Местные финансы в составе финансовой системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Целью финансовой деятельности местных органов власти являются:
удовлетворение общественных интересов и потребностей;
содействие социально-экономическому развитию регионов.

Задачи и функции местных органов управления можно разделить на 2
группы:
задачи и функции, которые вообще переданы местным органам власти, в пределах местных интересов и являются их неотъемлемой компетенцией;
задачи и функции, порученные местным органам центральной властью, так называемые делегированные полномочия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. Состав и функции местных финансов…………………………………….6
2. Государственная региональная финансовая политика…………………..9
3. Проблемы становления и развития местных финансов в Украине……13
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Местные финансы.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Основными целями региональной финансовой политики в соответствии с Конституцией Украины являются:

  • бюджетная система строится на принципах справедливого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами (ст. 95);
  • государство финансово поддерживает местное самоуправление  (ст. 142).
 

     В соответствии с этим основными направлениями  региональной финансовой политики являются:

  • сближение уровней социального и экономического развития территорий;
  • обеспечение комплексного экономического и социального развития территориальных единиц;
  • преодоление диспропорций территориального размещения производственных мощностей;
  • реструктуризация экономической и социальной сфер депрессивных территорий;
  • создание условий для эффективного и рационального использования природных и ресурсных возможностей территорий.
 

     Для достижения этих целей необходима разработка долгосрочных

программ.

     Основные  задачи финансовой политики регионов:

     · необходимо создать правовую базу для реализации целей государственной региональной финансовой политики.  Богатые территории должны в обязательном порядке передавать часть ресурсов для поддержки территорий со слабой финансовой базой.  Это необходимо закрепить законодательно в Конституции Украины;

     · необходимо установить перечень всех депрессивных районов,  требующих поддержки,   использовав синтетический индекс развития регионов,  который должен учитывать такие факторы:  ВВП на душу населения, ВВП на одного работающего, уровень безработицы;

     · создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который является фактором ускоренного развития территорий;

     · развитие производственной и социальной инфраструктур,  которые создадут условия для деятельности   бизнес-структур в депрессивных районах,  а именно –  инвестиционных компаний,  бирж и др.   

     Именно  они будут содействовать привлечению в эти регионы дополнительных средств.

     Финансовая  политика на местном уровне соответствует:

  • уровню развития продуктивных сил и производственных отношений;
  • историческому этапу развития общества;
  • единой экономической политике государства.
 

     При разработке стратегии финансовой политики региона определяющим фактором является структура собственности на средства производства.

     Стратегическая  финансовая политика Украины в переходный период была направлена на поддержку развития различных форм собственности.

     Президент Украины 12.05.1998 г. Издал Указ «О государственной поддержке малого предпринимательства»,  в соответствии с которым были образованы денежные фонды поддержки малого и среднего бизнеса.  Но они использовались неэффективно,  часто не возвращались, поэтому создание их было приостановлено.

     Так как структура собственности на средства производства   в каждом регионе различна,  местные органы самоуправления в соответствии со стратегическими направлениями финансовой политики государства самостоятельно определяют направления тактической политики,  исходя из особенностей развития производственных отношений и продуктивных сил в каждом регионе.

     Финансовая  политика на местном уровне учитывает:

  • потребность в средствах для развития региона;
  • реальные возможности экономические и финансовые региона;
  • задачи, стоящие перед данным регионом.
 

     Финансовая  политика,  как государства, так и местных органов власти,

реализуется через финансовый механизм.

     Финансовый  механизм – совокупность форм и  методов, инструментов и рычагов влияния на экономическое и социальное развитие регионов в процессе распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

     Функционирование  финансового механизма обеспечивается через определенные организационные структуры, а именно:

  • финансовое планирование;
  • управление финансами;
  • финансовый контроль;
  • правовую регламентацию финансовой деятельности.
 

