Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:56, реферат
Целью данной работы является исследование понятия «гудвилл» и методологии его оценки.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «гудвилл».
2. Определить роль гудвилла в стоимости российских компаний.
3. Описать методы определения стоимости гудвилла.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФЕРАТ
на тему:
«Методология оценки гудвилла»
Студент группы ОС4-1Товмасян Георгий | |
Научный руководитель Якубова Дильбар Назибовна |
Москва
2011 г.
Введение
Любая компания обладает не только материальными ценностями, такими, как здания, оборудование, запасы сырья и материалов, денежные средства и т.д., но и деловой репутацией, сложившимся кругом клиентов и проверенных поставщиков, торговыми марками и брендами, известностью на рынке и другими факторами, которые, на первый взгляд, очень сложно оценить. Однако, при продаже бизнеса, при покупке готовой фирмы, при слияниях и поглощениях, да и просто для грамотного управления стоимостью компании нужно знать сколько стоят и нематериальные ценности компании.
Целью данной работы является исследование понятия «гудвилл» и методологии его оценки.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие «гудвилл».
2. Определить роль гудвилла в стоимости российских компаний.
3. Описать методы определения стоимости гудвилла.
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА гудвилла
1.1 Подходы к определению термина «гудвилл»
Существует множество определений термина «гудвилл» (goodwill). Это понятие трактуется как репутация, уважение, респектабельность, известность. Гудвилл - это, прежде всего общественное мнение по отношению к названиям, стилям, помещениям, товарным знакам, логотипам, проектам, товарам и любым другим предметам, находящимися во владении или под контролем компании, а также отношения с клиентами и заказчиками. Источниками гудвилла могут выступать, как конкретный мастер в салоне красоты, к которому идут люди, так и качественная кухня в ресторане.
Гудвилл нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по практике работы бизнеса. К примеру, если среди ряда компаний, работающих в равных условиях (территориальных, ценовых, сервисных), одна привлекает к себе большее количество клиентов, чем остальные, это свидетельствует о том, что ее гудвилл дороже или «сильнее.
Для бизнеса большое значение играет формирование узнаваемости торговой марки, бренда, и постоянной клиентуры. Создание сильных брендов, расширение клиентского контингента, узнаваемость торговых марок, требует поддержания жестких стандартов качества и определенного поведения в отношении клиентов и партнеров, введение системы бонусов для постоянных клиентов и т.д. Все эти действия должны способствовать формированию гудвилла.
В соответствии со стандартом BSV-I1, принятым Американским Обществом Оценщиков (American Society of Appraisers, ASA) гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т.д. Эти факторы отдельно не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли . Гудвилл - это совокупность элементов бизнеса (предприятия), которые побуждают клиентов пользоваться товарами или услугами данного предприятия и приносят ему прибыль (доход), сверх того размера, который требуется для получения разумной (среднеотраслевой, страновой) прибыли (дохода) с материальных активов (инвестиций), и прибыль (доход) от объекта интеллектуальной собственности (ОИС), идентифицированных и оцененных отдельно.
Одни экономисты интерпретируют гудвилл как стоимость практических нематериальных активов, другие же определяют гудвилл как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его нематериальных активов и той части нематериальных активов, что отображена в бухгалтерской отчетности. В процессе оценки целесообразнее использовать понятие «гудвилл» во втором значении. Сторонники и первой, и второй точек зрения сходятся в том, что гудвилл:
- присутствует только
при наличии избыточной
- не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него. Более того, гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
1.2 Роль гудвилла в стоимости российских компаний
С точки зрения влияния гудвилла на стоимость российских компаний, все предприятия можно разделить на три группы:
· гудвилл компании был эффективно сформирован и сейчас в силу стагнации компании составляет основную часть ее стоимости;
· гудвилл является значимой, но не основной составляющей стоимости;
· гудвилл еще не определен в качестве фактора, генерирующего прибыль.
