Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:57, контрольная работа
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов
1 Межбюджетные отношения в РФ…………………………………………3
1.1 Понятие и структура межбюджетных отношений в РФ……………….3
1.2 Принципы и проблемы межбюджетных отношений в РФ………........8
1.3 Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ…………….11
2 Тестовая часть……………………………………………………………..16
Тест №1……………………………………………………………………….16
Тест №2……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………….20
Другая группа проблем связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием. Вертикальное выравнивание - это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений. Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий. При этом, как показывает практика, должный эффект может дать только разумное сочетание вертикального и горизонтального выравнивания [10].
Но горизонтальное
выравнивание значительно сложнее,
чем вертикальное ввиду огромных
различий в экономическом положении
и бюджетных возможностях территорий,
региональных и местных властей.
И особенно сложным оно стало
в условиях экономического спада, сужения
налогооблагаемой базы, когда наметилась
тенденция централизации
1.3 Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ
В современных условиях развития российской экономики значение правильно построенной системы межбюджетных отношений трудно переоценить. Большинство экономистов – политиков признают факт возникновения проблем в российской экономике в результате влияния последствий мирового финансового кризиса, что отражается в усилении роли государственного финансового регулирования, в том числе межбюджетных отношений [7].
Природные ресурсы распределены по территории Российской Федерации неравномерно и, в отличие от человеческих ресурсов, перераспределить их практически невозможно. В результате, мы являемся заложниками той ситуации, когда развиваются уже достаточно развитые регионы в силу экономико-географического положения, а качество жизни людей большинства регионов, на территории которых не ведется добыча минерального сырья, фактически зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.
Таким
образом, перед Россией стоит
важная задача – построение экономики
с пропорционально развитой структурой
народного хозяйства. При этом перспективное
направление - это инвестиции в человеческий
капитал, связанные со сферой высоких
технологий.
Дот тех пор пока сохраняются серьезные
отличия в бюджетной обеспеченности регионов,
объем, и качество бюджетных услуг не должны
быть поставлены в зависимость от финансовых
возможностей субъектов РФ, которые значительно
дифференцированы в результате сложившейся
структуры их экономики и степени развития
экономического потенциала. В этой связи
необходимо продолжать совершенствование
межбюджетных отношений с учетом стратегических
целей развития государства, в числе которых
– переход российской экономики от экспортно-сырьевого
к инновационному социально ориентированному
типу развития.
Для того чтобы приблизиться к достижению
поставленных стратегических ориентиров
был реализован ряд важных мер, в том числе
касающихся межбюджетных отношений и
направленных на стимулирование субъектов
РФ и муниципальных образований к повышению
качества управления региональными и
муниципальными финансами.
В ст. 130
и 136 Бюджетного кодекса РФ закреплены
различные условия
Принятые в 2007 г. поправки в Бюджетный
кодекс РФ завершили закрепление на долгосрочной
основе доходов за субъектами РФ и муниципальными
образованиями [5].
Наряду
с заложенными в методиках
выравнивания бюджетной обеспеченности
регионов стимулами это стало
одним из факторов устойчивого роста
налоговых и неналоговых
В настоящее
время система межбюджетных отношений
характеризуется наличием ряда недостатков,
которые в долгосрочном периоде
могут стать реальным препятствием
на пути динамичного и
Нарастает
дисбаланс в социально-
Так, если по результатам исполнения федерального
бюджета в 2004 году объем финансовой помощи
другим бюджетам бюджетной системы, без
учета средств, передаваемых государственным
внебюджетным фондам, составил 401,2 млрд.
руб., то в 2006 г. объем межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета, за исключением
трансфертов внебюджетным фондам, составил
уже 584,6 млрд. руб. при этом на 2009 год в соответствии
с Федеральным законом от 24 ноября 2008 г.
№ 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов» они
запланированы в сумме 1228,8 млрд. руб.
В целом, по уточненным плановым показателям
2008 года, в Российской Федерации 45,6% собственных
доходов местных бюджетов составляет
финансовая помощь из бюджетов других
уровней. Значительную долю занимает финансовая
помощь в местных бюджетах Чукотского
автономного округа (3,5%), Агинского Бурятского
автономного округа (78,7%), Республики Саха
(Якутия) (74,3%), Республики Дагестан (69,6%),
Республики Тыва (69%) [6].