     Особенностями действия финансового механизма  на региональном уровне являются:

  • финансовый механизм связан с формированием и использованием целевых централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов;
  • финансовый механизм дает возможность на практике реализовать стратегию и тактику финансовой политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблемы становления и развития местных финансов в Украине 

     К основным направлениям усовершенствования системы местных финансов относятся:

     1. Необходимость реформирования бюджетной системы в направлении укрепления финансовой независимости местных бюджетов,  четкого разграничения функций между отдельными звеньями местных бюджетов,  а,  следовательно, и распределения доходов по уровням.

     2. Необходимость территориального    укрупнения органов местного самоуправления на уровне сел,  поселков и городов районного значения. Осуществить это возможно путем проведения административно- территориальной реформы с определением оптимального количества  жителей территориального общества низшего уровня.

     3. Усовершенствование бюджетного регулирования путем:

  • разработки научных подходов к определению норм отчислений в местные бюджеты от регулирующих общегосударственных налогов;
  • установления обоснованных размеров дотаций, субсидий, субвенций.

Необоснованное  уменьшение субвенций из Государственного бюджета на финансирование льгот и субсидий    населению на оплату электроэнергии, газа, коммунальных услуг составило в 2002 г. на 21,3 млн. грн., т.е. на 13,7%  меньше, чем в 2001г.

     4. Дальнейшее развитие системы местного налогообложения путем формирования стабильной доходной базы местных бюджетов на основе принятого Налогового кодекса. Для этого в налоговом кодексе должны быть четко определены:

  • во-первых,  механизм расчетов по каждому налогу,  их учет,  перечень льгот и ответственность за нарушение бюджетной дисциплины;
  • во-вторых,  закрепленные источники доходов местных бюджетов.
 

Налоговый и Бюджетный    кодексы необходимо взаимоувязать по доходам местных бюджетов. 

     5. Бюджетным кодексом не урегулированы межбюджетные отношения на уровне районного бюджета и бюджетов местного самоуправления (городов районного подчинения,  сел и поселков).  В соответствии со ст.73  Бюджетного кодекса запрещено предоставление кредитов одним бюджетом другому,  что является причиной возникновения кассовых разрывов. Механизм получения кредитов в банках не отработан, поскольку в бюджете местных органов не определены расходы на    обслуживание кредитов.  Эта проблема в данный момент обострилась в связи с переходом местных бюджетов на казначейское обслуживание по доходам и расходам.  Казначейство не готово к решению этих задач,  т.к.  отсутствуют подготовленные управленческие кадры.

     6. Проблема передачи собственности между уровнями бюджетов, которая возникла в результате реформы межбюджетных отношений.  Решение этого вопроса позволит увеличить поступления в местные бюджеты.

     7. Неудовлетворительная работа на местах по вопросу продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения и сдачи в аренду.

     8. Необходимо установить эффективный контроль за качеством исполнения бюджета и  ликвидировать налоговую задолженность.

     9. Требуют решения финансовые проблемы предприятий коммунальной формы собственности.  Большинство этих предприятий находится на хозяйственном расчете, в случае необходимости получая дотации из местных бюджетов.  Поэтому эти предприятия при увеличении тарифов на свои услуги должна учитывать следующие факторы:

  • платежеспособность населения;
  • возможности предоставления населению дотаций, субсидий малообеспеченным гражданам.

     10. Проблема специальных   фондов органов местного самоуправления. Статья 13  Бюджетного кодекса определяет,  что специальный фонд формируется  «за счет конкретно определенных источников поступлений», которые определяются исключительно законами Украины.  Такой подход образования специального фонда в составе местного бюджета осложняет не только процесс утверждения проекта бюджета в связи с отсутствием определения стабильных источников финансирования и их перечня в законодательстве,  а и своевременность финансирования регионов из Государственного бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются местные финансы, которые охватывают:

     • местные бюджеты (в Украине – это бюджет Крымской АР, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты);

     • финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей;

     • местные внебюджетные фонды. 

     Местные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных  с социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.

     Таким образом, местные финансы – это  система формирования, распределения и использования денежных и иных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения местными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных.

     В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

     Через местные финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам  власти средств для их бюджетов, осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

     С помощью местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

     Местные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий. Главное  их назначение – финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником ее финансирования являются бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Местные финансы в составе финансовой системы Украины