К первой группе предприятий относится, например, компания «Аспект-Модификатор», достаточно известный производитель автохимии. Эксперты «Магазина Готового Бизнеса» оценили ее стоимость в 12 млн. долл. США. В 2000 году компания занимала около 50% отечественного рынка автомобильной химии, но к 2010 году смогла сохранить лишь 8%. Суммарные затраты на приобретение активов были оценены в 10 млн. долл. США, однако эти активы узкоспециализированы, а значит, низколиквидны и имеют небольшую стоимость продажи. Итоговая стоимость бизнеса была сформирована в основном за счет нематериальных активов: товарного знака (узнаваемого на всей территории России), технологической документации, положительных экспертных заключений ведущих исследовательских центров. Но главное, потребители помнят, как всего несколько лет назад они буквально выстраивались в очередь за продукцией компании «Аспект-Модификатор». Учитывая это, потенциальные инвесторы прогнозируют хорошие перспективы развития для компании.
Ко второй группе относятся компании, гудвилл которых составляет от 25 до 40% стоимости. В первую очередь это консалтинговые, оценочные и юридические фирмы. Также в эту группу входят предприятия, работающие в сфере услуг. И те и другие компании начинают приносить стабильную прибыль только при условии формирования постоянной клиентуры и определенной репутации, то есть гудвилла. Компании, работающие на этом сегменте рынка, относятся к числу наиболее часто продаваемых и покупаемых. В качестве примера можно привести известный московский ресторан «Алладин», стоимость материальных активов которого составила 500 тыс. долл. США, причем ликвидность некоторых из них была сомнительна (например, на диван, покрытый шкурой пони, стоимостью 30 тыс. долл. США найти покупателя не так просто). В то же время специалисты «Магазина Готового Бизнеса» оценили ресторан в 800 тыс. долл. США. Свою роль здесь сыграли популярность заведения и уникальная для российского ресторанного рынка концепция. Все эти факторы позволили прогнозировать срок окупаемости в два года, сделав ресторан одним из наиболее привлекательных инвестиционных предложений на рынке.
Третья группа -- это малоизвестные и «нераскрученные» компании. В силу неэффективно сформированного гудвилла их владельцы не могут рассчитывать на получение за свой бизнес больших средств. В качестве примера можно привести компанию «Дарис», занимающуюся производством чипсов. Ее оценочная стоимость составила 880 тыс. долл. США, 860 тыс. из которых составляют материальные активы. При этом исследования показывают, что рынок снэковой продукции, к которой относятся чипсы, далек от насыщения и стоимость гудвилла компаний, грамотно построивших свою политику и сумевших сделать торговую марку узнаваемой, может быть сопоставимой со стоимостью материальных активов.
2. Методология оценки гудвилла
В российской практике наиболее широко применяются следующие способы оценки стоимости гудвилла компании:
· по разности суммарной рыночной стоимости активов предприятия и стоимости всего бизнеса;
· с позиции избыточной прибыли;
· по объему реализации.
Рассмотрим подробнее перечисленные методы оценки стоимости гудвилла компании.
2.1 Метод налогового управления США (оценка гудвилла с позиций избыточной прибыли)
Методика оценки гудвилла, предполагающая расчет избыточной прибыли, основывается на предположении, что если одно предприятие получает больший объем прибыли на единицу активов, чем аналогичное предприятие этой же отрасли, то это означает, что дополнительную прибыль предприятию приносит именно его гудвилл или деловая репутация.
В основу метода определения гудвилла методом избыточной прибыли была положена концепция, разработанная Налоговым управлением США и введенная Министерством финансов США.
Предполагалось, что активы всех компаний приносят одинаковую прибыль. Таким образом, определив нормативную прибыль на единицу активов нужно сопоставить ее с реальным показателем прибыльности активов и определить объем неучтенных активов, то есть гудвилл.
Инструкцией налоговой инспекции США № 68-609 ставки дохода для материальных и нематериальных активов были установлены директивно. Для предприятий с низким уровнем риска 8% - ставка дохода для материальных активов и 15% для нематериальных. Для предприятий с высоким уровнем риска - 10 % и 20%, соответственно.