90% муниципальных образований
В настоящее
время актуальными являются вопросы
расширения собственной доходной базы
региональных и местных бюджетов
в целях повышения степени
самостоятельности органов
В качестве
перспективных мер в
1. Совершенствование
налогообложения вертикально
2. Постепенный
переход к налогу на
3. Зачисление
в местные бюджеты налога, взимаемого
в связи с применением
4. Установление на постоянной основе прав
органов государственной власти субъектов
РФ по замене дотаций (части дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований дифференцированными
нормативами отчислений от любых федеральных
и региональных налогов и сборов, подлежащих
зачислению в бюджеты субъектов РФ) [4].
В связи
с высокой степенью дифференциации
налогового потенциала и стоимости
оказания бюджетных услуг в регионах
РФ при распределении субсидий в
соответствии с указанным постановлением
Правительства РФ требуется учитывать
уровень бюджетной
Основными задачами по совершенствованию управления региональными и муниципальными финансами на ближайшую перспективу являются:
- расширение
собственной доходной базы региональных
и местных бюджетов;
- формирование новых стимулов к увеличению
доходной базы бюджетов субъектов РФ и
муниципальных образований;
- продолжение работы по приведению расходных обязательств РФ и субъектов РФ в соответствие с разграничением полномочий;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;
- формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами.
В настоящее время существует объективная необходимость дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ [3].
Во всем
мире на протяжении тысячелетий действовал
и действует закон
1. С повышением
концентрации финансовых ресурсов в центральном
бюджете ухудшается состояние территориальных
финансов.
2. Уменьшение доли территориальных финансов
влечет за собой ухудшение экономического
и социального положения в регионах.
3. Снижение параметров экономического
и социального развития регионов ведет
к ухудшению этих показателей в целом
по стране [11].
Это позволило нам сформулировать следующий
закон:
«Чем выше уровень концентрации средств
в центральном бюджете, тем ниже уровень
экономического и социального развития
государства», иначе говоря, увеличение
доли центрального бюджета уменьшает
долю средств, направляемых на жизнеобеспечение
человека [4].
2 Тестовая часть
Тест№1.
Вопрос: Сущность балансового метода построения бюджета:
Варианты ответов:
а) расходы бюджета должны соответствовать его доходам;
б) не должно быть бюджетного дефицита;
в) налоговые поступления должны быть равны сумме расходов.
Решение:
а) расходы бюджета должны соответствовать его доходам;
Ответ верный
Чтобы правильно ответить на вопрос необходимо знать, что такое балансовый метод построения бюджета.
Балансовый метод – установление правильного соотношения между расходами и доходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями, для устойчивости бюджета.
[Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» /Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 89с.]
Из определения можем сделать вывод, что сущность балансового метода построения бюджета, заключается в том, чтобы установить равновесие между расходами и доходами бюджета, т.е. расходы бюджета должны соответствовать его доходам.
б) не должно быть бюджетного дефицита;
Ответ неверный
Если
запланированные расходы
Если мы говорим, что не должно быть бюджетного дефицита, значит, имеем в виду, что расходы бюджета не должны превышать доходы бюджета. Данное выражение не отображает сущность балансового метода построения бюджета.
в) налоговые поступления должны быть равны сумме расходов.
Ответ неверный
Данный ответ не соответствует сущности балансового метода построения бюджета.
Тест №2
Вопрос: Финансовая политика направлена на:
Варианты ответов:
а) создание государственных резервов;
б) целевую мобилизацию финансовых резервов, их распределение, перераспределение и использование;
в) реализацию экономической политики финансовыми инструментами.
Решение:
а) создание государственных резервов;
Ответ неверный
Государственный резерв - это особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для обеспечения мобилизационных нужд РФ; обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, предприятиям, учреждениям, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок.
Финансовая
политика направлена на мобилизацию
финансовых ресурсов в государственный
бюджет, а не на создание государственных
резервов.
б) целевую мобилизацию финансовых резервов, их распределение, перераспределение и использование;
Ответ верный
Информация о работе Межбюджетные отношения: проблемы, перспективы развития