Местные финансы в составе финансовой системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Целью финансовой деятельности местных органов власти являются:
удовлетворение общественных интересов и потребностей;
содействие социально-экономическому развитию регионов.

Задачи и функции местных органов управления можно разделить на 2
группы:
задачи и функции, которые вообще переданы местным органам власти, в пределах местных интересов и являются их неотъемлемой компетенцией;
задачи и функции, порученные местным органам центральной властью, так называемые делегированные полномочия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1. Состав и функции местных финансов…………………………………….6
2. Государственная региональная финансовая политика…………………..9
3. Проблемы становления и развития местных финансов в Украине……13
Заключение…………………………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Местные финансы.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………………2

     1. Состав и функции местных финансов…………………………………….6

     2. Государственная региональная финансовая политика…………………..9

     3. Проблемы становления и развития местных финансов в Украине……13

     Заключение…………………………………………………………………...16

     Список  использованной литературы……………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Функционирование  МФ связано с необходимостью обеспечения финансовыми ресурсами местных Советов и органов власти местного самоуправления.

     В соответствии с Конституцией Украины  (статья 140) «Местное самоуправление –  это право территориальных коллективов  (громад)  самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

     Территориальное общество  (громада) –  совокупность людей, которая

проживает на соответствующей территории и образует низовую административно-территориальную единицу и наделено правом самоуправления.

     Формирование  местных органов власти и их финансов в различных странах осуществлялось в конце 18 начале 19 века.

     В современных правовых государствах местные органы власти входят в общую систему государственного управления.  Наблюдается тенденция роста государственных функций,  которые передаются в компетенцию местных органов власти.

     В 1985г.  была подписана Европейская Хартия о местном самоуправлении,  которая и заложила общеевропейские принципы организации местного самоуправления.  В ноябре 1996г.  к Европейской Хартии присоединилась и Украине. 

     Правовые  основы функционирования местного самоуправления Украины определены:

    1. Конституцией Украины (ст.7, ст.140-146);
    2. Бюджетным кодексом Украины (от 21.07.2001г.);
    3. Законом Украины «О местном самоуправлении» (от 27.05.97 г.);
    4. Законом Украины «О системе налогообложения» (от 02.02.94 г.);
    5. Декретом Кабинета Министров «О местных налогах и сборах».

     Исторически первоначально возникли государственные  финансы, местные финансы выделились в отдельную экономическую категорию позднее – два столетия назад.

     Если  причиной функционирования финансов вообще является, во-первых, возникновение государства, во-вторых, развитие товарно-денежных отношений, то причинами возникновения местных финансов являются:

  • наличие территориальных коллективов;
  • развитие продуктивных сил в соответствии с законами развития общества;
  • выделение функций и задач,  которые возлагаются на органы местной власти;
  • развитие демократических основ и рыночных отношений.
 

     Целью финансовой деятельности местных органов  власти являются:

  • удовлетворение общественных интересов и потребностей;
  • содействие социально-экономическому развитию регионов.
 

     Задачи  и функции местных органов  управления можно разделить на 2

группы:

  • задачи и функции,  которые вообще переданы местным органам власти,  в пределах местных интересов и являются их неотъемлемой компетенцией;
  • задачи и функции,  порученные местным органам центральной властью, так называемые делегированные полномочия.
 

     К компетенции местного самоуправления относятся: 

  • образование,
  • охрана здоровья, 
  • благоустройство территории, 
  • жилищно-коммунальное хозяйство, 
  • строительство, 
  • водообеспечение, 
  • тепловое хозяйство, 
  • транспорт,
  • решение экологических проблем и др.
 

     В соответствии с объемами полномочий местных органов строится система местных финансов,  т.е.  определяется их величина в ВВП.  В настоящее время через местные финансы перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов.  Уровень муниципальных расходов в ВВП в Украине составляет 7-8%, в Швеции – 25%, в Дании – 20%, на Кипре – 1,4%.  Уровень муниципальных расходов в совокупных государственных расходах составляет: в Украине – 30%, в Норвегии – 60%, в Литве – 59%, в Швеции – 36%, на Кипре – 4,1%.  

     Эти данные подтверждают, что местные  финансы:

  • важное звено финансовой системы государства;
  • самостоятельная экономическая категория.
 

     По  своей экономической сущности  «Местные финансы» – это система формирования,  распределения и    использования финансовых ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач как собственных, так и делегированных.

    Формирование  местных финансов в Украине:

     1. Начало: 1864г. –  Земские реформы и образование органов местного самоуправления.

     2. Дальнейшее развитие: до 20-х годов  20 столетия.

     3. 1920г. –  отмена разделения бюджета на Государственный и местный, централизация финансов.

