Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:59, курсовая работа
Цель контрольной работы – изучить сущность и особенности международной валютной системы.
Задачи контрольной работы:
1) Изучить общую характеристику международной валютной системы и её элементов, в т.ч.:
- дать определение валютной системы, рассмотреть её основные элементы;
- исследовать понятие конвертируемости валют как научной категории;
- изучить категорию валютного курса.
2) Дать общую характеристику международных валютно-кредитных институтов, их структуры и функций, в т.ч.:
- рассмотреть Парижскую, Генуэзскую, Бреттон-Вудскую, Ямайскую, Европейскую валютные системы.
3) Изучить направления взаимодействия России с международными валютно-кредитными институтами, в т.ч.:
- дать общую характеристику международных валютно-кредитных институтов;
- исследовать функции международных валютно-кредитных институтов и их роль в международной валютной системе;
- охарактеризовать взаимодействие России с международными валютно-кредитными институтами.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1 Общая характеристика международной валютной системы……………. 5
1.1 Содержание валютной системы, её элементы……………………………. 5
1.2 Конвертируемость валют как одна из финансовых категорий, характеризующих состояние международной валютной системы……... 7
1.3 Валютный курс как неотъемлемый элемент международной валютной системы……………………………………………………………………… 9
2 Виды международных валютных систем и их эволюция………………... 12
2.1 Парижская валютная система……………………………………………... 12
2.2 Генуэзская валютная система……………………………………………... 12
2.3 Бреттон-Вудская валютная система………………………………………. 13
2.4 Ямайская мировая валютная система…………………………………….. 14
2.5 Европейская валютная система……………………………………………. 15
2.6 Мастрихстский договор……………………………………………………. 16
3 Институциональная структура международной валютной системы…… 18
3.1 Общая характеристика международных валютно-кредитных институтов………………………………………………………………….. 18
3.2 Функции международных валютно-кредитных институтов и их роль в международной валютной системе……………………………………….. 20
3.3 Взаимодействие России с международными валютно-кредитными институтами………………………………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………….. 25
Список использованных источников…………………………………………… 26
5) Парижский клуб стран-кредиторов
Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран – Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.
Главная идея деятельности Парижского клуба – проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %.
6) Лондонский клуб стран-кредиторов
Лондонский клуб стран-кредиторов – это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название «Лондонского клуба». Данный клуб является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны «третьего мира».
Лондонский клуб стран-кредиторов возглавляет Дойче-банк (Франкфурт-на-Майне). /17/
3.3 Взаимодействие России
с международными валютно-кредитными
институтами
Россия
активно взаимодействует с
Рассмотрим
подробнее взаимоотношения
В 2009 году исполнится 17 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.
Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.
Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.
Семнадцатилетний опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.
Стратегия деятельности МБРР России в 2007-2008 гг. характеризовалась ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов).
Среди
новых направлений
В целом при вступлении в ХХI век в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР. Эти проекты охватывают практически все сектора экономики – энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций.
Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов. /9/
Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 – транспорту, 12 – финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.
Осложнение отношений России и МБРР привело к тому, что ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.
К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка – почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.
Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2008-2010 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.
Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств.
За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов. /13/
Заключение
Валютная система – правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др.
Мировая валютная система – форма организации международных валютных отношений, которая возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система связана с национальными валютными системами через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, систему межгосударственного валютного регулирования и благодаря координированию валютной политики стран. Связь и различия национальной и мировой валютных систем проявляются и в элементах, характеризующих эти системы.
Конвертируемость (обратимость) национальной валюты – свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в качестве обязательного посредника обслуживают развитие форм внешнеэкономической деятельности, выступают во всех сферах международного обмена. Через механизм конвертируемости валют решаются проблемы международного платежного средства, использования валюты одного государства на территории других государств.
Важным элементом валютной системы является валютный курс, так как развитие международных экономических отношений требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран. Валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны; соотношение между денежными единицами разных стран, определенное их покупательной способностью.
Современная международная валютная система в своём развитии прошла несколько стадий. Её эволюция привела к появлению Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской, Ямайской, Европейской валютных систем.
Институциональная
структура международных
Список
использованных источников