Место страхования в финансовой системе Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность страхования особенно возрастает в период структурных преобразований экономики, когда значительно увеличиваются неопределенность и риски в основных отраслях материального производства в промышленности.
Задачи, которые предстоит решить при изучении данной темы:
- раскрыть необходимость проведения страхования, его специфические особенности и место в общей системе финансовых отношений;
- охарактеризовать функции страхования и состав участников страховых отношений;
- дать классификацию страхования;
- выявить основные проблемы развития различных форм и видов страхования в России;
- выявить перспективы развития страхования в Российской Федерации.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы понять место страхования в финансовой системе Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Экономическое содержание и функции страхования 5
Организация страхования в Российской Федерации 12
Перспективы развития страхования в Российской Федерации 18
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная по финансам.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Страховым агентом может быть физическое лицо, которое от имени  и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов, то есть заключает и возобновляет договоры страхования, инкассирует страховую премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение.

Страховым агентами – юридическими лицами могут выступать: туристические агентства, нотариальные конторы, юридические консультации, бюро брачных знакомств и т.д., которые наряду с услугами профессионального профиля могут выполнять функции по продаже страховых полисов и заключению договоров страхования. Вся совокупность физических и юридических лиц составляет альтернативную сеть распространения услуг страховщика. Взаимоотношения между страховой компанией и страховыми агентами регулируются генеральными соглашениями о сотрудничестве или контрактами. Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются страховщиком по твёрдым фиксированным ставкам в процентах от объёма поступлений страховых взносов по заключённым и действующим договорам, либо в процентах к общей страховой сумме по договорам или к количеству договоров данного типа.

Должным образом лицензированные субъекты страхового рынка – в подавляющем количестве случаев юридические лица (включая государство). Именно они аккумулируют средства страхователей и размещают эти средства в надёжные и ликвидные активы.

 

 

2. Организация страхования в Российской Федерации

Страхование как система  экономических отношений охватывает различные объекты и субъекты страховой ответственности, формы организации деятельности. Чтобы разнообразие экономических отношений и создать единую и взаимосвязанную систему, необходима классификация страхования.

Классификация страхования представляет собой научную систему деления  страхования на сферу деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. В основу классификации страхования положены два критерия: различия в организации и в объектах страхования. В соответствии с этим делением применяются системы классификации: по форме проведения и по объектам страхования.

На рынке действуют специализированные страховые организации, реализующие  страховой продукт по объёму охвата страховых рисков в форме обязательного  и добровольного страхования.

Обязательное страхование выражает гражданско-правовые отношения, связанные  с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. Именно через издание законов  государство устанавливает обязательную форму страхования. Обязательное страхование базируется на таких принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения.

В Российской Федерации виды, условия  и порядок проведения обязательного страхования определяются действующим законодательством. К области обязательного страхования относятся:

1) обязательное страхование пассажиров  от несчастных случаев на воздушном,  железнодорожном, морском, внутреннем  водном и автомобильном транспорте;

2) обязательное государственное  личное страхование военнослужащих  и военнообязанных, граждан, призванных  на военные сборы, лиц рядового  и начальствующего состава органов  внутренних дел;

3) обязательное государственное  личное страхование сотрудников Министерства РФ по налогам и сборам, должностных  лиц налоговой полиции и таможенных органов РФ;

4) обязательное государственное  страхование личности от риска  радиационного ущерба вследствие  Чернобыльской катастрофы;

5) обязательное медицинское страхование граждан РФ;

6) обязательное государственное  страхование медицинских и научных  работников на случай инфицирования  вирусом СПИДа;

7) обязательное страхование работников  предприятий с особо опасными  условиями работы (работники железнодорожного транспорта, пожарные дружины, спасатели МЧС);

8) обязательное страхование недвижимого  имущества, принадлежащего гражданам;

9) обязательное социальное страхование  граждан РФ.

Добровольное страхование  отличается от обязательного страхования  тем, что гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон – страховой компании и физического или юридического лица, которые закрепляются в заключаемом между ними письменном договоре страхования. В удостоверение заключённого договора страхования физическому или юридическому лицу вручается страховой полис. Эта форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет возможность выбора услуг на страховом рынке. Добровольное страхование носит выборочный характер, так как не все субъекты желают в нём участвовать, а для некоторых лиц могут даже устанавливаться ограничения или запрет на участие.

Объект страхования  является материальным носителем всех признаков, в том числе и экономических интересов страхования. В страховании выделяют отрасли страхования. В рыночной экономике, исходя из характеристики объектов страхования,  целесообразно выделить пять основных отраслей страхования: личное, имущественное, ответственности, экономических рисков, социальное. Подобная классификация определяется перечнем объектов и рисками, подлежащими страхованию.

  1. Личное страхование – это «дополнительная форма материального обеспечения человека», [1, с.39]. При личном страховании компании включают те случаи потери трудоспособности, которые не предусмотрены социальным страхованием. В личном страховании в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование подразделяется на 1) страхование жизни, 2) страхование от несчастных случаев и 3) медицинское страхование. В этом случае во внимание принимаются признаки объекта, объём страховой ответственности и продолжительность страхования. Личное страхование может быть не только рискованным, но и сберегательным. Различают следующие виды личного страхования: обязательное и добровольное.
  2. Имущественное страхование представляет собой отрасль страхования, в которой объём страховых отношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение – возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении. Субъектами выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность. Имущественное страхование подразделяется на подотрасли по форме собственности и социальным группам страхователей. По этим признакам различают имущество экономических субъектов: частное, государственное, арендуемое и отдельных граждан. Особое значение в классификации имущественного страхования имеет выделение опасностей, не связанных между собой, на основе которых определяются виды страхования: страхование имущества от огня; страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий; страхование животных от падежа и вынужденного забоя; страхование транспортных средств от аварий, угона и других опасностей.
  3. Страхование ответственности – «отрасль страхования, где объектов выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя», [2, с.332]. Через страхование ответственности реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят своё конкретное денежное выражение. В страховании ответственности выделяют следующие подотрасли: страхование задолженности и страхование на случай возмещения вреда, которое называют также страхованием гражданской ответственности.
  4. Страхование экономических рисков – это отрасль страхования, где объектом является ущерб, который возникает в процессе предпринимательской деятельности. В страховании экономических рисков выделяются две подотрасли: страхование риска прямых и косвенных потерь. К прямым потерям могут быть отнесены, например, потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования, вследствие недопоставок сырья, материалов и комплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные потери – страхование упущенной выгоды, банкротство предприятия и тому подобное.
  5. В социальном страховании объектом выступает уровень дохода граждан. В его состав включаются такие подотрасли, как страхование пенсий, пособий и льгот. Организации социального страхования основывается на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоокупаемость и самоуправление.

В зависимости от очерёдности  совершения страховых сделок выделяется первичное страхование и перестрахование. Первичное страхование предполагает, что страховая сделка заключается между страхователем и первым по месту и времени страховщиком, который действует самостоятельно. При перестраховании сделка происходит между несколькими страховщиками, один из которых передаёт на согласованных условиях другим страховщикам часть ответственности по принятым на себя обязательствам перед страхователем. При этом перестраховщики не вступают в правовые отношения со страхователем.

Страхование в РФ за последние  годы получило существенное развитие - созданы условия для развития системы страховой защиты имущественных  интересов населения, предприятий  и государства.

Вместе с тем страхование, прошедшее процесс перехода от государственной страховой монополии к возрождению страхового рынка, отстает от потребностей экономики.

Положение дел на российском рынке характеризуется низкими финансовыми возможностями национальных страховых компаний по размещению крупных страховых рисков, что обусловлено:

1. Небольшими размерами уставных капиталов и страховых резервов у страховых компаний;

2. Недостатком опыта проведения страхования, включая оценку страхового риска, управление риском и оценку подлежащего возмещению ущерба;

3. Недостаточно развитой страховой инфраструктурой и методологией расчета тарифов по нестандартным страховым рискам.

Из основных системных  проблем российского рынка страхования  можно  выделить:

  • существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
  • использование не в полной мере механизма страхования, и, в частности, неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
  • относительно слабое развитие страховых операций (зависящее  от общего состояния экономики, совершенствования законодательства в части упорядочивания обязательных видов страхования, развития долгосрочного страхования жизни, пенсионного и взаимного страхования, налогообложения) сдерживает увеличение собственных средств и накопление страховых резервов у страховых компаний;
  • отсутствие системы вовлечения в инвестиционный процесс денежных средств населения посредством заключения договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий;
  • отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
  • ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка и на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
  • отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере страхового рынка;
  • низкий уровень капитализации страховых организаций (ограниченная финансовая емкость рынка), а также неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
  • информационная закрытость страхового рынка, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
  • несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

3. Перспективы развития страхования в Российской Федерации

Развитие страхового дела в России предполагает новые  виды страхования, которые наряду с  уже имеющимися должны включать специфические риски, присущие рыночному хозяйству.

Основными механизмами  стимулирующего влияния государства  на страховой рынок являются законодательное  развитие обязательных видов страхования  и предоставление страхователям  специальных налоговых режимов.

Законодательное развитие обязательных видов страхования  как механизм увеличения показателей  страховой деятельности в Концепции  развития страхового рынка в России в среднесрочной перспективе  отмечен в числе первых. Его  действие связано не столько с  механическим увеличением оборота отрасли в силу принуждения к страхованию, сколько с доступом страховщиков к клиентской базе и дополнительной продажей полисов по добровольному страхованию. Помимо выполнения основной социальной функции — оказания помощи жертвам ДТП — новый закон существенно расширил страховое поле и дал мощный импульс освоению отечественными страховщиками технологии работы с массовым клиентом. Кроме действующего ОСАГО, подготовлены или находятся в стадии разработки законопроекты по обязательному страхованию ответственности при эксплуатации особо опасных объектов, об обязательном страховании гражданской ответственности производителей товаров (услуг) и работ, об обязательном противопожарном страховании, об обязательном страховании ответственности медицинских работников и др.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (полностью — при страховании имущества, в недостаточных размерах — при личном страховании; при страховании ответственности оно отсутствует).

Необходимо проработать  механизмы предоставления налогового вычета для физических лиц в случае приобретения полисов по долгосрочному (пенсионному) страхованию жизни, добровольному медицинскому и другим социально значимым видам страхования. Важнейшим, на наш взгляд, способом стимулирования развития страховой отрасли является предоставление возможности выбора между обязательной (государственной) и добровольными системами медицинского и пенсионного обеспечения.

В условиях названных  системных проблем российского  рынка, в современных условиях необходимо создание целостной научной системы, обеспечивающей дальнейшее развитие и  совершенствование страхования.

Развитие страхования  в РФ должно осуществляться по следующим направлениям: - исследование страхового законодательства;

Информация о работе Место страхования в финансовой системе Российской Федерации