     4. 1990г. – возрождение местных финансов в связи с перестройкой и переходом к рыночным отношениям.

     5. Самостоятельное развитие местных финансов в Украине с началом провозглашения независимости.

     6. Развитие местных финансов в рыночных условиях хозяйствования, основными чертами которых являются:

  • возрастает роль местных финансов в распределении ВВП (в 2002г.  через местные финансы было распределено 24,6% ВВП);
  • с развитием различных форм собственности местные финансы укрепляются, развивается коммунальная форма собственности;
  • расширяются права местных органов самоуправления; 
  • часть полномочий государство передает местным органам для обеспечения финансовыми ресурсами своих функций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Состав и функции местных финансов 

     Местные финансы состоят:

  • из сферы финансовых отношений,  возникающих в процессе формирования,  распределения и использования централизованных фондов денежных средств, т.е. бюджетов различных уровней;
  • децентрализованных фондов денежных средств,  т.е.  финансов предприятий коммунальной формы собственности.
 

     За  счет средств местных бюджетов различных  уровней в Украине финансируется свыше 82%  расходов на социальную защиту населения и около 72%  расходов на социально-культурные мероприятия. 30%  ресурсов сконцентрировано в областных бюджетах; 70% - на уровне районов, городов,  сел и поселков.

     1. Сфера централизованных финансов.

     Финансовые  отношения,  возникающие в процессе формирования и использования бюджетов различных уровней, охватывают отношения между   органами самоуправления различных уровней,  с одной стороны,  и работниками учреждений образования, охраны здоровья, культуры, спорта и т.д.,  с другой стороны,  которые возникают в процессе использования бюджетных средств и формирования фондов оплаты труда работников бюджетной сферы.

     2. Сфера децентрализованных местных финансов охватывает экономические отношения,  связанные с формированием,  распределением и использованием      денежных фондов предприятий коммунальной формы собственности. Эти отношения возникают между органами самоуправления,  как представителями собственника предприятий коммунальной формы собственности и между предприятиями коммунальной формы собственности. На коммунальных предприятиях возникают следующие экономические отношения:

  1. между руководителями этих предприятий и их работниками по поводу формирования использования фондов заработной платы, материального поощрения, амортизационного, других фондов;
  2. между коммунальными предприятиями и предприятиями других форм собственности.
 

     Органы  местного самоуправления имеют право:

  • денежные средства коммунальных предприятий перераспределять внутри этих предприятий и между ними;
  • предоставлять льготы и освобождать от налогов,  которые зачисляются в местный бюджет.
 

     Сущность  местных финансов раскрывается через  их функции:

  • распределительную;
  • контрольную.
 

     Местные финансы – стоимостной инструмент формирования, распределения и использования денежных фондов местного назначения путем перераспределения ВВП на средства,  которые направляются на удовлетворение конкретных потребностей в экономическом и социальном развитии, и контроля за этими процессами.

     Удовлетворение  потребностей осуществляется на стадиях  первичного и

вторичного  распределения ВВП.

     При первичном распределении вновь созданной стоимости на коммунальных предприятиях:

  • образовывается амортизационный фонд;
  • обновляется стоимость оборотных средств;
  • формируется фонд заработной платы,  пенсионный фонд,  фонд социальной защиты;
  • выделяется НДС и прибыль.
 

     При вторичном распределении или  перераспределении:

  • формируются централизованные фонды:  общегосударственные,  областные, районные, сельские и поселковые бюджеты; 
  • осуществляется    регулирование бюджетов всех уровней,  т.е.  межтерриториальное распределение средств.
 

     С помощью распределительной функции  органы местного самоуправления:

  • осуществляют внутри территориальное распределение    созданной стоимости;
  • распределяют денежные средства между производственной и непроизводственной сферами;
  • устанавливают оптимальные пропорции между различными фондами предприятий коммунальной формы собственности;
  • обеспечивают  приоритетное развитие коммунальных предприятий.
 

     С    помощью контрольной функции  органы местного самоуправления:   

  • контролируют стоимостные и натуральные пропорции развития региона и его административно-территориальных единиц,  предприятий сферы материального производства, учреждений социально-культурной сферы;
  • контролируют    формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
  • контролируют процессы производства на предприятиях коммунальной формы собственности.
 

     С    помощью контрольной функции  осуществляется организация и проведение финансового контроля.

     2. Государственная региональная финансовая политика 

     Государственная региональная финансовая политика – это система мероприятий,  осуществляемых центральными органами власти с целью управления процессом образования,  распределения,  перераспределения и использования финансовых ресурсов в регионах  и других административных единицах.

     Главная цель региональной финансовой политики –  обеспечение единых стандартов качества жизни граждан и выравнивание уровня развития регионов.

Информация о работе Местные финансы в составе финансовой системы Украины