В российской практике отсутствуют подобного рода закрепленные коэффициенты прибыльности, что с одной стороны усложняет проведение оценки, а с другой в результате тщательного подбора предприятий аналогов, позволяет повысить достоверность оценки и избежать допусков, присущих широким обобщениям. Отбирая предприятия аналоги, с которыми может быть проведено сравнение доходности, нужно руководствоваться следующими критериями:
- предприятие производит аналогичную продукцию (работы, услуги);
- располагается в той же местности (область, район);
- обладает аналогичными производственными мощностями.
Этот метод включает следующие этапы.
1. Определяют рыночную стоимость всех отраженных в балансе активов.
2. Рассчитывают нормализованную
прибыль оцениваемого
3. Определяют среднеотраслевую доходность на активы или на собственный капитал.
4. Рассчитывают ожидаемую прибыль на основе умножения среднеотраслевого дохода на активы (или на собственный капитал).
5. Определяют избыточную
прибыль. Для этого из
6. Рассчитывают стоимость
нематериальных активов (
Необходимо учесть, что оценщик должен убрать неоперационные активы из рыночной стоимости активов, также как и неоперационные доходы из фактической чистой прибыли предприятия. Некоторые оценщики используют для расчета избыточной прибыли среднюю величину активов и среднюю прибыль за определенный период времени, обычно за пять дет. Но данный подход оправдан, если данные выбранного периода отражают обоснованные будущие ожидания, более того, «аномальные годы» с уровнем прибыли значительно выше или ниже среднего, должны быть исключены из рассмотрения. Использование же простой средней или средневзвешенной величины прибыли за несколько последних лет без учета того, насколько ретроспективная информация отражает возможную будущую прибыль, приведет к недооценке или переоценке предприятия.
Важнейшей проблемой при
использовании метода избыточных прибылей
является правильность выбора ставки
капитализации для расчета
Обычно инвесторы оплачивают ожидаемую будущую прибыль, получаемую от гудвилла в течение периода, не превышающего пять лет. При таких допущениях ставка капитализации рассчитывается как величина, обратная количеству приносящих избыточную прибыль лет, за которые инвестор готов заплатить
Достоверность полученных результатов
в значительной степени будет
зависеть от степени сопоставимости
предприятий отрасли, включаемых в
выборку для определения
Если же с помощью метода избыточных прибылей оценщик пытается определить стоимость, приходящуюся на все нематериальные активы, то он должен проделать следующие операции.
1. Выявить рыночную стоимость
материальных активов (без
2. Определить величину
прибыли, приходящуюся на
3. Рассчитать среднюю
прибыль, приносимую
4. Определить избыточную прибыль как разницу между 2 и 3 этапами.
5. Рассчитать стоимость
нематериальных активов путем
деления величины избыточной
прибыли на коэффициент
Пример. Руководство ЗАО «Ангара» решило оценить гудвилл компании методом избыточных прибылей. Чистые активы компании составили 400 тыс. долл. США, а годовая чистая прибыль - 80 тыс. долл. США. Таким образом, рентабельность чистых активов равна 20% (80/400х100%).
В результате проведенного исследования было определено, что рентабельность активов аналогичных предприятий составляет в среднем 15%, то есть прибыль ЗАО «Ангара» на 5% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям. Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли, такое расхождение возникло из-за того, что не учтена часть активов ЗАО «Ангара», а именно гудвилл.
Соответственно, чтобы получить 80 тыс. долл. США прибыли при 15% рентабельности активов, предприятию потребовалось бы располагать активами на сумму 533 тысячи долларов (80/15%). Из этого можно заключить, что стоимость гудвилла компании составляет 133 тыс. долл. США (533тыс. долл. США - 400 тыс. долл. США).
2.2 Оценка гудвилла по объему реализации
Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности. Гудвилл компании рассчитывается по формуле: