары в кредит, также хотят оценить  текущее финансовое положение покупателя, прежде чем продавать товары или  услуги в кредит, в особенности  если покупателем выступает небольшая  компания.

Подводя итог, можно сказать, что целью Совета по МСФО при разработке стандарта для МСП было, с одной  стороны, удовлетворение потребностей пользователей отчетности компаний малого и среднего бизнеса, а с  другой – снижение стоимости составления  отчетности.

Создание стандарта началось в 2005 г., когда на основе открытого  опроса (путем публикации на сайте  Документа для обсуждения для  всех заинтересованных лиц), проведенного специально созданной для разработки стандарта рабочей группой Совета по МСФО, было принято решение о  необходимости выпуска отдельного стандарта для непубличных компаний. В качестве отправной точки при  разработке стандарта был выбран полный текст международных стандартов, из которого практически без изменений  взяты фундаментальные положения  Принципов подготовки и составления  финансовой отчетности (Framework).

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий