Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примере бюджета города Калининград

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

- изучение научных основ финансового планирования и прогнозирования;

- изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;

- рассмотрение методологических подходов к планированию расходов бюджета города Калининград;

- внесение предложений по повышению эффективности планирования расходов бюджета города Калининград.

Содержание

Введение

1. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования

1.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования

1.2 Методы бюджетного планирования

1.3 Методы бюджетного прогнозирования

2.Планирование бюджета муниципального образования города Калининград

2.1 Экономическая характеристика города Калининград

2.2 Планирование бюджета города Калининград программно-целевым методом

3. Предложения по эффективному планированию бюджета города Калининград

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 56.33 Кб (Скачать)

 

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом  по схеме вопрос - ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы  относительно перспектив развития прогнозируемого  объекта.

 

Аналитический метод предусматривает  тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой  состояния и путей развития прогнозируемого  объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки.

 

Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методы коллективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованности  мнений экспертов по перспективным  направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов.

 

Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие  группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов, привлекаемых для  разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек в зависимости  от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы  для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность  понимания отдельных вопросов и  независимость суждений экспертов. После опроса осуществляется обработка  материалов, полученных в результате коллективной экспертной оценки. Окончательная  оценка может определяться как среднее  суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов [11,с. 212].

 

Методы экстраполяции

 

В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции  заключается в изучении сложившихся  в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.

 

Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция  базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих  тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной экстраполяции фактическое  развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с  учетом изменений влияния различных  факторов в перспективе.

 

Методы экстраполяции  являются наиболее распространенными  и проработанными. Основу экстраполяционных методов составляет изучение эмпирических рядов. Эмпирический ряд — это множество наблюдений, полученных последовательно во времени.

 

В экономическом прогнозировании  широко применяется метод математической экстраполяции, в математическом смысле означающий распространение закона изменения функции из области ее наблюдения на область, лежащую вне отрезка наблюдения [11, с. 212].

 

Метод исторических аналогий

 

Методы исторических аналогий следует использовать при прогнозировании  развития новых объектов и процессов, по которым нет ретроспективной  информации. Суть метода заключается  в выборе объекта-аналога для  объекта прогнозирования, который  в своем развитии опережает объект прогнозирования. Прогноз будет  заключаться в сопоставлении, имеющейся  информации по объекту-аналогу со специфическими особенностями объекта прогнозирования, на основании этого делается заключение о развитии объекта прогнозирования  в будущем. Однако, несмотря на всю  привлекательность, данный метод имеет  целый ряд ограничений и сложностей в процессе применения. Во-первых, следует  очень внимательно и тщательно  подходит к подбору объектов-аналогов. Во-вторых, следует учитывать все  специфические особенности объекта  прогнозирования, а также действия внешних факторов.

 

Итак, под методами прогнозирования  следует понимать совокупность приемов  и способов мышления, позволяющих  на основе ретроспективных данных внешних  и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного  и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта. К  числу наиболее распространенных методов  бюджетного прогнозирования относят: метод экспертных оценок, метод экстраполяции; метод исторических аналогий [11, с. 211].

 

 

 

2.Планирование бюджета  муниципального образования –  города Калининград

2.1 Экономическая характеристика  города Калининград

Экономика Калининградской  области характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации –  в регионе не существует отраслей и кластеров, которые могли бы монопольно определять основные экономические  тенденции развития. С одной стороны, это является признаком устойчивости экономической системы и указывает  на достаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условиях растущей конкуренции  в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисных  отраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения  собственной специализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.

 

Динамика валового регионального  продукта Калининградской области  за последние несколько лет, предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису, свидетельствует о высоких темпах роста экономики региона, значительно  опережающих темпы роста экономики  по России в целом.

Таблица 2.1.Динамика ВРП Калининградской  области и ВВП России в 2002-2009 гг. в сопоставимых ценах, в процентах (%) к предыдущему году

 

 

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

 

2008

 

2009

 

ВРП Калининградской области

 

109,5

 

109,3

 

112,6

 

103,6

 

127,6

 

119,9

 

109,9

 

86,6

 

ВВП по России

 

104,7

 

107,3

 

107,2

 

106,4

 

107,4

 

108,1

 

105,6

 

91,5

 

 

 

Анализ доходов бюджета  за 2009 год

 

Бюджет городского округа на 2009 год утвержден решением окружного  Совета депутатов Калининграда от 12.12.2008 г. № 411 по доходам в сумме 7944,3 млн. руб. (Приложение 1), в том числе:

 

-        налоговым  и неналоговым доходам в сумме  5130,7 млн. руб.;

 

-        финансовой  помощи из областного бюджета  в сумме 1632,9 млн. руб.;

 

-        доходов  от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, средств  безвозмездных поступлений и  иной приносящей доход деятельности  в сумме 1180,7 млн. руб.

 

Бюджет города по доходам  исполнен в сумме 10271 млн. руб. или  на 129,3% к утвержденному плану  и на 94,8% к уточненным плановым назначениям (10836,3 млн. руб.), в том числе по налоговым и неналоговым доходам  – 5582,8 млн. руб.(98% уточненного плана), финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня – 3350,8 млн. руб. .(88,4%), безвозмездным  поступлениям от государственных организаций  – 10,5 млн. руб. .(100%), прочим безвозмездным поступлениям – 6,6 млн. руб. (183,3%), доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 1320,2 млн. руб. (98,9%).

 

По сравнению с соответствующим  периодом прошлого года общий объем  доходов городского бюджета увеличился на 0,7%. Налоговые и неналоговые  доходы составили 54,4% от общей суммы  доходов бюджета за отчетный период.

