Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:57, контрольная работа
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов
1 Межбюджетные отношения в РФ…………………………………………3
1.1 Понятие и структура межбюджетных отношений в РФ……………….3
1.2 Принципы и проблемы межбюджетных отношений в РФ………........8
1.3 Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ…………….11
2 Тестовая часть……………………………………………………………..16
Тест №1……………………………………………………………………….16
Тест №2……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………….20
Содержание
1 Межбюджетные
отношения в РФ…………………………………………3
1.1 Понятие
и структура межбюджетных
1.2 Принципы
и проблемы межбюджетных отношений в РФ………........8
1.3 Перспективы развития межбюджетных отношений в РФ…………….11
2 Тестовая
часть……………………………………………………………..
Тест №1……………………………………………………………………….
Тест №2……………………………………………………………………….
Список
использованной литературы……………………………………….20
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов [7].
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным
уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по
временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации;
· принцип распределения доходных источников (формы и направление
поддержки дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты [8].
В основе
процесса распределения расходов и
доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип
Бюджетным
кодексом РФ (ст.48) установлено, что
при распределении налоговых
доходов по уровням бюджетной
системы налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ должны составлять не
менее 50% от суммы доходов
Распределение
средств между отдельными звеньями
бюджетной системы РФ во второй половине
90-х годов характеризуют
Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (в %) | |
Консолидированный бюджет | 100 |
Федеральный бюджет | 45-55 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 55-45 |
Из них | |
Бюджеты субъектов РФ (региональные) | 20-25 |
Местные бюджеты | 25-30 |
В том числе | |
Городские бюджеты | 16-20 |
Районные бюджеты | 7,5-8 |
Поселковые бюджеты | 0,5-0,7 |
Сельские бюджеты | 1-1,3 |
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные
доходы составляют меньшую часть
доходов территориальных
Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные местные органы власти функции, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы [2].
Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах) бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
К регулирующим
доходам территориальных бюджетов относятся
также трансферты – средства, поступающие
из федерального и региональных фондов
финансовой поддержки регионов, размер
которых рассчитывается по установленной
правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и региональных
налогов, средств, поступающих из фондов
финансовой поддержки, для сбалансирования
территориальных бюджетов используются
дотации, субвенции и субсидии.
Дотация – это средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
на безвозмездной и безвозвратной основах
для покрытия текущих расходов.
Субвенция
– это средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы или
юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах для осуществления
целевых расходов.
В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса
РФ в случае нецелевого использования
субвенций и субсидий и нарушения сроков
их использования сумма их может быть
востребована органами власти, выдавшими
эти средства [2].
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Однако
дотация, субвенция и субсидия как
методы наделения финансовыми
Тем не
менее, полностью исключить их как метод
наделения территориальных бюджетов необходимыми
средствами нельзя.
Дотации, субсидии и субвенции необходимы
в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся
условий и проводимой политики в области
охраны окружающей среды, наличия исторических
памятников и других причин экономический
потенциал не может быть расширен в таких
размерах, чтобы обеспечить территориальное
формирование доходов. Местные же источники
не в состоянии обеспечить покрытие необходимых
расходов. Примером могут служить города
и поселки – курорты, города - исторические
и архитектурные заповедники, научные
центры и др. Субвенции следует выдавать
целевым назначением на определенные
мероприятия, на осуществление которых
на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных
доходов и налогов, трансфертов, дотаций,
субсидий и субвенций, значительным источником
формирования доходной базы территориальных
бюджетов являются средства, полученные
из других бюджетов. В порядке взаимных
расчетов часть средств передается из
вышестоящего бюджета в нижестоящий. Однако
при этом большая часть оседает в нижестоящих
бюджетах.
Из всех регулирующих доходов этот источник
наименее пригоден для обеспечения территориальных
бюджетов финансовыми ресурсами. Если
отчисления от государственных доходов
и налогов, трансферты, дотации, субвенции
и субсидии заранее планируются в доходах
этих бюджетов, то средства им в процессе
исполнения бюджета, ставят их в еще большую
зависимость от вышестоящих бюджетов
[1].
Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидируемый бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированный бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты [9].
1.2 Принципы и проблемы межбюджетных отношений
Бюджетный федерализм - это отношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства [11].
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
* единство
общегосударственных и
* сочетание
централизма и децентрализма
в разграничении бюджетно-
* высокая
степень самостоятельности
* активное
участие субъектов РФ в
Решение основных проблем бюджетного федерализма и, в частности, межбюджетных отношений зависит, прежде всего, от своевременного перечисления в регионы трансфертов из федерального бюджета. Причина такой зависимости - финансовая слабость предприятий, их пораженность экономическим кризисом. Достаточно сказать, что объемы просроченной задолженности по платежам в бюджет сегодня больше, чем суммарный объем налоговых доходов консолидированного бюджета. В отдельных республиках (Алтай, Саха, Бурятия) более половины предприятий являются убыточными, причем в большинстве случаев не осуществляется их банкротство. Жесткие меры по стабилизации финансовой системы страны привели к снижению уровня реальных доходов населения. В силу известных причин фактически раздельно функционируют финансовый сектор экономики и производство, которое работает на основе бартера и взаиморасчетов. Отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. Негативное влияние имеет преимущественное финансирование отраслевых приоритетов по сравнению с приоритетами территориальными. Оно ведет к усугублению диспропорций в уровне социально-экономического развития республик и других субъектов Федерации. Наконец, свою лепту внесло и многолетнее командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок здесь такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Примером могут служить такие республики, как Калмыкия, Бурятия, Алтай, Тува [8].
Информация о работе Межбюджетные отношения: проблемы, перспективы развития