 

В связи с изменением межбюджетных отношений и значительным снижением  доходов, получаемых в виде арендной платы за землю и муниципальное  имущество, удельный вес налоговых  доходов в отчетном периоде вырос  по сравнению с 2007 годом на 2,6%, вместе с тем соответственно уменьшилась  доля неналоговых доходов.

 

В структуре доходной части  бюджета наибольший удельный вес  занимают налоги на совокупный доход  – 34,2%, налог на доходы физических лиц  – 33,9%, доходы, получаемые в виде арендной платы за землю – 9,3%, доходы от продажи  материальных и нематериальных активов  – 10,0%.

 

Анализ расходов бюджета  за 2009 год

 

Бюджет городского округа по расходам за 2009 год исполнен в  сумме 11060,5 млн. руб., т.е. на 92% к уточненному  и на 130,9% к утвержденному годовому плану (Приложение 1). За отчетный период расходы бюджета уточнялись на сумму 3573,8 млн. руб. в том числе:

 

1) за счет остатков бюджетных  средств, сложившихся по состоянию  на 01.01.2003 года - на 687,6 млн. руб.,

 

2) за счет дополнительно  полученных средств областного  и федерального бюджета – 2179,9 млн. руб.;

 

3) за счет дополнительно  полученных доходов от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями на сумму 153,7 млн.  руб.;

 

4) за счет средств Фонда  социального страхования на проведение  летней и осенней оздоровительной  компании - 10,5 млн. руб.;

 

5) за счет средств полученных  от сдачи в аренду муниципального  имущества, находящегося в оперативном  управлении бюджетных учреждений  – 3,9 млн. руб.;

 

6) за счет увеличения  доходной части бюджета – 538,2 млн. руб.

 

Финансирование расходов в отчетном периоде производилось  в рамках утвержденного бюджета  в соответствии со сводной бюджетной  росписью и сметами расходов получателей  средств по казначейской системе  исполнения бюджета.

 

Расходы городского бюджета  осуществлялись в структуре классификации  операций сектора государственного управления, функциональной классификации  расходов бюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов  бюджетных обязательств.

 

За 2009 год кассовое исполнение расходов составило 11060,5 млн. руб. Для  обеспечения жизнедеятельности  муниципалитета в отчетном периоде  средств затрачено на 1011,6 млн. руб., или на 10,1% больше, чем за 2008 год. Расходы  произведены:

 

-              за счет собственных доходов  бюджета - 52,3% ;

 

-              средств федерального и областного  бюджета–32,4%,

 

-              дополнительного источника финансирования  – арендной платы от имущества,  находящегося в оперативном управлении  бюджетных учреждений–0,4%,

 

-              платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями –11,6% ;

 

-              средств Фонда социального страхования  на проведение оздоровительной  компании (летней и осенней) –  0,1%;

 

-              кредитов банков –2,7%;

 

-              кредита из областного бюджета  –0,5%.

 

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают отрасли «Образование» - 31,2 % всех расходов , «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 27,4 %, «Здравоохранение и спорт»- 14,5 %, «Социальная политика» -9,0 %.

 

Анализ дефицита бюджета

 

Дефицит бюджета за отчетный год сложился в размере 789,5млн. рублей.

 

На покрытие дефицита бюджета  и погашение муниципального долга  в отчетном году привлекались заемные  средства в сумме 353,2 млн. руб., остатки  средств на счете бюджета городского округа – 436,3 млн. руб.

 

За 2009 год городским округом  «Город Калининград» исполнены долговые обязательства по кредитам коммерческих банков в сумме 630 млн. руб.

 

Таким образом, доходы бюджета  города Калининград за 2009 год составили 10,3 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 29,3% и меньше уточненного плана на 5,2%Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 0,7% по сравнению с 2008 годом. Расходы же бюджета составили 11 млрд.руб, что выше на 30% утвержденного плана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 789 млн.руб., на покрытие которого привлекались заемные средства.

2.2 Планирование бюджета  города Калининград программно-целевым  методом

Планирование расходов бюджета  города Калининград происходит программно-целевым  методом. Программно-целевой метод  бюджетного планирования заключается  в системном планировании выделения  бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным  актом целевых программ. Следует  отметить, что суммы, определенные в  программе далеко не всегда совпадают  с теми, что закладываются в  законе о бюджете на определенный год. В основе финансирования программ лежит сметный подход, который  определяет в рамках функциональной классификации расходы на конкретную программу [9, с. 6].

 

В 2009 году решением Калининградской  городской Думы от 16 декабря 2009 г. № 325 “О бюджете городского округа «Город Калининград» на 2010 год и на плановый период до 2011 и 2012 годов” было предусмотрено финансирование 14 муниципальных целевых программ – 8 долгосрочных и 6 ведомственных.

 

В составе расходов на 2010 год в бюджете города Калининград на финансирование долгосрочных целевых программ предусмотрено немногим менее 940 млн.руб. что составляет 11% расходов бюджета города Калининград в 2010 году.

 

 

 

Таблица 2.2.Финансирование долгосрочных целевых программ города Калининград на 2010-2012 гг.(тыс. руб.)

 

 

 

Муниципальные программы

 

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

 

1

 

ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Калининграде на 2009-2011 г.г.»

 

35340,0

 

47120,0

 

 

 

2

 

ДЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах»

 

30000,0

 

30000,0

 

46700,0

 

3

 

ДЦП «Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде» на 2009-2011 годы

 

36900,0

 

20800,0

 

 

 

4

 

ДЦП «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград» в 2009-2011 гг.»

 

179650,0

 

153448,0

 

 

 

5

 

ДЦП «Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграда на период 2009-2012 годы»

 

42908,0

 

82833

<

Информация о работе Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примере бюджета города Калининград